Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и методы оказания медико-социальной помощи населению




Медико-социальная помощь заключается в решении медицин­ских, социально-бытовых, психологических, юридических вопро­сов. Обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания по льготным ценам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности также входят в круг обязанностей медико-социального работника. Больные с ограниченными возможностями должны быть трудо­устроены с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день и т. д.).

В компетенцию медико-социального работника входят вопросы, связанные с нетрудоспособностью больных, направленных в са­натории из больничных учреждений после хирургического заболе­вания или оперативного вмешательства, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986-1987 гг.), ин­валидов, пострадавших от радиационного воздействия, эвакуиро­ванных из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и других категорий лиц.

Медико-социальная работа, которую проводит социальный ра­ботник, — это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.

Служба медико-социальной помощи комплектуется специально подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных ра­ботников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здраво­охранении — основы организации медико-социальной службы.

Для оказания полноценной медико-социальной помощи насе­лению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образова­нием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за пре­старелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.

В компетенцию специалиста высшего уровня (социальный ра­ботник с высшим образованием — социально ориентированный врач) входит получение полной информации о социальном по­ложении населения, создание банка данных — социальной карты региона.

Основными функциями медико-социального работника среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями; содействие в обеспечении медикаментами, пере­вязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам; организация консультативной помощи правоведов, психологов, педагогов; сани-тарно-просветительная работа и обучение само- и взаимопомощи; выявление и пресечение аномальных явлений в семье; форми­рование здорового образа жизни у детей и подростков; осущест­вление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезах.

Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: лицами из числа верующих, представителями Общества Красного Креста и других организаций, которые по убеж­дению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непо­средственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и т. д.).

Через социального работника третьего уровня может осущест­вляться связь медико-социальных работников поликлиники с до­бровольными организациями, оказывающими помощь в соци­альной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур).

Одной из рациональных форм организации социальной помощи населению являются отделения медико-социальной помощи, со­здаваемые при территориальных поликлиниках. Формирование медико-социальных структур на базе лечебно-профилактических учреждений целесообразно по многим причинам и обусловлено прежде всего тем, что общественное здоровье зависит от решения как медицинских, так и социальных проблем.

  1. Технологии социальной работы с семьёй

Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных и инвалидов, специфичность положения беженцев и насилия над детьми и женщинами, а также многое другое. При этом надо помнить, что социальному работнику предстоит иметь дело с различными типами семей, относящихся к культурно несхожим слоям с различными этническими и религиозными традициями, с максимально запутанными проблемами клиентов, с людьми социально ущемленными, фрустрированными. В этих условиях социальная работа в семье выдвигается в число приоритетных направлений.

Намечая концепцию социальной работы с семьей, необходимо знать, что разрешение одной проблемы семьи невозможно без исцеления всего общества. В тоже время задачи следует разделять на необходимые, неотложные, с одной стороны, и перспективные, возможные, долгосрочные, с другой. Конкретная программа действий должна исходить из наличия финансовых и организационных возможностей. Необходима продуманная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, с учетом всех его социально-экономических и демографических характеристик.

Социальную работу с семьей можно разделить на два основных направления: работа в домашних условиях и работа вне дома.

Раскрывая первое направление, отметим, что социальные службы призваны оказывать финансовую помощь семье, предлагать услуги по социальной защите, дневному уходу, ведению домашнего хозяйства, обучению семейной жизни, заниматься семейно терапией, разрешать конфликты.

Второе направление предполагает создание приютов домашнего типа, организацию усыновления, развитие социальных инициатив, взаимодействие с общественными формированиями, которые занимаются проблемами семьи и детей.

Предоставление социальных услуг различным категориям семей является одним из динамично растущих секторов социальной работы в постиндустриальных обществах. В России становление этого вида деятельности было обусловлено не только социально-экономическими трудностями переходного периода, но и построением демократического общества, ростом внимания к социальной субъектности каждой семьи.

Для современного этапа развития работы с семьей характерна большая вариантность в подходах. Это касается выбора типов учреждений, их структурно-функциональных схем и правового статуса. Один из ключевых элементов социальных технологий работы с семьей заключается в том, что они ориентируются не на абстрактную семью, а на различные конкретные типы семей, прежде всего маргинальные, кризисные; в гораздо большей степени, чем это имеет место с пожилыми, учитывает особенности социального окружения конкретной семьи, ее социальные характеристики.

Социальные аномалии, поразившие семью, достигли того порога, за которым начинается деградация общества, крушение его основ. Именно с этим можно связать преобладание реабилитационной и адаптационной функций в системе социальных технологий работы с семьей, несмотря на необходимость и важность профилактики.

Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения семейной проблемы, ознакомления с личностями супругов и их семейными и брачными установками. Негативные черты личности, такие как истеричность, психоастеничность могут быть причиной разрушительных взаимоотношений. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться не выявленным достаточно долго, но в переломные моменты выясняется, что супруги придерживаются различных моделей семьи, имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно в таких ситуациях семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стериотипов, обучение навыкам неконфликтного поведения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии. К числу активно применяемых методик относится так называемая «да-терапия» – аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свое негативное эмоционально-психическое отношение друг с другом. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон отношения супругов друг к другу. В результате баланса положительных или отрицательных ответов отвечающий супруг может как уйти от «презумпции виновности» другого супруга, так и определить свои реальные пожелания относительно него – хочет ли он действительно улучшить отношения, или ситуация идет к разрыву.

В целях реализации семейной политики в России начинает формироваться система учреждений, ориентированных на укрепление и развитие семьи как социального института. Особое место в этой системе занимают центры социальной помощи семье, находящейся в социально опасном положении. Данные центры являются муниципальными учреждениями, которые предназначены для комплексного обслуживания семьи, нуждающейся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов. Основными направлениями деятельности таких центров являются:

- раннее выявление неблагополучия в семьях и осуществление коррекционной работы в интересах несовершеннолетних детей;

- профилактика наркомании и алкоголизма среди подростков и пропаганда здорового образа жизни;

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Необходимым условием успешного функционирования механизма выявления семей, находящихся в социально-опасном положении является тесное взаимодействие центра с представителями микросоциума: работниками медицинских и образовательных учреждений, советов территориального общественного самоуправления, управляющими микрорайонов, которые в силу особенностей своей профессиональной деятельности имеют возможность наблюдать факты, свидетельствующие о неблагополучии в семьях, проживающих на обслуживаемой территории.

Одной из традиционных форм социальной помощи семье, которую можно отнести к групповым, являются клубы. Многие специалисты расценивают клубы как своеобразное творческое пространство, объединение заинтересованных людей разных категорий, у которых существуют общность проблем или деятельности. Дети приходят в данные учреждения для самоутверждения, здесь формируется уважение к самим себе на основе уважения окружающих, здесь они приобретают социальные знания и умения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...