Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Факторы административно-территориального деления

АТД любого государства является функцией его региональной структуры. Сама региональная структура, как ясно из первой главы, формируется в результате сложных эволюционных процессов и представляет собой несколько накладываю­щихся друг на друга структур различного происхождения. Региональную структуру государства можно представить как наложение этнокультурной, природно-географи-ческой и социально-экономической структур.

Исходя из этого, а также из существующей практики административно-тер­риториального деления, можно выделить следующие группы факторов, определя­ющих формирование его системы.

1. Этнокультурные факторы.

В многонациональных государствах использование этнических границ для выделения административно-территориальных единиц является распространенным принципом. Действительно, регионы с этнокультурной спецификой формируются вне зависимости от желаний и воли государственных лидеров и представляют со­бой территориальные образования, обладающие собственной идентичностью и представляющиеся очевидными ячейками региональной структуры. Другими сло­вами, этнические ареалы часто являются хорошо выраженными на местности не­формальными регионами.

Но, опасаясь сепаратизма и не желая идти на политические уступки нацио­нальным меньшинствам, многонациональное государство нередко избегает созда­ния таких ситуаций, когда каждая административная единица обязательно пред­ставляет собой ареал проживания определенного этноса. Впрочем, превращение этнических ареалов в ATE происходит нечасто и по иным причинам: четкая этни­ческая граница, разделяющая ареалы проживания двух этносов, является редким явлением, поскольку этносы часто смешиваются друг с другом на одной террито-

2.1 Административно-территориальное деление государства

рии, наблюдаются феномены переходных зон, этнических анклавов и эксклавов и т.п. Поэтому поделить территорию государства на "аккуратные" ATE с ярко выра­женной этнической спецификой нельзя при всем желании.

Таким образом, этнокультурные факторы являются лишь одной из несколь­ких возможных групп факторов, определяющих систему АТД и межрегиональные границы. Тем не менее национально-территориальный принцип формирования сетки АТД довольно часто используется в многонациональных федерациях, где регионы, имеющие этническую специфику и, соответственно, ярко выраженную идентичность, являются распространенным типом субъектов федерации.

Крайним примером может служить современная Эфиопия, где националь­но-территориальный принцип был положен в основу АТД при переходе государст­ва к федеративной модели в результате принятия конституции 1994 г. Все девять штатов Эфиопии3 имеют этноконфессиональную специфику и обычно используют этнонимы в своих названиях — Тыграи, Амхара, Сомали (все три штата заселены представителями одноименных этнических групп), Оромия (этнос галла, или оро-мо), Область народностей Южной Эфиопии (этносы группы сидамо), Афар (этнос данакиль), Бэнишангуль-Гумуз (этнос кома и др., относящиеся к народам Цент­рального и Восточного Судана), Гамбела (этносы нилотской языковой семьи — нуэр, ануак) и Харэр (особый мусульманский анклав). В то же время и в "модель­ной" ситуации, характерной для Эфиопии, видно, что абсолютное совпадение этни­ческих и административных границ невозможно. В ряде штатов небольшие народы объединены в группы. Карта этнических ареалов никогда не может иметь столь регу­лярные и геометрически ясные формы, как АТД.

АТД в Индии в значительной степени построено по лингвистическому прин­ципу, который использовался в официальном порядке при определении штатов и их границ на протяжении второй половины XX в. В результате большинство штатов соответствует крупным этнолингвистическим группам. Например, хиндустанцы на­селяют Уттар-Прадеш и Мадхья-Прадеш, раджастханцы — Раджастан, бихарцы — Бихар, бенгальцы — Западный Бенгал, гуджаратцы — Гуджарат, маратхи — Маха­раштру, ория — штат Орисса, телугу — штат Андхра-Прадеш, тамилы — Тамилнад, каннара — штат Карнатака, малаяли — штат Керала, ассамцы — Ассам, пенджабцы — Пенджаб, кашмирцы — Кашмир. Этнолингвистический принцип используется и в отношении мелких штатов. Например, штат Мегхалая населен в основном кхаси и гаро, Нагаленд — нага, Манипур — манипури, Мизорам — лушеи и т.п.

Похожая ситуация характеризует и Пакистан, который делится на четыре провинции, примерно соответствующие четырем основным этническим группам. Этими провинциями являются Пенджаб (пенджабцы), Синд (синдхи), Белуджи­стан (белуджи) и Северо-Западная Пограничная провинция (пуштуны).

