Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель модуля «Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии»




Рабочая программа дисциплины

Научные школы и теории современной психологии

 

 

Направление подготовки

Психология

 

 

Профиль подготовки

Психологическое консультирование

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

Форма обучения

Очная и заочная

 

 

г. Хабаровск

2013г.


1. Пояснительная записка:

Дисциплина «Научные школы и направления современной психологии» предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки «психология», квалификация «магистр» профиль подготовки «психологическое консультирование». Данная программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту, имеет общий объем 72 часа, из которых 12 часов отводится на аудиторную работу и 58 часов на самостоятельную работу. Дисциплина читается во 2 и 3 семестре.

В процессе изучения дисциплины обучающиеся овладевают компетенциями:

совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);

совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-3);

созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки

(ПК-4);

определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);

планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);

сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);

постановке прикладных задач в определенной области применения психологии (ПК-16);

постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-22).

Цели освоения дисциплины Научные школы и теории современной психологии:

Цели дисциплины – дать учащимся системное представление об основной проблематике и направлениях психологических исследований, о возникновении и становлении основных течений психологической теории и практики. Курс позволяет студентам сделать значительный экскурс в историю науки увидеть жизненные пути виднейших деятелей психологии оценить их вклад в развитие научного знания с позиции сегодняшнего дня. Кроме того, в процессе изучения дисциплины учащиеся познакомятся со спецификой постановки и решения фундаментальных и прикладных задач в основных направлениях и школах современной зарубежной и отечественной психологии.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина относится к циклу предметов специализированной профессиональной подготовки магистров психологии. Для быстрого и эффективного овладения данной дисциплиной учащиеся должны хорошо владеть психологической терминологией, читать и понимать профессиональную психологическую литературу.

Знать: основные этапы становления психологии как самостоятельной науки, ее направления и основные школы, специфику постановки и решения фундаментальных и прикладных проблем в современной психологии.

Уметь: анализировать научную психологическую литературу и быть готовым к переносу полученных знаний в практику будущей профессиональной деятельности.

Владеть: навыками определения проблемного поля и планирования исследования фундаментальных и прикладных проблем в современных психологических исследованиях

 

 

  1. Структура и содержание дисциплины «Научные школы и направления современной психологии».
Название модуля 1 Психологические теории и направления. Основные психологические школы.
Номера компетен-ций Трудоем-кость в ЗЕТ Контрольные задания Сем-естр Виды учебной работы в часах
Виды Стои-мость в баллах Лк. Пр. Лаб. Из них в актив. и интер. форм. СРС
ОК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-12   1 ЗЕТ Реф. тесты. 8-10 баллов за 1 работу, тест или реферат            
                   

Цель модуля «Психологические теории и направления. Основные психологические школы»

Данный модуль знакомит учащихся с основными этапами становления психологии и спецификой постановки фундаментальных проблем в различных направлениях и школах современной психологии.

 

Содержание модуля «Психологические теории и направления. Основные психологические школы»

№ п/п Модуль 1 «Психологические теории и направления. Основные психологические школы» Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Лек. П.р. Лаб. Сам. Раб.
  Тема: Первые программы психологии как самостоятельной науки. В.М.Вундт и становление экспериментальной психологии в Германии. И.М.Сеченов и становление научной психологии в России.          
  Тема: Бихевиоризм и необихевиоризм. Д.Уотсон, Б.Ф.Скиннер, Э.Торндайк, Э Толмен, А.Бандура          
  Тема: Феноменология и гештальтпсихология. (М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Коффка, К.Левин)          
4. Тема: Психоанализ как учение о глубинной психике человека. Взгляды 3.Фрейда. Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К. Юнга. Неофрейдизм К.Хорни. Э.Фромма, Г.С.Салливена          
5. Гуманистическая психология как направление психологии, ориентированное на уникальность личности человека (Г.Олпорт, К.Рожжерс, А.Маслоу)          
6. Человек познающий в когнитивной психологии (У.Найссер, Д.Миллер). Когнитивная теория Ж.Пиаже.          
7. Основные направления развития психологии в России. Педология и психотехника, их судьба. Работа в области психологической теории. Поведенческие направления (рефлексология, реактология). Психологические взгляды М.Я.Басова. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Становление деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева. Теория формирования умственных действий, и понятий П.Я.Гальперина. А.Р.Лурия –создатель нейропсихологии. А.А.Ухтомский –учение о доминанте. Психология установки Д. Н. Узнадзе. Теоретические дискуссии 50-х - 70-х годов. Развитие психологической теории в трудах Б.Г.Ананьева. Исследования Б.М.Теплова в области дифференциальной психофизиологии. Б.Ф.Ломов - системный подход в психологии. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков теории развивающего обучения. Л.И.Божович –формирование личности в детском возрасте. Л.И.Уманский парметрическая концепция коллектива          
  Итого:         Защита рефератов, контрольные работы, тесты

4.3.В результате освоения модуля обучающийся должен:

Знать: категориальный аппарат, основные концептуальные подходы в исследованиях и школы современной психологии, специфику определения проблемного поля и планирования научного исследования в различных направлениях.

Уметь: интегрировать знания по основным фундаментальным проблемам и находить собственное проблемное поле исследований

Владеть: навыками сопоставления психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития

 

Название модуля 2 Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии  
Номера компетен-ций Трудоем-кость в ЗЕТ Контрольные задания Сем-естр Виды учебной работы в часах
Виды Стои-мость в баллах Лк. Пр. Лаб. Из них в актив. и интер. форм. СРС
ПК-4 ПК-6 ПК-7 ПК-16 ПК-22   1 ЗЕТ Рефераты, тесты. 8-10 баллов за 1 работу, тест или реферат            
Итого:                  

Цель модуля «Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии»

Данный модуль знакомит учащихся с основными технологиями и путями постановки и решения прикладных задач в различных направлениях современной психологии.

 

Содержание модуля «Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии»

№ п/п Модуль 2 «Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии» Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Лек. П.р. Лаб. Сам. Раб.
  Тема:Экспериментальные исследования в области восприятия, па­мяти, мышления, навыков. Возникновение дифференциальной психо­логии.          
  Тема: Исследования Ф. Гальтона в области способностей и изме­рения интеллекта. Тесты Бинэ-Симона.          
  Тема:Экспериментальная педагогика Э.Меймана. Возникновение педологии. Приложение психологии к медицине. Приложение психологии к области промышленного производства. Возникновение психотехники. Экспериментальные исследования в зоопсихологии.          
4. Тема: Проблема соотношения теории и практики в связи с ростом прикладных исследований в психологии. Зарождение прикладной психологии в США (Г.С.Холл, Д.Кеттел).          
5. Тема: Поведенческая психотерапия - практика бихевиоризма. Гештальттерапия – как практика гештальтпсихологии (Ф.Перлз). Практика психоанализа, аналитической и индивидуальной психологии. Основные принципы клиентцентрированной терапии К.Роджерса. Логотерапия В.Франкла. Когнитивная психотерапия А.Бека. Когнитивная теория личности Д.Келли          
  Итого:         Защита рефератов, контрольные работы, тесты

4.5.В результате освоения модуля обучающийся должен:

Знать: основные технологии постановки и решения прикладных проблем в основных направлениях современной практической психологии.

Уметь: модифицировать и адаптировать существующие технологии научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии.

Владеть: навыками планирования и проведения прикладного исследования в определенной области применения психологии

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...