Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Психологические теории и направления. Основные психологические школы.




 

Продолжительность 2 часа

План:

Цель: Изучение теоретических подходов, научных школ и направлений исследований в зарубежной и отечественной психологии.

Обсуждаемые вопросы:

1. Исследование В. Вундтом явлений и фактов сознания как первая форма научного психологического знания. Сознание как специфически человеческий феномен. У.Джеймс – исследование функций сознания. Сравнительный анализ концептуальных подходов в изучении сознания в структурализме и функционализме.

2. Бихевиоризм как наука о поведении (Дж. Уотсон). Поиск единицы поведения в бихевиоризме. Поведение животных и человека в бихевиоризме. Необихевиоризм Б.Скиннера. Гештальтпсихология как течение в психологии (М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Коффка, К.Левин). Тезис об изначальной целостности, структурной организованности психического в гештальтпсихологии. Сравнительный анализ концептуальных подходов в изучении психических явлений в бихевиоризме и гештальтпсихологии.

3. Психоанализ как учение о глубинной психике человека (З.Фрейд). Поиск источников человеческого поведения и действий в психоанализе. Неофрейдизм. Гуманистическая психология как направление психологии, ориентированное на уникальность личности человека (Г.Олпорт, К.Рожжерс, А.Маслоу). Гуманистическая психология как особая форма антропотехники. Сравнительный анализ концептуальных подходов в изучении личности в психоанализе и гуманистической психологии.

4. Человек познающий в когнитивной психологии (У.Найссер). Учение об общественно- исторической обусловленности человеческой психики в отечественной психологии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Сравнительный анализ специфики исследований когнитивных процессов в отечественной и когнитивной психологии.

 

 

Перечень тем рефератов и докладов к семинару:

  1. Необихевиоризм (Э.Толмен, К Халл).
  2. Неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм, Г.С.Салливан, Э.Эриксон).
  3. Генетическая психология Ж.Пиаже.
  4. Социальный бихевиоризм Д.Мида.
  5. Теория социального научения А.Бандуры и Д.Роттера
  6. Законы научения Э.Л.Торндайка
  7. Необихевиоризм Э.Толмена.
  8. Становление гештальтпсихологии М.Вертгеймер.
  9. Инсайт и принцип изоморфизма В.Келлер.
  10. Проблема развития психики в гештальтпсихологии К.Коффка
  11. Теория психологического поля К.Левина
  12. Гипотетико-дедуктивный подход в необихевиоризме К.Халла.
  13. Теория личности Э.Эриксона.
  14. Гуманистическая теория личности Э.Фрома
  15. Социокультурная теория личности К.Хорни.
  16. Описательная психология В.Дильтея.
  17. Теория персонализма В.Штерна.
  18. Педология комплексная наука о ребенке.
  19. Развитие психологии в России в рамках философии (В.С.Соловьев, Н.О.Лосский, С.Л.Франк).
  20. И.М.Сеченов – основатель рефлексологического подхода.
  21. И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторной деятельности.
  22. Объективная психология В.М.Бехтерева.
  23. К.Д.Кавелин: национальная и индивидуальная психика в контексте культуры.
  24. Психологические проблемы языкознания (А.А.Потебня)
  25. Психологические идеи М.М.Троицкого.
  26. Г.Г.Шпет: язык, мышление и самосознание.
  27. П.П.Блонский: биогенетический подход к проблеме психического развития.
  28. А.Б.Залкид: социогенетический подход к проблеме психического развития.
  29. Психология как объективная экспериментальная наука (Н.Я.Грот)
  30. А.А.Ухтомский – учение о доминанте.
  31. Психологические взгляды М.Я.Басова
  32. Л.С.Выготский – теория высших психических функций.
  33. Воспитание личности в коллективе А.С.Макаренко.
  34. С.Л.Рубинштейн – единство сознания и деятельности.
  35. А.Н.Леонтьев – психологическая структура деятельности.
  36. Теория формирования умственных действий, и понятий П.Я.Гальперина.
  37. А.Р.Лурия –создатель нейропсихологии.
  38. Психология установки Д. Н. Узнадзе.
  39. Физиология построения движений и поведение (Н.А.Берштейн)
  40. А.Ф.Лазурский: исследование индивидуальных различий

41. Исследования Б.М.Теплова в области дифференциальной психофизиологии.