3 Наряду со штатами ATE первого порядка в Эфиопии являются два города.

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

Этнокультурные факторы оказали большое влияние и на формирование АТД в унитарных государствах, особенно в тех, которые отличаются высокой степенью децентрализации. Например, в Испании автономные сообщества в ряде случаев имеют этническую окраску (Каталония, Страна Басков, Галисия). В Италии область Валле-д'Аоста определяется по этнолингвистическому принципу (франкоязычное население), также как и область Трентино-Альто-Адидже (германоязычное населе­ние). Очень часто такие "этнически окрашенные" регионы в унитарных государст­вах стремятся к большей автономии по сравнению с "обычными".

Важно отметить, что и в государствах с высоким уровнем централизации можно проследить влияние этнокультурных факторов на формирование сетки АТД. Возможны ситуации, когда названия ATE имеют ярко выраженный этнический ха­рактер. Например, в Иране этнонимы широко используются в названиях регионов (останов), и этнический фактор оказал весьма большое влияние на АТД. Даже бег­лый взгляд на административную карту Ирана позволяет обнаружить такие останы, как Лурестан (луры), Бахтиария и Чехармехаль (бахтиары), Бойерахмед и Кохги-луйе (кухгилуйе), Курдистан (курды), Восточный и Западный Азербайджан (азер­байджанцы), Гилян (гилянцы), Мазендаран (мазендаранцы), Систан и Белуджистан (белуджи).

Исторические факторы.

Распространена ситуация, когда сетка АТД того или иного государства сло­жилась в общих чертах много веков назад и сохраняется в виде определенной на­циональной традиции. Как правило, это — государства с достаточно древней исто­рией, в которых образовались устойчивые территориальные структуры.

Говорить об исторических факторах АТД следует с известной осторожностью, поскольку это понятие условно. Если ATE существует в ее нынешних или близких к тому границах на протяжении минимум двух-трех веков, то тогда ее, вероятно, можно считать "исторической". Уровень консервативности политико-администра­тивной структуры в различных государствах разный. Некоторые государства обра­зовались сравнительно недавно, большинство — в XX в., и потому говорить об ис­торических факторах там можно лишь в редких случаях.

Роль исторических факторов при формировании сетки АТД лучше всего прослеживается в европейских государствах, где региональные структуры сложи­лись еще в Средние века. Причем границы государств могли меняться, а вот регио­нальные структуры при этом оставались достаточно консервативными: просто ре­гионы переходили из рук в руки. Поэтому и возникло популярное представление о современной Европе как о "Европе регионов", где в основе региональной структу­ры лежат еще "феодальные" по своему генезису компактные территориальные ячей­ки — части современных государств. Поскольку с этими ячейками связаны тради­ции и идентичность населения, они стали естественной основой при формирова­нии современных сеток АТД. Роль исторических факторов особенно заметна в та-

2.1 Административно-территориальное деление государства

ких странах, как Германия [Бусыгина, 2000], Австрия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Италия и др. Это заметно по названиям регионов, которые повторяют на­звания старых феодальных государственных образований, и отчасти по их грани­цам. Великобритания (на территории Англии) и Ирландия делятся на старинные по происхождению графства, что тоже напоминает о Средневековье.

Исторические факторы нередко воспринимаются как недостаточно устойчи­вая основа АТД, если мыслить категориями централизованного государства. Воз­никают претензии к такой системе АТД по аналогии с теми системами, которые возникли под преимущественным влиянием этнокультурных факторов. Попытка уйти от исторических факторов при формировании АТД была характерна прежде всего для Франции. Однако радикальная реформа АТД в 1793 г., ставшая геогра­фическим результатом Великой французской революции4, с созданием департа­ментов в наши времена начинает восприниматься по-другому. Все-таки с той поры прошло более 200 лет, и компактные департаменты с их физико-географическими названиями тоже превратились в некую традицию, хотя и менее глубокую, чем де­ление Франции на исторические провинции, "отмененные" в годы Великой фран­цузской революции. Кроме того, создание в XX в. новой, дополнительной админи­стративной сетки из регионов (которые объединяют по несколько департаментов) отчасти привело к воссозданию старых исторических границ. В названиях этих ре­гионов обычно используются названия исторических провинций, тем самым вер­нувших себе статус формальных регионов по прошествии почти 200 лет.

Аналогично и в США, государстве относительно новом, штаты Атлантическо­го побережья выглядят вполне "историческими" образованиями, поскольку восхо­дят к английским колониям XVIII в.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.