Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4. Принципы и правила организации и проведения выборов




Лекция 4. Принципы и правила организации и проведения выборов

  1. Этапы становления всеобщего избирательного права.
  2. Различные способы и процедуры голосования.

       1. Этапы становления всеобщего избирательного права.

Активное и пассивное избирательное право

Активное избирательное право – это право избирать, пассивное – право быть избранным. Как правило, пассивное избирательное право имеет больше ограничений, и им наделяется меньший контингент граждан по сравнению с обладателями активного. Обосновывается это тем, что при принятии решений на выборных должностях требуется большие ответственность, компетентность и жизненный опыт, чем при принятии решений о том, кто на эти должности будет делегирован.

Но и в этом отношении встречаются исключения. Например, в Венеции в XII–XIII вв. так называемый «Большой совет» из 180 членов избирался сроком на год всего 12 выборщиками. По прошествии года члены совета определяли новых выборщиков. Смысл системы заключался в том, чтобы власть удерживалась в рамках одного и того же круга людей, считавшихся наиболее достойными и компетентными, но границы этого круга могли все же частично изменяться.

Ограниченность избирательных прав ранее (небольшая доля населения имеет право голоса: в 1824 г. президент США Адамс был избран 114 тыс. голосов в стране, население которой составляло более 12 млн. человек. ).

Чартизм (англ. Chartism) — политическое и социальное движение в Англии с конца 1830-х до конца 1840-х годов, получившее имя от поданной в 1839 году парламенту петиции, называвшейся хартией или народной хартией. Чартизм можно считать предшественником социал-демократии, хотя собственно социалистические стремления в нём были весьма слабы.

Главное требование петиции 1839 года, выраженное в 6 пунктах (избирательное право для всех мужчин старше 21 года, тайное голосование, отмена имущественного ценза для депутатов, равные избирательные округа, вознаграждение депутатов, годичный срок парламентских полномочий) и сводившееся к всеобщему, прямому, тайному и равному избирательному праву, было чисто политическим и соответствовало желаниям радикальной части буржуазии.

В XIX веке казалось, будто всеобщее избирательное право решит все проблемы демократии. Один из лидеров чартистского движения О’Коннор сказал в 1838 году: «Всеобщее избирательное право сразу же изменило бы весь характер общества: на место бдительности, сомнениям и подозрительности пришла бы братская любовь, взаимная заинтересованность и всеобщее доверие». В 1842 году он говорил: «... через шесть месяцев после принятия чартистской программы каждый мужчина, женщина и ребёнок в стране будет хорошо накормлен, хорошо обеспечен жильём и одеждой». Не всё так просто, как преподносят и сейчас (ввести демократию, честные выборы и «всё хорошо»).

Термин «всеобщее избирательное право» является условным, т. к. всё равно есть ограничения (возраст, ценз оседлости, нахождение в местах лишения свободы и т. п. ).

Избирательные цензы и исторически обусловленная относительность их восприятия

Избирательный ценз – это ограничение избирательного права по тому или иному признаку.

Ценз может быть сословным, половым, расовым, национальным, религиозным, образовательным, моральным, имущественным, служебным. Выделяют также возрастной ценз (возраст, с которого предоставляется гражданину избирательное право) и ценз оседлости (время, которое необходимо прожить в избирательном округе). В прошлом само собой разумелось, что избирательным правом могут обладать только граждане данного государства. Ныне это уже не представляется аксиомой (например, граждане стран ЕС, постоянно проживая в других странах союза, могут голосовать на местных выборах там, где они живут), поэтому ценз гражданства выделяют наряду с другими.

Сословный ценз заключается в предоставлении избирательных прав лишь представителям какого-то одного или нескольких сословий, например, только дворянам, купцам и т. д. Иногда, напротив, именно знать оказывалась лишена политических, в том числе избирательных, прав. Так произошло, например, в средневековой Флоренции после принятия так называемых «Установлений справедливости» в 1293 г. Постепенно исчезает сословный ценз в новое время по мере отмены самих сословий и утверждения принципа равенства людей перед законом вне зависимости от их происхождения или заслуг. Однако, по сути разновидность этого ценза представляло собой лишение избирательных прав «представителей эксплуататорских классов» в первые годы Советской власти.

