Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь терминов и персоналий.




- А -

АБСОЛЮТ, абсолютное (лат. absolutus - безусловный) – ничем не обусловленное, свободное, не зависящее от обстоятельств, совершенное, единое начало, придающее смысл человеческой жизни, «предельное основание» человеческого бытия.

АГНОСТИЦИЗМ (греч. agnoston – недоступный познанию) – термин используется для характеристики философского воззрения, отрицающего познаваемость мира.

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia - случай) – несущественное, случайное свойство вещи (в отличие от атрибута как неотъемлемого и существенного свойства).

АНАМИЗМ (лат. anima – душа, дух) – ранняя форма религиозных представлений, одухотворение природных объектов и явлений.

АПОРИЯ (греч. aporia) – парадоксальное по своей логической очевидности и неподтверждаемости привычным опытом суждения, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

АПРИОРНОЕ (лат. a priori – из предшествующего) – знание, предшествующее опыту и независимое от него, доопытное.

АТРИБУТ (лат. attribio – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может существовать и не может быть помыслен.

- Б -

БУДДИЗМ религиозно - философское учение, возникшее в VI – V вв. до н.э.в Индии. Основатель его – Иддхартха Гаутама Шакьямуни, прозванный Буддой (санскр. – «просвещенный»).

БЫТИЕ – одна из самых общих философских категорий, определяемая через отношение с противоположной категорией небытия, (ничто), и фиксирующая свойство, присущее всему, что окружает человека. Изучение Б. осуществляется в такой отрасли философского знания, как онтология.

- В –

ВЕРИФИКАЦИЯ (лат. verus – истинный; facto - делаю) – основополагающий принцип позитивизма. Согласно этому принципу, все высказывания, которые нельзя сопоставить с эмпирическими, «базисными» предложениями науки, с «протокольными» предложениями, лишены смысла, они лишь по форме напоминают высказываемые о чем-то конкретном.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) – учение, согласно которому воля как целенаправленное усилие является основой социальных процессов.

- Г -

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone – наслаждение) – этическая система, которая в качестве высшей нравственной ценности и смысла жизни утверждает достижение наслождения и необходимость избегать страдания.

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutikos – истолковывающий) – философское направление, представители которого полагают, что истолкование, интерпретация есть не чисто познавательная процедура, но форма бытия человека в мире.

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hyle – вещество, материя и zoe - жизнь) – термин, введенный в XVII в. для обозначения учения, признающего «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях, в результате чего материя обретает внутренний динамизм.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (лат. Globus (terrae) – земля (шар)) – совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества.

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - познание) – один из важнейших разделов философии, изучающий взаимоотношения человека и мира в процессе познания, зафиксированное в теории как «субъект - объектное отношение».

ГНОСТИЦИЗМ (греч. gnosis – учение, знание) – философское учение, стремившееся дополнить христианство восточными религиозными представлениями и соединить его с греческой философией.

- Д -

ДЕМИУРГ (греч. demiurgos ремесленник, мастер) – мыслеобраз древнегреческой философии, несущий в себе идею, согласно которой «творец и отец этой Вселенной» создает упорядоченный космос из хаоса, первовещества, «материи».

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determine - определяю) – учение о всеобщей закономерной взаимосвязи всего существующего.

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialektike – искусство вести беседу) – учение о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.

ДОГМАТ (греч. dogmatos – полагать, верить) – мысль ставшая решением воли человека, его твердым убеждением.

ДОЛГ – один из императивных (повелительных, принуждающих) механизмов морали, форма актуализации индивидуального морального сознания.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) – мировоззренческая позиция. согласно которой сущность и происхождение исследуемого объекта можно уяснить, только признав наличие двух противоположных, не сводимых друг к другу равнонаправленных начал, лежащих в его основе.

- Е -

ЕРЕСИ (греч. hairesis – отбор, учение, школа) – фундаментальное исследование веры в ее основах (приверженцы таких учений - еретики); всякое догматическое заблуждение (раскольники, отступники).

- Ж -

ЖИЗНЬ – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации.