42. Б.Г.Ананьев: комплексный подход к изучению человека.

43. Психология запоминания А.А.Смирнов

44. Б.Ф.Ломов - системный подход в психологии.

45. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков теории развивающего обучения.

46. Л.И.Божович –формирование личности в детском возрасте.

47. К.Е.Платонов: динамическая функциональная структура личности.

48. Л.И.Уманский парметрическая концепция коллектива

 

 

Список рекомендуемой литературы:

Автор Название Вид издания (учебник, учебное пособие) Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц
Основная литература
Ждан, А.Н. История психологии от античности до наших дней Учебник -М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2007. -576 с.
Марцинковская, Т.Д. История психологии Учебное пособие -М.: Академия, 2007. -538 с. -М.: Академия, 2004. -544 с.
Саугстад П. История психологии Учебное пособие -Самара: «Бахрах-М», 2008, -544 с.
Дополнительная литература
Адлер, А. Понять природу человека Учебное пособие СПб.: Академический пр-т, 2000. -256 с.
Бандура, А. Теория социального научения Учебное пособие СПб.: Евразия, 2000. -320 с.
  Великие психологи/ сост. С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко Учебное пособие -Ростов н/Д: Феникс, 2000. -576 с.
Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2-х т. Том 1. Учебное пособие -М.: Мир, 1996. -496
  История психологии. XX век. п\р П.Я. Гальперина Хрестоматия -М.: Академический пр-т. –Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 832 с.
  История психологии.(10-е-30-е гг. Период открытого кризиса). п\р П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан: 3-е изд. Учебное пособие -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 480 с.
Клоннингер, С. Теории личности: познание человека Учебное пособие -СПб.: Питер, 2003. -718 с.
Лихи, Т. История современной психологии Учебное пособие -СПб.: Питер, 2003. -448 с.
Лукацкий, М.А., Остренкова, М.Е. Психология Учебник -М.: ЭКСМО, 2007.-416 с.
Лучинин А.С. История психологии Учебник -Ростов н/Д: Феникс, 2005. -416 с.
Овчаренко, В.И., Лейбин, В.М. Антология российского психоанализа: в 2-х т. Том 1. Учебное пособие -М.: Моск. Психолого- соц. ин-т.: Флинта. 1999. -848 с.
Овчаренко, В.И., Лейбин, В.М. Антология российского психоанализа: в 2-х т. Том 2. Учебное пособие -М.: Моск. Психолого- соц. ин-т.: Флинта. 1999. -864 с.
  Психология личности в трудах зарубежных психологов. п\р А.А.Реана Хрестоматия по психологии -СПб.: Питер, 2000. -320 с.
Петровский, А.В. Записки психолога Учебное пособие -М. Изд. УРАО, 2001. -464 с.
Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии Учебное пособие -Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1996. Т.-1. – 416 с. Т.-2. – 416 с.
Степанов, С.С. Век психологии. Имена и судьбы. Изд 2-е. Учебное пособие -М.: Эксмо. 2002. -592 с.
Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов Учебник СПб.: Питер, 2005. -592 с.
Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции. Учебное пособие -СПб.: Питер, 2004. -384 с.
Фрейд, З. Психология бессознательного Учебное пособие -СПб.: Питер, 2005. -400 с.
Фромм, Э. Кризис психоанализа Учебное пособие -СПб.: Академический пр-т, 2000. -215 с.
Хьелл, Л., Зиглер Теории личности: Основные положения, исследования и применение Учебное пособие -СПб.: Питер Пресс, 2002. -608 с.
Шабельников В.К. Психология души Учебное пособие -М.: Академия. 2003. -240 с.
Шульц, Д., Шульц, С. История современной психологии Учебник -СПб.: Евразия, 2002. -532 с.
Юнг, Г. Психологические типы. п\р В.В. Зеленского Учебное пособие -Спб.: Азбука, 2001. -736 с.
Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX века Учебное пособие -М.: Академия, 1996. -416 с. -М.: Академия, 1997. -416 с.

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 2 (активный семинар в формате круглого стола)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...