Отмена сословных цензов зачастую сопровождалось введением ограничений избирательного права по принципу принадлежности к той или иной расе или нации . Однако и эти цензы изживались по мере утверждения представлений о равенстве всех рас и наций. В США расовые цензы в избирательном праве формально были отменены после войны Севера и Юга. Однако, реально на всей территории страны чернокожее население было полностью уравнено с белыми в избирательных правах только во второй половине XX столетия ( 1968 г. – ряд событий в мире, после этого – риторика «прав человека» со стороны Запада ). Характерным примером существования расовых цензов в избирательном праве в 1960 – 1970 гг. было законодательство ЮАР и Южной Родезии (ранее 3 палаты в парламенте ЮАР). Ограничения избирательного права по принципу принадлежности к той или иной религиозной общине также были широко распространены в прошлом и отменялись по мере отделения церкви от государства и распространения убеждения, что ни одна религия не может обладать монополией на истину.

Одним из основных избирательных цензов в прошлом был ценз по признаку пола: лишение женщин избирательных прав (противоположного варианта история не знает). Еще в середине XIX столетия даже в наиболее продвинувшихся на пути демократии странах отсутствие у женщин избирательных прав казалось совершенно естественным. Считалось, что интересы почти каждой женщины представлены на выборах опекающим ее мужчиной – мужем, отцом, братом и т. д. Когда в 1860-е гг. известный философ Джон Стюарт Милль, на старости лет ставший членом палаты общин британского парламента, на одном из заседаний поднял вопрос о рассмотрении возможности предоставления избирательных прав женщинам в неопределенном будущем, он был просто высмеян, и за ним закрепилось обидное прозвище «дамский депутат». Тем не менее, на рубеже XIX и XX вв. вопрос о предоставлении женщинам избирательных прав ставился уже всерьез, был предметом острой политической борьбы и породил одно из наиболее влиятельных радикальных политических течений того времени – суффражизм. Ожесточенность борьбы вокруг этого вопроса в Англии доходила до того, что власти применяли репрессии к сторонникам суффражизма, а те в свою очередь переходили к экстремистским действиям – поджигали общественные здания, организованно били витрины на центральных улицах, наносили увечья политическим противникам (на одном из митингов, например, они камнем перебили нос молодому Уинстону Черчиллю, в то время выступавшему резко против предоставления избирательных прав женщинам).

Впервые право голоса женщинам на равной основе с мужчинами было предоставлено в Новой Зеландии в 1893 г. В 1902 г. то же было сделано в Австралии. В Европе такое право впервые было предоставлено в октябре 1905 г. царским манифестом, касавшимся управления Финляндией, находившейся в составе Российской империи. На территории США женщины впервые получили право участвовать в выборах в Вайоминге, произошло это еще в 1869 г. Однако до начала XX в., тот же шаг был сделан только в трех штатах. На федеральном уровне поправка к конституции, предоставляющая избирательные права женщинам и уравнивающая их в этом отношении с мужчинами, была принята в США лишь в 1920 г. В Великобритании женщины впервые получили избирательные права в 1918 г., но полностью были уравнены в них с мужчинами только в 1928. Во Франции, Италии, Японии это произошло лишь после окончания Второй мировой войны (почему: рост правого электората). В Швейцарии женщины получили избирательные права только в 1971 г., в Перу в 1979 г., в Лихтенштейне в 1986 г. Россия – формально в 1917-м (Учредит. Собрание).

Имущественный ценз представляет собой требование владеть каким-либо имуществом или иметь определенный уровень доходов (платить определенную сумму налогов), для того чтобы обладать избирательным правом. Существование ценза обосновывалось тем, что только состоятельный человек заинтересован в принятии решений, отнесенных к сфере компетенции выборных органов, и только он имеет право влиять на эти решения, осуществляя в определенном объеме финансирование государства путем уплаты налогов. (Если человек не может наладить свою жизни и жизнь своей семьи, как он может участвовать в управлении государством? ). Представление это изживалось по мере расширения полномочий представительных органов власти, распространения принципа равенства всех людей перед законом и преодоления представлений о материальном богатстве как мере достоинства человека. В США все имущественные цензы были отменены уже к 1830 г. В большинстве европейских стран это было сделано только в конце XIX – первые десятилетия XX в.