- З -

ЗАКОН – 1. Категория. фиксирующая наличие в мире существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей, определяющих функционирование и развитие отдельных «фрагментов» реальности или мира в целом. 2. Применительно к социальной жизни – предписание, являющееся основой различных видов человеческой деятельности, регулирующее функционирование определенных социальных образований.

ЗНАК – чувственно воспринимаемый предмет, замещающий, представляющий другой предмет, свойство, отношение и используемый для приобретения, хранения, передачи информации.

- И -

ИДЕОЛОГИЯ – систематизированная совокупность идей, связанных прежде всего с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив ее преобразования.

ИКОНА (греч. – изображение, образ) – в христианстве, буддизме, ламаизме изображение божества, святых на камне, дереве, полотне.

ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens – пребывающий в чем-то, свойственным чему-либо) – внутреннее присущее предмету, явлению или процессу свойство.

ИНДИВИДУАЛИЗМ – мировоззренческая программа, провозглашающая в качестве высшей ценности интересы индивида, форма осознания индивидуальности.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis - неразумное) – в узком смысле – философское чтение XIX - начало ХХ вв., отвергающее разум как единственную основу человеческого бытия. В широком смысле И. – характеристика различных философских концепций, авторы которых существенно ограничивают место разума в мире и в человеческой жизни и предлагают в связи с этим изменить основные способы человеческой познавательной деятельности.

ИСКУССТВО – практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.

ИСЛАМ (арабск. - покорность) – наиболее поздняя по времени появления монотеистическая религия. Возникла в начале XII в. на Аравийском полуострове.

ИСТИНА – характеристика знания со стороны его соотношения как с материальным миром, так и с областью идеального.

- К -

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (греч. kategoricos – решительный, безусловный, лат. imperatives - повелительный) – формула долженствования, безусловного нравственного веления, введенная И. Кантом для выражения нормы нравственной воли.

КАЧЕСТВО – устойчивая совокупность свойств предмета, отличающая его от всех других предметов и помогающая установить сходство с определенными группами предметов.

КОСМИЗМ русский – специфическое мировосприятие, умонастроение, основанное на вере в органическое единение человека и Вселенной, «всего со всем».

КРЕАЦИОНИЗМ (лат. creation – создание, сотворение) – религиозное учение о создании мира Богом из ничего.

КУЛЬТУРА (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – совокупность внебиологических средств и механизмов человеческой деятельности, необходимых для адаптации к природной среде и для регуляции общественной жизни.

- Л -

ЛЮБОВЬ – в узком смысле – тяготение, стремление людей друг к другу, включающее телесные, душевные и духовные аспекты.

- М -

МАГИЯ (лат. magia) – волшебство, колдовство, чародейство, призванное сверхъестественным путем воздействованить на явления природы, мир вещей, людей, духов.

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный) – одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом. Субстанцией, первоосновой всего существующего, он считает материю – независимую от сознания, духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную, «телесную».

МЕРА – категория, в которой отражено определенное соотношение качественных и количественных характеристик предмета.

МЕТАФИЗИКА (греч. ta meta ta physika – букв. «то, что после физики») – учение о первоначальных бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых вещей и постигаемых разумом, «интеллигибельных».

МИФ (греч. mythos) – 1. Древние повествования о богах и героях, о происхождении природного и социального космоса. 2. Один из способов осознания «вечных» проблем индивидуальной и общественной жизни.

МОНАДА (греч. monas - единица) – центральное понятие философии Г.Лейбница. М. – неделимая, непротяженная, нематериальная, вечная субстанция.

МОНИЗМ (от греч. monos - единственный) – учение, согласно которому все многообразие явлений и процессов, существующих в мире, проистекает из единой первоосновы, субстанции.

МОРАЛЬ (лат. mores – обычаи, нравы) – особая культурно-нормативная форма небиологической регуляции человеческих отношений.

- Н -

НАРРАТИВНЫЙ (англ., франц. narrative – повествование, рассказ) – понятие современной философии, в котором зафиксировано отношение человека к социально-культурной, социально-исторической, «душевной» реальности, понимаемое как постоянная интерпретация меняющегося текста.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – построение завершенной системы природы, претендующей на исчерпывающее объяснения всех природных феноменов.

НИГИЛИЗМ (лат. nihil – ничто) – в самом общем смысле учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов.

