Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преодоление экстремальных ситуаций в повседневной жизни




Управление рисками

Как ни оберегай себя от дистрессов, неприятностей, негативных чувств, нервных перегрузок и пр., в жизни все же их не избежать. Причина — жизненные про-

тиворечия разного рода: между желаемым и имеющимся, возможным и действительным, ожидаемым и получаемым, потребным и возможным, необходимым сейчас и требующим времени, старым и новым, зарождающимся и устаревающим. Преодоление противоречий сопряжено с рисками и опасностями. Риск достижения желательного человеку результата содержит угрозу трудностей, проблем, опасностей их непреодолимости, наступления по ходу и в итоге нежелательных, порой необратимых последствий. Проявления рисков, угроз, опасностей происходит не само по себе, а в зависимости от действий человека, от его подготовленности к их пониманию и оценке, построению своего поведения с целью их снижения.

В каждой жизненной ситуации существует своя вероятность, уровень {степень) риска — наступления нежелательных сложностей, опасностей, последствий. Она может быть охарактеризована отношением вероятности происхождения нежелательного последствия к его абсолютной неизбежности:

Уровень риска может быть (рис. 9.1):

пренебрежительно малым, с которым можно не считаться и не предпринимать специальных мер безопасности;

приемлемым, при котором действия возможны, но требуются особые меры безопасности;

непреодолимым, при котором при любых мерах безопасности отрицательные последствия неизбежны.

Управление риском всегда, и в повседневной жизнедеятельности тоже, предполагает:

• оценку ситуаций и планируемых действий с учетом содержащегося в них уровня риска, вероятности успеха и неудач;

• принятие решения действовать только при приемлемом и пренебрежительно малом уровне риска;

• заботу во всех случаях о мерах безопасности, снижающих до предельной возможности уровень риска и повышающих вероятность успеха;

• повышение заботы по снижению уровня риска по мере приближения к непреодолимому уровню;

• поддержание бдительности и готовности при всех принятых мерах безопасности в связи с сохраняющейся вероятностью появления непредвиденных угроз и опасностей.

Оценивая степень риска, человек должен принимать решения и осуществлять действия, соотнося собственные возможности максимального снижения риска, обеспечения безопасности с приоритетами своего поведения. Например, переход улицы в неустановленном месте сопряжен с риском попасть под колеса автомашины. Уровень риска повышается с увеличением плотности дорожного движения, скорости движения автомашин, ширины дороги, снижением обзора, видимости и др. При относительно небольшом уровне риска (отсутствие в видимости автомашин, узкая дорога, ее плохое

покрытие и автомобильные заторы, не позволяющие машинам двигаться с большой скоростью и др.), а тем более большом, решение зависит от ответа на вопрос — а стоит ли рисковать и подвергать опасности собственную жизнь, которой нет цены? При ответе на него разумно принять во внимание все «за» и «против». К таковым относятся: время (возможность перейти в безопасном месте, затратив дополнительное время), события на дороге (например, выбежавший внезапно на дорогу ребенок), события на другой стороне ее (например, случайное обнаружение в потоке прохожих знакомого, с которым нужно обязательно немедленно поговорить), общественная дисциплина, требующая переходить улицу только в установленных местах, возможное негативное, неодобрительное отношение к себе со стороны других людей (прохожих и водителей), возможность вызвать дорожное происшествие (водитель, резко уклоняющийся от наезда на перебегающего дорогу человека, может столкнуться с другими машинами или выскочить на тротуар и сбить людей), отношение к своему здоровью и жизни, собственная ловкость и др. С учетом всего этого, риск перебегания дороги в абсолютном большинстве случаев неприемлем и лишь в исключительных может оказаться оправданным. Но и при этом надо действовать не наобум, а с головой.

Риски и угрозы есть везде и всегда. Каждый может оказаться жертвой транспортной катастрофы, быть убитым молнией, случайно упавшей на голову сосулькой или предметом с балкона, подвергнуться нападению хулиганов, сломать ногу, случайно наступив на корку банана, подвергнуться обману мошенника и др., хотя математические величины вероятности каждого такого события различны. Индивидуальны они и для каждого человека. Пренебрегающий приоритетами безопасности, превышающей нормы приемлемого риска, повышает и вероятность стать жертвой собственной неосторожности. На рис. 9.2 графически представлена опасность авантюрного максимализма в предпринимательстве (этот рисунок приводится во многих международных и отечественных изданиях). Но неосторожность опасна и в повседневной жизни. Так, передвижение в одиночестве по безлюдной и плохо освещенной улице ночью резко повышает степень риска подвергнуться насилию. Если человек хорошо владеет приемами самозащиты или у него есть технические средства (газовый пистолет, электрошок и др.), то уровень риска снижается, хотя никогда не опускается до нуля. Специальная подготовка человека к обеспечению безопасности жизнедеятельности призвана помочь ему. Двигаясь по «реке жизни», следует помнить о «мелях», «рифах», «корягах», «глубинах», других людях, соблюдать осмотрительность и осторожность.