Если в рассмотренных ограничениях отдельному лицу, трудно что-либо изменить то образовательный ценз, разновидностью которого является ценз грамотности, преодолеть, при наличии желания, обычно бывает легче. В свое время даже сторонники либерализма (например, тот же Джон Стюарт Милль) полагали, что избирательное право следует предоставлять лишь достаточно образованным людям, при том что стартовые условия в обществе должны быть для всех одинаковы. В последние десятилетия XX в. ограничения избирательного права по признаку владения грамотой продолжали существовать в ряде стран Азии и Африки, например, в Малайзии, Иране, Египте, Кении. В Бразилии неграмотные могут голосовать на выборах, но это в отличие от образованной части населения не является для них обязательным. В целом в современном мире неграмотность, как правило, не является препятствием для приобретения активного избирательного права, что во многом обосновано сегодняшним уровнем развития информационных технологий. В то же время для приобретения пассивного избирательного права в ряде случаев необходимо преодолеть образовательные цензы, обусловленные политико-идеологическими мотивами. Так, в некоторых новых государствах, образовавшихся после распада СССР, кандидаты на высшие выборные должности должны были сдавать специальной комиссии экзамен на знание государственного языка и национальной истории. Историческая обусловленность этого ценза и ограниченности избирательных прав (Российская Империя в начале ХХ века – высшее образование у 2% или 5% населения, большинство неграмотные, 80% - сельские жители).

Подобно имущественному и образовательному цензам моральный ценз связан не с принадлежностью к той или иной группе, а с оценкой индивидуальных качеств. Практика лишения избирательных прав за проступки, несовместимые с основополагающими нормами общепринятой морали, распространена в современном мире и в некоторой степени даже имеет тенденцию к расширению. В законе Исландии говорится о том, что «избиратель должен вести пристойный образ жизни и обладать добрым нравом». В Мексике избирательных прав не имеют лица злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах – лишенные родительских прав. Наконец, во многих странах, в том числе в России и Великобритании, избирательных прав лишены отбывающие наказание в местах заключения по приговору суда. Украина – нет или отчасти (способ влияния «админресурса»).

Служебный ценз связан с лишением избирательных прав представителей тех или иных профессий либо лиц, занимающих определенные должности. Ограничение в данном случае обосновывается тем, что данные члены общества по характеру своей деятельности не могут заниматься политикой либо принимать самостоятельные политические решения. В ряде стран это касается военнослужащих (либо всех, либо только рядового состава, либо, напротив, только офицеров), полицейских, сотрудников служб безопасности и т. д. В Мексике, Парагвае, Таиланде пассивного избирательного права лишены священнослужители.

Ограничение избирательного права по возрасту и в настоящее время большинству членов общества представляется естественным. Однако, планка достижения совершеннолетия, первоначально устанавливаемая в этом отношении на уровне 23-25 и даже 30 лет, постепенно снижалась. Ныне в большинстве стран активное избирательное право предоставляется с 18 лет. Впервые эта норма была введена в 1917 г. в революционной России и обосновывалась уже состоявшимся в условиях Первой мировой войны снижением до этого уровня планки призывного возраста. В США и многих европейских странах переход к голосованию с 18 лет состоялся только в 1950 – 1960-е гг. На Кубе и в Иране в настоящее время право голосовать на выборах гражданин получает в 16 лет. В Бразилии такое право также предоставлено гражданам с 16 лет, но для граждан 16-17 лет и старше 70 лет в отличие от прочих оно не является обязательным, и они могут принимать или не принимать участия в выборах по своему усмотрению. Иран – до 70-ти лет. В то же время в некоторых странах возрастной ценз для получения пассивного избирательного права, особенно при избрании на высшие государственные должности (президента и т. п. ), остается по-прежнему довольно высоким. Для кандидатов на пост президента Италии, например, была установлена норма, согласно которой, их возраст не должен был быть меньше 50 лет. В России по действующему федеральному законодательству на пост президента можно претендовать с 35 лет, на мандат депутата Госдумы – с 21 года. Для предоставления пассивного избирательного права может быть задан и верхний возрастной предел.

Существование ценза оседлости обосновывается стремлением отстранить от участия в выборах и в качестве избирателей, и в качестве кандидатов тех граждан, которые непосредственно не заинтересованы в развитии данной территории и решении ее проблем. Для приобретения права голосовать на выборах в местные и региональные органы власти в современных условиях, как правило, достаточно прожить в данной местности от одного месяца до одного года или просто быть зарегистрированным к моменту голосования. В то же время, для получения пассивного избирательного права ценз оседлости в ряде случаев также является более высоким. Иногда такой ценз может использоваться властями как инструмент для отстранения от участия в выборах неугодных им кандидатов. Например, в Кыргызстане на парламентских выборах в начале 2005 г. было принято правило, по которому кандидат в депутаты в течении последних пяти лет должен был большую часть времени прожить на территории страны. На этом основании было отказано в регистрации нескольким лидерам оппозиции, занимавшим должности послов Кыргызстана в ряде зарубежных государств.

Испания при Франко – право голоса только у состоящих в браке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...