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nominalis – касающийся имени) – направление в средневековой схоластике, которое, в отличие от реализма, не признает онтологический (бытийный) статус общих понятий – «универсалий» (Росцелин, Оккам, Буридан, Николай из Отрекура и др.).

- О -

ОТЧУЖДЕНИЕ – характеристика особой формы взаимоотношения человека в процессе его жизнедеятельности с окружающим миром, при которой продукты собственной деятельности противостоят человеку, господствуют над ним, как нечто чуждое ему.

- П -

ПАНТЕИЗМ (греч. pan – все, theos - Бог) – учение, рассматривающее Бога в качестве безличной силы, постоянно присутствующее в мире.

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma – пример, образец) – в широком смысле – модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца.

ПАТРИСТИКА (лат. patres - отцы) – философия и теология первых христианских богословов (II-VIII вв.), то есть Отцов церкви, развернувших истины верыв целостное и творческое философско-религиозное мировоззрение, заложивших краеугольные камни в здание Церкви.

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona – существо, личность) – направление в современной христианской философии, рассматривающее личность в качестве высшей ценности, а весь мир – как проявление творческой активности верховной личности – Бога.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) – мировоззренческая установка, согласно которой существование какой-либо области действительности или мира в целом определяется множеством разнородных, не сводимых друг к другу начал и протекает в разнообразных формах.

 

ПОЗНАНИЕ – духовная деятельность, направленная на воспроизведение в субъектной форме мира предметов, состояний, процессов и др.; их систематизацию и хранене.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma – действие практика) – философское направление, представители которого полагают, что основным критерием оценки как познавательной деятельности, так и всех проявлений культуры является соответствие их жизненной практике, опыту.

ПРИНЦИП (лат. principium – основа, начало) – 1. В онтологии – первооснова, начало мира; понятие П. сходно с понятием субстанции. 2. В гносеологии и методологии науки П. – это сложная, концентрированная форма знания, которая аккумулирует в себе основное направление исследования, его «дух».

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providential - провидение) – один из принципов религиозного мировоззрения, предполагающий предопределенность хода истории и событий отдельной человеческой жизни согласно воле Бога.

- Р -

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – характеристика любого процесса (природного, социального, менталного) как разумно упорядоченного.

РЕАЛИЗМ понятий (от лат. realis – вещественный) – направление в средневековой философии, представители которого считали, что общие понятия (универсалии) существуют объективно, вне и до единичных вещей и до всякого познания их человеком.

РЕЛИГИЯ (лат. religio – благочестие, святыня) – особый тип духовно-практической деятельности, представляющей собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основывающийся на вере в священное.

РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus - относительный) – признание относительности, условности, ограниченности человеческой деятельности в качестве основной ее характеристики.

- С -

САМОСОЗНАНИЕ – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта.

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus – чувство, ощущение) – философское направление в теории познания, согласно которому основным источником и содержанием знания ощущение, которое обладает свойством самообоснованности, достоверности.

СИМВОЛ (греч. symbolon – знак, примета) – необходимый элемент культуры, воплощающий способность материальных вещей указывать на иное, идеальное содержание.

СИМУЛЯКР (букв. «подобие») – термин, утвердившийся в постмодернизме (Ж.Батай, Ж.Бодрийар, Ж.Делез, Ж.Деррида) для обозначения особого класса культурных объектов, к которым неприменимы традиционные характеристики означаемого и означающего.

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos - рассматривающий) – признание в той или иной степени относительности нашего знания, сомнение в возможности получения абсолютного достоверного знания.

СМЕРТЬ – завершающий момент существования живого существа.

СОЛИПСИЗМ (лат. solus – один, ipse - сам) – крайняя форма субъективного идеализма; согласно С., существует только «Я» и его сознание.

СУБСТРАТ (лат. substratum – основа, «подстилка»)- носитель свойств предмета; элементарное образование, взаимодействия которого с себе подобным определяет свойства рассматриваемого предмета.

СУДЬБА – форма переживания и осмысления человеком условий собственного существования в мире.

СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientio - наука) – мировоззренческая позиция, согласно которой особенности познавательной деятельности, характерные для естествознания, являются эталоном для любой формы познавательной активности.

