Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Изучение нового материала.




Рассказ учителя.

– В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем. Человек, благодаря своим интеллектуальным способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого.

Рассмотрите фотографии нашей планеты, посмотрите, она очень красивая (показывает фотографию Земли).

А вот и другие фотографии. Посмотрите на них (показывает фотографии):

Ш Кит, выбросившийся на берег, – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Ш Водоемы, покрытые нефтью, – последствия аварий на нефтепроводе.

Ш Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.

Ш Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Ш Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

Ш Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Ш А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

– Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет.)

Самостоятельная работа.

– На столе конверты с заданиями. Вам нужно будет на них ответить.

1. как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите. (Да, загрязняется окружающая среда.)

2. Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните. (Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода; вырубаются леса – грязнее становится воздух; выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т. д.)

3. Почему мы говорим, что «Природа в опасности!»? Объясните. (Исчезают растения, погибают животные; создана Красная книга и т. д.)

4. Как вы понимаете пословицу: «Судьба природы – наша судьба»? Объясните. (От нас зависит состояние природы, а от природы – наше здоровье и наша жизнь.)

Проверка самостоятельной работы.

Учащиеся предлагают свои ответы на вопросы.

– А сейчас немного отдохнём на берегу реки.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. Делать так руками нужно: Вместе – раз, Это брасс. Одной, другой – Это кроль. Все, как один, Плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой, Но не отправимся домой.

V.Продолжение изучения нового материала.

– Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока: «Как человек влияет на воздух, воду, почву?».

– А как влияет природа на жизнь человека?

1. Работа по учебнику (с. 31–32).

Рассмотрите иллюстрацию на странице 31. Расскажите, что произошло?

Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? (цепь.)

Почему её назвали цепь? (последовательно передаётся от одного к другому.)

Прочитайте текст на странице 31–32.

Каким образом в организм человека попадают вредные вещества?

Демонстрирует схему поступления вредных веществ в организм человека.

Получается, что человек обречён на медленное отравление.

Подумайте, что можно сделать, чтобы спасти положение. (мнения учащихся.)

Необходимо выработать экологическую безопасность. Человек, не задумываясь, загрязняет природу. Давайте проведём опыт, который покажет, может ли вода влиять на здоровье человека.

Практическая работа (проведение опыта).

– Как можно очистить загрязнённую воду? (предположения учащихся.)

– А сейчас мы проведём опыт по очистке воды.

Опыт проводит ученик, используя план работы, который записан на доске.

План работы «Как очистить грязную воду»:

1) На дно воронки положи вату, на неё поочерёдно мелкие камешки, слой песка – всё накрой кружком промокательной бумаги.

2) Поставь воронку над чистым стаканом.

3) Налей в воронку «загрязнённую» воду.

– Какая вода стала после того, как её пропустили через сделанный тобою фильтр?

– Можно ли пить эту воду?

– Как защитить себя от загрязнённой воды?

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (прыжки на правой ноге.)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке. (прыжки на левой ноге.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (прыжки на месте.)

Стоп! Немного отдохнём

И домой пешком пойдём. (ходьба на месте.)

Индивидуальная работа по карточкам.

– Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе:

• Сортируя мусор,   • Починив подтекающий кран,   • Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,   • Изучая природу,   • Охраняя растения, …бережёшь чистую воду.   …узнаёшь, как ее сберечь.   …даёшь возможность снова сделать полезные вещи.   …бережёшь чистый воздух.   … сохраняешь леса.

VI. Итог урока.

Что нового открыли для себя на уроке?

– Что такое цепь загрязнения?

– Что такое экологическая безопасность?

– А какие экологические проблемы возникают на Земле?

– Чему мы научились сегодня на уроке?

– Какой вывод мы сделаем для себя после того, как мы выполнили огромную работу по изучению таких важных тем, как «Природа», «Человек и природа», «Экологическая безопасность»? (Нужно беречь природу, соблюдать правила личной экологической безопасности, предвидеть опасность и т. д.) Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Если ты взял что-то от Земли – отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, – только тогда Земля останется такой прекрасной, как сейчас. Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Мы должны всегда помнить слова М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

…Ты, человек, любя природу, Не жги ее напропалую

Хоть иногда её жалей. И не исчерпывай до дна.

В увеселительных походах И помни истину простую:

Не растопчи ее полей! Вас много, а она – одна!

Домашнее задание: учебник, с. 31–36 (ответить на вопросы); рабочая тетрадь, с. 20.

Приложение

Памятки

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества:

• Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.

• Всегда тщательно мой овощи и фрукты.

• Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.

• В магазине выбирай экологически чистые продукты.

Как защититься от загрязненного воздуха:

• Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.

• Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.

• Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.

• Попроси взрослых не курить в квартире.

• Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.

• Охраняя растения, бережешь чистый воздух.

Как защититься от загрязненной воды:

• Нельзя купаться возле промышленных стоков.

• Пей только кипяченую воду.

• Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.

Об экологии

Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты.

«Экос» по-гречески значит «дом», «логос» – «учение, наука». Экология – это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем (1834–1919). Но только со второй половины ХХ века человечество всерьёз приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются всё новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек. Затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.

Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис. Экологическая катастрофа…

Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошёл год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом.

Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие всё живое. Новая экологическая беда.

Чему учит экономика

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...