Всех противоречий, рисков, угроз не избежать. Встречаясь с ними и преодолевая их, приходится использовать все свои достоинства и возможности. Психологически процесс их преодоления, по Ф.Е. Ва-силюку, сопряжен с переживаниями1, которые эмоционально могут быть положительно и негативно окрашенными. По степени разрешимости выделяются: трудности — относительно небольшие противоречия и переживания при их преодолении, конфликты — острые противоречия и переживания (не только в общении, но и в делах, в положении, действиях и др.) и кризисы — предельно острые противоречия и события, от решения которых нельзя уйти, но и решить которые доступными индивиду способами невозможно; они сопровождаются состоянием фрустрации. К таким ситуациям обычно относятся: смерть близкого человека, разрыв с любимым человеком, тяжелое, коренным образом меняющее дальнейшую жизнь заболевание; увечье, меняющее существенно внешний вид человека; потеря уважения со стороны близкого и значимого круга людей, пожар, уничтоживший все нажитое; совершение автолюбителем наезда на человека, повлекшее его тяжелые увечья или гибель; достижение старческой немощности и др. Очень важно, как человек переносит кризисы, «удары судьбы», «что человек делает, когда сделать уже ни-

Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

чего нельзя...»1. Переживание, как внутреннее преодоление человеком кризисной ситуации, в которую он попал, по Ф.Е. Василюку, преимущественно зависит от интеллекта человека и его отношении к окружающему миру. Им выделены четыре типа переживаний:

• гедоническое — отрицание свершившегося факта, создание иллюзии благополучия («ничего страшного не случилось») с целью устранения или недопущения тяжелых чувств от происшедшего события;

• реалистическое — принятие происшедшего как необратимого факта, с которым («ничего не поделаешь») надо смириться, забыть и продолжать жить;

• ценностное — принятие неизбежности свершившегося, но не иллюзорное преобразование его в сознании, как при гедоническом переживании, и не пассивное, как при реалистическом, а активное, с новым осмысливанием значения происшедшего для себя, как к новой жизни, которая должна теперь строиться иначе. Такой кризис, например, бывает возрастным, при смене юношеской психологии на взрослую, когда взамен «розовых очков», временно замененных «черными» при столкновении с «правдой жизни», у человека появляется нормальное видение жизни, уравновешенные пропорции ее радостного солнечного света и освежающих холодных теней;

• творческое — переживание сложившейся творческой личности, обладающей опытом преодоления трудностей, развитым интеллектом, привычкой к поиску решения казалось бы непреодолимых проблем.

Неизбежны возрастные кризисы у многих пожилых и старых людей. Причина их не только количественные данные возраста, но и обрыв человеком связей с окружающей социальной средой. В любом возрасте надо уметь жить соответственно его особенностям, реализовать четвертый — творческий вид переживания. Нужно и возможно продолжение активной жизни, поисков, творений и в пенсионном возрасте насколько это позволяет состояние здоровья. Примеры истории: Платон умер в Греции на 81 году во время работы над очередной книгой, Микельанжело в 87 лет творил очередную скульптуру в Риме, Ньютон в 72 года написал теоретически новаторское предисловие к своим ранее изданным трудам по физике, И.П. Павлов в возрасте почти 80 лет создал основы учения о второй сигнальной системе, сыгравшего революционную роль в понимании физиологических предпосылок сознания человека. Средний возраст защищающих сейчас докторские диссертации, воплощающих крупные научные достижения мысли и практики, — около 50 лет. Знаменитый советский тяжелоатлет, многократный чемпи-

' Зинченко В.П. Предисловие /Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984. - С. 5.

он и рекордсмен мира по поднятию штанги Ю.П. Власов, переживший кризис, связанный со здоровьем, писал: «Надо воспитать себя, а точнее, перевоспитывать, дабы несчастья, горе, усталость и беды не обращались в подавленность, беспомощность, растерянность, страх, а, наоборот, разбивались об энергию сопротивления. Надо, чтобы единственным ответом на подобные чувства и события было поведение, организованное на преодоление печальных и трудных обстоятельств»1.