- Т -

ТЕОЦЕНРИЗМ (греч. theos - Бог) – принцип религиозного мировоззрения, предполагающий рассмотрение Бога в качестве основы мира, его сущности.

ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественное сродство мжду человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже – растений или даже предметов; ранняя форма религиозных представлений.

ТРАДИЦИЯ – исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обычаи, правила, нормы человеческой деятельности.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendere – выходить за пределы) – выходящий за пределы эмпирического опыта и организующий этот опыт с помощью априорных (доопытных) форм.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (от лат. transcendere – выходить за пределы) – выходящий за пределы любого возможного человеческого опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это не столько предмет знания, сколько веры.

- У -

УТИЛИТАРИЗМ – этическая система взглядов и поступков, в основе которой лежит стремление к пользе.

- Ф -

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis – роковой, определенный судьбой) – учение, согласно которому все совершившееся в мире должно было совершиться обязательно.

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo – люблю и Sophia - мудрость) – особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействия с ним и его преобразования. Ф. возникает в VII-VI вв. до н.э. в Древней Греции и на Востоке – в Индии и Китае.

- Ц -

ЦЕННОСТЬ - 1. Понятие, которое характеризует «предельные», безусловные основания человеческого бытия. 2. Значение определенных предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом.

- Э -

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudemonia – счастье, блаженство) – этическая система, в основе которой лежит представление, что счастье является высшей ценностью, определяющей все поступки человека, цель его жизни.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. existentia - существование), «философия существования» - философское направление, в котором постулируется абсолютная уникальность человеческого бытия, не допускающая описания в научных терминах, невыразимая с помощью традиционных философских категорий.

ЭМПИРИЗМ (лат. empeiria - опыт) – гносеологическая и методологическая установка, полагающая чувственный опыт в качестве основного источника и содержания знания.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme – знание) – раздел знания, в котором исследуются структура, формы, закономерности функционирования и эволюции знания.

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos – последний, logos - учение) – учение о конце мира и завершении человеческого существования.

ЭТИКА (греч. ethos – место общего пребыванию, нравы определенного сообщества) – теоретическая дисциплина преимущественно философского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура морального сознания и поведения, связь морали с другими формами знания и деятельности.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Так как все указанные темы студенты проходят на лекциях и семинарских занятиях, то целью данного вида работы является: углубление полученных на лекциях и семинарах знаний и их систематизация. После изучения темы на лекции и семинаре, внимательно прочтите конспекты и выполните указанные ниже задания. Учебная литература указана в разделе «список основной литературы» для подготовки к семинарским занятиям и в учебно-методическом обеспечении курса. Допускается использование учебной и научной литературы, а также материалов сети Интернет.

порядок выполнения самостоятельной работы – после каждой изученной темы. Контроль осуществляется каждое пятое семинарское занятие.

Тема 1. (4 часа) Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (2 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (1 час)

1. В чем отличие философии от мифологии?

2. Как соотносятся мировоззрение и философия?

3. Какие функции выполняет философия?

4. Каковы основные компоненты структуры философии?

5. Что такое метод познания?

Тема 2. (5 часов)Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (2 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (1 час)

1. Что такое Атман и Брахман в Ведах?

2. Как переводится название работы «Трипитака»?

3. Какие субстанции выделяются в джайнизме?

4. Какой источник познания локаятики считали единственно истинным?

5. Как характеризуется Дао в даосизме?

Тема 3. (9 часов)Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (2 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (3 часа)

1. В чем суть воззрений Гераклита?

2. Назовите основных представителей элейской философ­ской школы и дайте краткую характеристику их взглядов.

3. Каковы основные проблемы философии пифагореизма?

4. В чем суть атомизма?

5. Что нового внесли в философию софисты?

 

Тема 4. (4 часа)Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (2 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (2 часа)

1. Каковы основные принципы средневековой философии?

2. Охарактеризуйте причины и сущность споров номина­листов и реалистов.

3. Назовите основные положения в философии Фомы Аквинского.

4. Как средневековая философия решала вопрос о соотно­шении разума и веры?

5. Что такое апологии?

 

Тема 5. (4 часа)Задание 1. Ответьте на вопросы (устно или письменно).

