Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар № 14. Философские концепции развития 4 часа




ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар № 1. Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Духовный мир человека и мировоззрение. Исторические типы миро­воззрения: мифологическое, религиозное, философское.

2. Генезис философии. Круг её проблем и специфика философ­ского зна­ния. Функции философии.

3. Философия в системе ценностей культуры: отношение филосо­фии к науке, искусству, религии. Проблема человека в философии. Фи­лософия в системе гуманитарных знаний.

4. Проблема философского наследия. Философия и философство­вание. Традиции философствования.

5. Основные компоненты и отрасли философского знания: онтоло­гия, гносеология, логика, этика, эстетика, философская антропология, аксио­логия, социальная философия.

Семинар № 2: Философия Древнего Востока 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Предфилософия и начало философии древних китайцев и ин­дийцев.

2. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм, мо­изм. Период соперничества "ста школ".

3. Особенности философии в древней Индии: чарвака, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта, джайнизм, буддизм.

4. Древнеиндийские и древнекитайские источники о взаимоотно­шении человека, общества и природы.

Семинар № 3,4: Античная философия 4 часа

План семинарского занятия (4 часа):

1. Философия в системе античной культуры. Космоцентризм ан­тичной философии.

2. Проблема бытия у досократиков: Милетская школа, Гераклит, Пифа­гор, Парменид, Демокрит

З. Философия Сократа: человек - основной предмет философии, про­блема единства знаний и добродетели, диалектический метод Со­крата.

4. Философская концепция Платона: теория идей, гносеология, диалек­тика, социально-политическое учение в работах «Государство» и «За­коны».

5. Философия Аристотеля, его социально-политические взгляды.

6.Философские школы античности: эпикурейцы, стоики, скептики, элли­нистический неоплатонизм, эклектизм.

Семинар № 5: Философия Средних веков и Эпохи Возрождения 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Социально-исторические и культурные предпосылки средневе­ковой философии, её основные особенности. Эволюция христианства и возник­новение христианской философии.

2. Учение Аврелия Августина. "Исповедь".

З. Средневековая схоластическая философия. Реализм и номина­лизм. Естественная теология Фомы Аквинского.

4. Философия эпохи Возрождения: гуманистический антропоцен­тризм, пантеистическая онтология Н. Кузанского, натурфилософия, со­циальная философия (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Мон­тень).

Семинар № 6: Философия нового времени 2 часа

Философские системы XVII - XVIII вв.

План семинарского занятия (2 часа):

1. Культурно-исторические предпосылки становления философии Но­вого времени. Научная революция XVII в. Новая картина мира.

2. Эмпирическое и рационалистическое направления в философии XVII - XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

3. Английский субъективный идеализм XVIII в.: Д. Беркли, Д. Юм.

4. Проблема человека и его прав в философии французского Про­свеще­ния,

Семинар № 7,8: Немецкая классическая философия 4 часа

План семинарского занятия (4 часа):

1. Немецкая классическая философия: основные проблемы и этапы раз­вития. Специфика немецкого просвещения.

2. Эволюция философских взглядов И. Канта. Учение Канта о "теорети­ческом Разуме", " практическом разуме" и "способности сужде­ния". "Ко­перниканский переворот в философии" и критический метод Канта. Ка­тегорический императив Канта.

3. Проблема субъекта и объекта в философских системах И. Фихте и Ф. Шеллинга.

4. Система абсолютного идеализма и диалектический метод Г. Ге­геля.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Семинар № 9: Рубежный контроль

Семинар № 10,11: Современная западная философия 4 часа

План семинарского занятия (4 часа):

1. Социально-исторические и культурные условия формирования неклас­сических типов философствования во второй половине XIX в. - начала XX в. Становление неклассических типов рациональности и ир­рацио­нальности.

2. Социально-исторические предпосылки возникновения маркси­стской философии, формирование философских взглядов К. Маркса и Ф. Эн­гельса. Материалистическое понимание истории. Методология фор­маци­онного анализа общественного развития и её альтернатива.

3. Позитивизм и его исторические формы. Прагматическая и фе­номено­логическая философские концепции.

4. Немецкая философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

5. Неклассический и "постклассический" характер философии XX в. Ра­ционализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

6. Философия науки XX в.: неопозитивизм и постпозитивизм.

 

Семинар № 12: Русская философия 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Проблема специфики и генезиса русской философии.

2. Русское просвещение: М.В.Ломоносов и А.И. Радищев и др.

3. Поиск художественно-нравственной опоры и социального идеала в XIX в.: славянофилы и западники, революционеры-демократы и почвен­ники.

4. Религиозно-философский ренессанс. B.C. Соловьёв. Философия все­единства и долженствования.

5. Н.А. Бердяев: Философия свободы и "Русская идея".

6. Русский космизм и современность.

7. Марксистская философия в России: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.

Семинар № 13. Проблемы бытия в философии. Материя и её атрибуты 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бы­тия.

2. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного, его формы.

3. Проблема субстанции в философии. Монизм и плюрализм.

4. Категории материи, её мировоззренческое и методологическое значе­ние.

5. Понятие движения. Единство материи и движения. Качествен­ная спе­цифика и взаимосвязь форм движения.

6. Понятие пространства и временных отношений в природе и со­циаль­ных процессах.

Семинар № 14. Философские концепции развития 4 часа

План семинарского занятия (4 часа):

 

1. Проблема развития в истории и науке. Диалектическая концеп­ция раз­вития, её основные принципы. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики.

2. Понятия категории и закона. Универсальные связи бытия в фи­лософ­ских категориях: единичное и общее, явление и сущность. Взаимо­связь единичного, особенного и общего в образовании.

3. Структурные связи в философских категориях: часть и целое, элемент и структура, форма и содержание. Понятие системы и типы сис­темных объектов. Системный характер образования.

4. Связи детерминации в философских категориях: причина и следствие. Случайность и необходимость, возможность и действитель­ность.

5. Проблема источника развития в философии. Противоречивость бытия и познания. Основные типы противоречий.

6. Специфика социальных противоречий.

7. Диалектика количественных и качественных изменений. Кате­гории количества, качества, меры, скачка.

8. Отрицание в процессе развития. "Отрицание отрица­ния". Пре­емственность, направленность и цикличность изменений.

9. Развитие как единство прогрессивно-регрессивных изменений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...