При преодолении повседневно возникающих трудностей, проблем и кризисов полезно опираться на ряд психологически и педагогически обоснованных общих правил:

• преодолевать — не значит терпеть и барахтаться безвольно в потоке событий. Надо самоорганизовывать преодоление трудностей, кризисов и решение проблем; сознательно выстраивать при столкновении с трудностями свое поведение, управлять собой и своей активностью;

• произвольно и умело мобилизовывать себя, «извлекать» и проявлять имеющиеся возможности, все лучшее, что накоплено при предварительной экстремальной подготовке, активизируя и направляя волевыми усилиями свою целеустремленность, ум, знания, умения и навыки, выдержку, настойчивость, упорство;

• преодолевать — значит активно действовать, создавать, вылепливать успех, принимая решения, осуществляя разные действия, применяя приемы, ища и находя лучшие средства и способы, чтобы придавать нужные очертания желаемому результату, которые при успехе должны ему принадлежать, и всячески приближать его. Успех надо творить. Его надо заслужить отличной предварительной подготовкой, поведением, делом, трудом в нужное время и в нужном месте;

• проявлять жизнестойкость, не робеть при встрече с трудностями и неудачами, всегда сохранять оптимизм и веру в успех, не терять надежд ни при каких обстоятельствах, не скисать, а повышать внутреннюю упругость и усилия, когда что-то не получается;

• при принятии ответственных решений выбирать всегда лучшее из нескольких возможных. Взвешивать при этом все «за» и «против» каждого из вариантов, что может быть облегчено составлением наглядных табличек на листе бумаги, — слева «за» (плюсы), справа «против» (минусы), — с последующей оценкой итогов (это названо сейчас «списком Робинзона»2);

1 Власов Ю.П. Стечение сложных обстоятельств //Физкультура и спорт, 1983, № 8. — С. 14.

2 Пергаменщик Л.А. Список Робинзона. — Минск. 1996.

• не преувеличивать значение неудач, не отчаиваться, не рассматривать их как «надгробный камень» делу и решаемой задаче, а верить, действовать, искать, жить. Помнить, что побежден лишь тот, кто признал себя побежденным. Прошлое нельзя изменить, но будущее всегда за нами и его надо создавать своим умом, волей и руками;

• отличать неудачу от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения личных планов; уметь видеть успехи и достижения, не зацикливаться на неудачах;

• в любых трудных ситуациях поддерживать установку на активное выявление имеющихся, но не использованных возможностей;

• жить постоянно, учась у жизни, делая выводы из личных уроков и не «наступать на грабли» повторно. Не стыдиться учиться хорошему у других, у старших по возрасту и обладающих опытом.

Для молодых (особенно в подростковом и юношеском возрасте) это бывает психологически трудно. Весьма часто проявляется возрастная ограниченность сознания: человеку кажется, что он достиг вершины понимания всего. Первокласснику кажется, что, если он и не знает всего, но уж несравненно умнее дошколят. Семиклассник полагает, что теперь он все понимает в жизни, а первоклассник просто недоумок по сравнению с ним. Десятиклассник смотрит сверху на семиклассника, считая его молокососом, а умнее его нет никого. Заканчивая вуз, студент полагает, что и десятиклассники, и первокурсники — неразумные ребята, а вот он теперь.... Проработав лет пять после вуза он понял, что при выпуске из вуза он был всего лишь подающим надежды профессионалом, первоклассником в школе труда и т.д.

Никакие знания, навыки и качества не могут дать полноценного понимания жизни и профессии. Они лишь начало познания. Всем вроде бы ясно, что такое альпинизм, но только побывав на вершинах гор и испытав все, действительно понимаешь, что он такое. Всем кажется, что они разбираются в семейной жизни, но только создав семью и приобретя опыт лет в 10—15, люди начинают глубоко, полно и в деталях разбираться в ней. Все вроде бы знают, что такое быть отцом и матерью, но только родив и вырастив ребенка, понимают, что это такое в действительности. Опыт — великий учитель. В нем приобретается мудрость, величайшее, хотя часто не ценимое достоинство его обладателя. Мудрость позволяет глубоко, в главном, во всем объеме зависимостей, почти интуитивно оценивать реальность и предвидеть последствия.