 

1. Назовите причины возникновения нового мировоззре­ния в эпоху Возрождения.

2. Каковы особенности гуманизма эпохи Возрождения?

3. Назовите основные проблемы натурфилософии эпохи Возрождения.

4. Охарактеризуйте взгляды Н. Макиавелли на проблемы государства, власти и церкви.

5. Почему учения Т. Мора и Т. Кампанеллы называют уто­пическим?

 

Тема 6. (4 часа)Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (2 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (2 часа)

1. В чем значение космогонической теории И. Канта?

2. Что такое априоризм?

3. В чем различие рассудка и разума в гносеологии Канта?

4. Что представляет собой «категорический императив» Канта?

5. Почему свою философскую систему Фихте называет «наукоучением»?

 

Тема 7. (6 часов)Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (1 час)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (2 часа)

 

1. В чем отличие материалистической диалектики от идеалистической?

2. Почему философский материализм в учении марксизма называется диалектическим?

3. Что положено в основу материалистического понима­ния истории?

4. В чем сущность отчуждения труда?

5. Каковы особенности неомарксизма?

 

Задание 3. Заполните таблицу (3 часа)

 

Философ Основные труды Направление, школа Основные идеи (тезисно)
  Маркс      
  Конт      
  Гуссерль      
  Кьеркегор      
  Пирс      
  Ницше      
  Фрейд      
  Шопенгауэр      
  Гелен      
  Витгенштейн      

 

Тема 8. (7 часов)

Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (3 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (4 часа)

1. Какие нравственные проблемы рассматриваются в твор­честве Максима Грека?

2. В чем основное различие взглядов «нестяжателей» и «иосифлян»?

3. В чем заключаются отличительные особенности соци­ально-философских взглядов В. Татищева и А. Кантемира?

4. Назовите основные черты философии Ломоносова.

5. Кто были представителями философии Просвещения в России?

 

Тема 9. (4 часа)Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (2 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (2 часа)

 

1. Что изучает онтология?

2. Как соотносятся понятия «бытие» и «сущее», «бытие» и «субстанция», «бытие и «материя»?

3. В чем различие между обыденным и философским поня­тиями бытия?

4. В каких основных формах проявляется бытие?

5. В чем отличие философского определения материи от естественнонаучного?

 

Тема 10. (4 часа)

Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (2 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (2 часа)

 

1. Совместимы ли диалектика и догматизм?

2. Как соотносятся движение и развитие?

3. Как соотносятся связь и отношения?

4. Как соотносятся качество и свойства?

5. Как соотносятся логические и диалектические противоречия?

 

Тема 11. (7 часов)Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (2 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (2 часа)

 

1. Как соотносятся сознание и язык?

2. Как понимается сознание в иррациональной филосо­фии?

3. Возможно ли сознание в отрыве от работы человеческо­го мозга?

4. Как соотносятся сознание и самосознание, сознание и бессознательное?

5. Какова связь между субъектом и: объектом в познании?

 

Тема 12. (5 часов)

Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (2 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (3 часа)

1. В чем особенности социального пространства и времени?

2. Как соотносятся социальная философия и социология, социальная философия и история?

3. Какова структура общества как социальной системы?

4. В чем заключается специфика социальных закономер­ностей и тенденций?

5. В чем основное отличие формационного подхода к ис­тории от цивилизационного?

 

Тема 13. (4 часа)

Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (2 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (2 часа)

1. Как соотносятся понятия: индивид, индивидуальность, личность?

2. Создаёт ли человек вторую природу?

3. Каковы исходные идеи философской антропологии?

4. Возможна ли абсолютная свобода личности в обществе?

5. Какие аргументы можно привести в подтверждение те­зиса, что сознание индивида формируется только в обществе?

 

Тема 14. (5 часов)

Задание 1. Повторите пройденный материал (лекцию и семинар). (2 часа)

Задание 2. Ответьте на вопросы (устно или письменно). (3 часа)

1. Какие принципиально новые вопросы поставлены раз­витием современной цивилизации?

2. Что указывает на социальный характер феномена культуры?

3. Какие типы культуры мы можем выделить?

4. Когда и почему возникли глобальные проблемы? Како­вы критерии глобальности?

5. Какие функции в решении глобальных проблем вы­полняет философия?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...