Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Факторы и формы регионализации




В процессе регионализации формируется определенная региональная структура государства. Эта структура имеет четыре основных измерения. Политическая ре-гионалистика часто рассматривает политическое, в том числе формализованное политико-административное измерение региональной структуры.

В то же время не следует забывать о других измерениях региональной струк­туры — этнокультурном, социально-экономическом и природно-географическом. С од­ной стороны, эти измерения являются объектом исследований других научных дисциплин. С другой стороны, для политико-административной структуры они выступают в роли внешних факторов, которые прямо влияют на эту структуру, оп­ределяют границы и отношения между районами. Ю. Гладкий и А. Чистобаев, на­пример, выделяют следующие факторы регионализма — природную среду, этни­ческий, демографический, расселение, конфессиональный, политико-географиче­ский [Гладкий, Чистобаев, 2000].

Таким образом, следует говорить об этнокультурных, социально-экономиче­ских и природно-географических факторах политической регионализации. Поли-

Региональная структура государства

тическая регионалистика должна принимать во внимание соответствующие изме­рения региональной структуры изучаемого ею государства и рассматривать их во взаимосвязи с политико-административной структурой и между собой.

Природно-географическая структура государственной территории может ана­лизироваться с помощью разработанной отечественными географами методоло­гии. Работы физико-географов имеют особенно большое теоретико-методологи­ческое значение, поскольку предлагают хорошо разработанную горизонтальную и вертикальную структуру пространства.

• Иерархия таксономических категорий, которая включает такие единицы вертикальной структуры, последовательно расположенные одна внутри другой, как страна, область, регион, ландшафт, урочище, фация.

• Горизонтальная структура природной зональности, в соответствии с кото­рой территория делится на природные комплексы — ландшафтные зоны. Напри­мер, А. Исаченко выделяет тундру, тайгу, подтайгу, широколиственную зону, лесо­степь, степь, полупустыню [Исаченко, 1965].

• Явления азональности, связанные с нарушением стройной последова­тельности сменяющих друг друга ландшафтных зон. Эти явления могут быть связа­ны с речными долинами и горными ландшафтами, для которых характерна вы­сотная поясность.

• Смещения в таксономической лестнице, когда в реальности может быть не выражен определенный таксономический уровень, и территория делится на таксоны более мелкого уровня.

Природно-географическая структура государственной территории может влиять на политику разными способами:

• административные границы, которые часто привязаны к природным объ­ектам;

• влияние природно-климатических условий на традиции и, прямо или опо­средованно, на политическую культуру;

• локализация природных ресурсов, которая определяет системы расселе­ния (и через них те же административные границы), экономическую и связанную с ней политическую культуру, стратегические общегосударственные интересы приме­нительно к отдельным особенно важным регионам;

• сложная конфигурация государственной территории, которая может соз­давать проблемы для управления отдельными ее участками.

Этнокультурная структура государственной территории в первом прибли­жении представляет собой его этническую карту, т.е. ареалы расселения (точнее, численного преобладания) тех или иных этнических групп и смешанные (пере­ходные) зоны.

Глава 1 Теория и методология политической регионалистики

• Этнолингвистические ареалы могут рассматриваться как через собст­венно ареалы расселения тех или иных групп, так и через иерархию таксономиче­ских категорий (языковые семьи, языковые группы, отдельные языки, диалекты).

• Структура конфессиональных ареалов предполагает деление территории на ареалы распространения больших и малых конфессий, субконфессиональных групп и сект.

• Многие моноэтнические ареалы характеризуются своей сложной и много­уровневой субэтнической структурой, которая определяется через диалекты, суб­этническую идентичность, бытовую культуру.

• Концепция Л. Гумилева оперирует такими понятиями, как этноценозы и месторазвития [Гумилев, 1990].

Автор в одной из своих работ по культурной географии [Туровский, 1998] предлагал следующие таксономические категории культурных ландшафтов для опи­сания территориальной структуры и иерархии культурного пространства:

♦ культурный мир;

♦ страна (между культурным миром и страной в сложно устроенных культурных мирах возможна промежуточная категория — область);

♦ земля (между страной и землей в сложно устроенных странах воз­можна промежуточная категория — край);

♦ местность;

♦ община;

♦ культурный объект.

Сложившаяся этнокультурная структура государственной территории имеет огромное влияние на политическую регионализацию. Следствием этнокультурной дифференциации являются, например, региональные и локальные политические культуры, которые в свою очередь могут влиять на особенности региональных политических систем, региональных политических режимов, региональных элит. Региональные и локальные политические культуры нередко проявляются и на ад­министративной карте, если им удалось выступить в роли регионообразующих субъектов и добиться создания административных единиц, совпадающих с граница­ми их распространения. Региональные и локальные политические культуры демон­стрируют свои различия во время выборов и при формировании региональных элит.

Социально-экономическая структура государственной территории также в каж­дом случае является уникальным явлением. Она может быть описана с помощью экономических районов, каждый из которых отличается своей хозяйственной спе­циализацией, а точнее, как правило, комплексом специализаций. Школа эконо­мического районирования успешно развивалась в СССР (деление страны на эко­номические районы).

Социально-экономическая структура также серьезно влияет на политиче­скую структуру. Она ведет к трансформации системы расселения (миграции, соз-

Региональная структура государства

дание новых центров), что часто влечет за собой перекройку административных гра­ниц. К тому же, социально-экономическая специфика территории определяет по­литическую культуру ее населения.

Региональная структура может быть как формальной, так и неформальной. В первом случае говорят об административно-территориальной (или политико-административной) структуре, во втором используют понятие "территориально-по­литическая (или политико-территориальная) структура".

Наиболее явной и строго формализованной политико-административной структурой является административно-территориальное деление (АТД) государ­ства. Это — классический пример нормальной иерархии регионов, когда терри­тория без остатка делится на единицы первого порядка, те в свою очередь на еди­ницы второго порядка и т.п. Для сравнения заметим, что в природно-геогра-фической структуре возможны аномалии в связи с неоднородностью низовых таксонов, отсутствием кратности, т.е. выпадением (невыраженностью) некоторых таксономических категорий, наличием азональных явлений.

Не следует также считать, что административно-территориальное деление яв­ляется единственной юридической формой регионализации. Например, экономиче­ские районы в СССР имели официальные границы, активно использовались в эко­номическом планировании и при ведении государственной статистики. Экономиче­ское районирование является "дополнительной" формой АТД и в некоторых странах рыночной экономики, облегчая и упорядочивая государственное регулирование.

Возможны разнообразные специализированные и ведомственные сетки, свя­занные, например, с военными, судебными, статистическими и прочими района­ми. Предметом исследования может быть конгруэнтность, т.е. совпадение или не­совпадение этих сеток. Не исключается юридическое оформление ячеек социаль­но-экономической и этнокультурной структуры, например в случае официального признания экономических районов или наделения этнических ареалов политиче­ской автономией и статусом административных единиц.

Политическая структура государственной территории развивается под воз­действием внешних (экзогенных) факторов, указанных выше, а также в результа­те действия внутренних (эндогенных) факторов, непосредственно связанных с политическими процессами.

1.1.5





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.