Поэтому надо не пренебрегать, а усердно учиться у думающих, умных, набравшихся опыта жизни и профессии людей.

Стоит прислушаться и к таким советам мудрецов. Древний философ Сенека говорил: «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным». Средневековый французский гуманист М. Монтень писал: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что происходит». Французская поговорка гласит: «Человек никогда не бывает так счастлив или несчастен, как это кажется ему самому». Это значит, что генератором наших переживаний больше являемся мы сами, чем реальные события в нашей жизни. Можно всегда уте-

шить себя мыслью, что реальное положение дел всегда лучше, когда оно кажется нам плохим, очень плохим или невыносимо плохим.

Радости

И опасности любви и секса

Любовь — самое прекрасное, одухотворяющее, услаждающее человека чувство, самое очевидное проявление счастья (при огромном разнообразии ответов на вопрос «что такое счастье?»).

В6 имя любви совершались и совершаются самые благородные и смелые поступки, но она же часто выступает причиной самых грязных дел. Рядом с любовью ходят сомнения, безответность, зависть, ревность, неблагодарность, разочарование, обманутые ожидания, измена, страдания, муки, ненависть, ярость, месть, аффекты, жизненные кризисы. Можно вложить в цивилизованные рамки внешнее проявление антиподов любви, но избежать их во внутренней жизни, освободиться от обычных стрессов, переживаний, трудностей невозможно. Поэтому даже любовь сопряжена с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, которые надо достойно преодолевать и пережить.

В древнем трактате «Ветки персика» есть такие слова: Три источника имеют влечения человека: Душа, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желания. Соединение трех влечений порождает любовь.

Любовь в человеческом измерении — это не родственный с животными телесный секс, а именно человеческое чувство, обогащенное проявлением духовности, восприятием и переживанием прекрасного, понимания, уважения, духовной близости с другим человеком, представления о единственности и неповторимости взаимного предназначения в жизни, высшего интеллектуального и эмоционального наслаждения от обособления в пару, совместной жиз» ни, общения и интимных отношений. Слово любовь вообще употребляется не только применительно к двум разнополым людям, но и к взаимоотношениям родителей и детей, отношениям к Родине, природе, профессии, досугу, увлечениям. Во всех этих словоупотреблениях его значение связано с цивилизованным, подлинно человеческим, возвышенным, морально чистым и устойчивым чувством духовного слияния человека с объектом любви.

Таково общечеловеческое понимание любви, зародившееся на заре человеческой культуры и обогащавшееся с приближением к настоящему времени. Любовь именно в таком понимании полноценна, возвышает человека, делает его жизнь счастливой. Такое

понимание традиционно для российского менталитета, интеллигенции, отечественной культуры и нашло воплощение в прекрасных произведениях А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, С. Есенина, многих других писателей, поэтов, драматургов, художников, а также в отечественной истории.

Подлинное, яркое, устойчивое счастье приносит лишь настоящая любовь. Великий Гегель писал: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я...»1. Настоящая любовь бескорыстна, она ориентирована навсегда, а не на временное употребление. По настоящему любящий человек стремится удовлетворять не себя, а приносить радость другому, не пользоваться им для своих прихотей, не брать, а отдавать все хорошее, что имеет, другому. Секс без любви — использование другого в своих интересах. Такому сексу другой человек безразличен. Его интересует тело другого, все равно чье, лишь бы оно отвечало половой потребности. Кто это — Ваня, Петя, Нина, Лайма, его гордость, достоинство, интересы, жизненные планы, радости и огорчения — это лишнее. Дли подлинно уважающего себя человека, имеющего ум и честь, такое отношение к нему унизительно, отвратительно. В сексе без любви люди утрачивают человеческие достоинства и удовлетворяются животным инстинктом, опуская себя на соответствующий уровень. Людей, не обладающих подлинно человеческими достоинствами и чувствами, такой уровень устраивает, приносит примитивное, но все же удовлетворение.

Секс, идентифицированный с любовью — это «достижения» хлынувшей в нашу страну западной «массовой культуры», выраженной, в частности, в омерзительно пошлых словах «заниматься любовью», «партнер» (а не любимый человек), «сексуальный контакт», «техника секса» и пр. Она, к сожалению, воспринята частью нашей молодежи. Этому способствовало и непродуманно введенное в наших школах «половое воспитание», которое дало обратные ожидаемому результаты (что квалифицированные психологи вполне могли предвидеть). Всем со школьной скамьи помнятся слова фонвизинского героя из пьесы «Недоросль»: «Чтобы иметь детей, кому ума не доставало?!». Неграмотное, бестактно и морально нейтрально проводимое «половое воспитание» и «половое просвещение» прямо или косвенно (вместе с другими причинами) действовали в направлении, приведшему к:

• резкому возрастанию сексуальной озабоченности, особенно, молодежной части населения;

• распространению раннего вступления в половую жизнь (с 11— 13 лет);

Гегель. Соч., т. XIII. - М., 1940. - С. 107.

• развитию неразборчивости в половых связях;

• распространению половых извращений;

• росту числа преступлений, совершаемых на сексуальной почве;

• раннему образованию семей (начиная даже с 15 лет);

• трудностям последующего образования семьи занимающимся неразборчивым сексом и получения согласия достойного человека вступить с ним в брак;

• снижению морального уровня и повышению конфликтности жизни семей, образовавшихся после приобретения богатого опыта половых связей до вступления в брак одним и обоими супругами;

• ослаблению прочности семьи;

• многократному возрастанию заболеваемости венерическими болезнями;

• быстрому ослаблению половых потенций у увлекающихся неразборчивыми половыми связями.

Упоминавшийся представитель гуманистической психологии В. Франкл пишет:

«...чем сильнее человек стремится к наслаждению, тем больше оно от него ускользает. Десятилетия клинического опыта дают мне смелость утверждать, что нарушения потенции и оргазма в большинстве случаев строятся именно к подобной схеме реагирования. Другими словами, сексуальность нарушается по мере того, как усиливается сознательное внимание к ней. Чем больше внимания смещается с партнера на сам половой акт, тем больший ущерб наносится половому акту.

.... сегодня мы сталкиваемся с сексуальной инфляцией, которая, как и любая инфляция,..., идет рука об руку с девальвацией. Сексуальность обесценивается в той мере, в какой она обесчеловечивается. Ведь человеческая сексуальность больше, чем просто сексуальность, и большим,..., она является в той степени, в какой она на человеческом уровне выступает носителем внесексуальных, личностных отношений.

Забота о том, чтобы сексуальные контакты... брали начало на человеческом уровне, была бы в самых кровных интересах тех, которых, в конечном счете, не волнует ничего, кроме сексуального удовлетворения и наслаждения. На человеческом уровне сексуальность......выступает выражением любовных отношений......., воплощением такого феномена как

любовь или же просто влюбленность»'.

Высказывая эти мысли, В. Франкл ссылается на результаты проведенного им опроса 20 000 человек по вопросу, что сильнее всего стимулирует потенцию и оргазм.

• появлению и развитию в геометрической прогрессии смертельно опасной чумы XXI века — СПИДа, от которой ныне никто (как показал печальный опыт — даже новорожденные дети) не застрахован.

Постоянное пребывание сторонников «свободной любви», «без предрассудков», в определенной среде людей и местах способствует

Франкл В. Человек в поисках смысла. — С. 34—35.

превращению сексуальности в доминирующую особенность личности, духовно обедняет ее, сдерживает интеллектуальное развитие, способствует моральной деформации и втягиванию в злоупотребление алкоголем и наркотиками.

В. Франкл: того, кто видит свой успех в сексуальной жизни, освобождении от «моральных комплексов» и в овладении «любовной техникой»; эта техника «не только лишает остатков той непосредственности, той искренности, которая является условием и предпосылкой нормального сексуального функционирования». В сексуальной жизни «свобода, которую имеют в виду те, кто много о ней говорит, — это, в конечном счете, свобода делать бизнес с помощью, так называемого, полового просвещения. Мы все против лицемерия в вопросах сексуальной жизни, однако, мы должны выступать и против того лицемерия, которое творит «свободу», имея в виду деньги»1.

Поиски любви практически всегда завершаются выбором будущего супруга и вступлением в брак. Прочны и счастливы лишь браки, заключаемые по любви. Но, даже стремясь к этому, можно ошибиться, приняв влюбленность за любовь. Влюбленность — чувство юношеской пылкости, вспыхивающее быстро, основанное преимущественно на внешних впечатлениях, без глубокого знания человека — объекта любви, неустойчивое, проходящее, безотчетное. Влюбленностей в молодости бывает, как правило, несколько, а любовь одна. Одна из влюбленностей может перерасти в любовь, но это требует проверки временем.

Кроме чувства, испытываемого к человеку, оцениваемому в качестве вероятного супруга, следует учесть и обстоятельства, вскрытые при изучении благополучных семей:

- знакомство в ситуации работы или учебы;

- продолжительность добрачного знакомства, ухаживания (оптимально 1—1,5 года);

- положительная оценка достоинств будущего супруга не столько по внешним данным, сколько по внутренним, психологическим;

У французов, как известно разбирающихся в любви, есть интересная поговорка: «Нет ничего печальнее судьбы красивой женщины». Такой женщине в молодости нет нужды заботиться о своих духовных достоинствах, ибо она живет в эйфории восторгов и обожания, легко добывая средства к существованию расчетливой уступчивостью и не спешит выходить замуж, либо многократно меняет мужей. Но красота и привлекательность, а вместе с тем и обожание, с годами неизбежно исчезают, разрушая комфортную для нее ауру жизни, а остальная жизнь — одиночество. Известно, что таких испытаний временем не выдержала великолепная актриса и красавица Мерилин Монро;

Франкл В. Человек в поисках смысла. — С. 36.

- близость уровня психологического развития личности супругов, их интеллекта, образованности, культуры, взглядов на жизнь, жизненных ценностей, увлечений;

- одинаковое отношение к религии;

- принадлежность к одной этнической группе;

- возраст (для холостяков — не старше 32 лет. Они слишком привыкают к холостой жизни и с трудом адаптируются к семейной);

- число браков в прошлом (два и больше — плохо);

- принятие брачного предложения после относительно непродолжительного (до двух недель) обдумывания, а не сразу и не после длительных колебаний и сомнений;

- сопровождение регистрации брака обрядами (в том числе религиозными), ритуалами, торжеством.

Это не значит, что при других значениях этих обстоятельств, счастливого брака быть не может, но изучение причин разводов, свидетельствует о необходимости хорошо подумать, чтобы не испытывать потом проблемы и кризисы.

Радости

И трудности

Семейной жизни

Нет человека, жизнь которого вообще не была бы связана с жизнью семьи и которому не пришлось бы испытывать ее радости и трудности. У очень большого числа людей проблемы семейной жизни,

сопутствующие им психологические стрессы и иные неприятные чувства и состояния, выступают как самые частые, продолжительные и трудные. Бывает, что говорят: «Только на работе я и отдыхаю».

Психологические проблемы семейной жизни — это проблемы выбора супругов, адаптации к совместной жизни, проблемы любви, взаимоотношений, общения, саморегуляции состояний, поведения и личных качеств; добывания средств для обеспечения и совершенствования условий жизни, преодоления материальных и бытовых трудностей, поддержания психологического климата в семье, связей с другими людьми, семьями, группами, организациями, обществом и пр. Педагогические проблемы — проблемы воспитания, развития, обучения, получения и повышения образования детей, самосовершенствования супругов. И те и другие порождаются как внешними по отношению к семье причинами, так и внутрисемейными.

Семья, человек всегда «крайние» в цепочке общественных (политических, экономических, правовых, моральных, криминальных и пр.), техногенных и природных причин и следствий, идущей сверху. Семья — ячейка общества, ее клеточка, в которой, как луч в капле воды отражаются общественные проблемы. Существующие и влияющие на них в последнее время общественные обстоятельства, отражаются на ослаблении устойчивости семьи, увеличении числа

разводов (в Москве, например, в 2000 г. число заключенных браков оказалось равным числу разводов), уменьшении числа детей в семье, снижении материального уровня жизни значительной доли семей, увеличивающейся миграции, изменении положения женщины в семье (вынужденной работать, чтобы поддержать уровень материального достатка семьи), появлении семей с безработным главой семьи, увеличившимся разрыве между богатыми и бедными семьями, уменьшении социальной помощи семьям, в ней нуждающимся, распространении, так называемых, гражданских браков, увеличении заболеваемости, сокращении среднего срока жизни в стране и др. Ослабление социальных, экономических, а так же религиозных и правовых уз, связывающих прежде семью, повысило роль ее психологии, психологической и педагогической подготовленности супругов к семейной жизни и реализации основных функций семьи — духовного и сексуального удовлетворения, совместного обеспечения жизненного успеха и безопасности, экономически-бытовой, репродуктивной (продолжения рода) и воспитательной.

Семейные проблемы способны зарождаться с первых дней, недель и месяцев. Они могут иметь физиологическую природу, но главные их причины -— психологическая и педагогическая неподготовленность молодых супругов к семейной жизни. Первая, самая безобидная — психологическая несовместимость, несовпадение особенностей характеров и темпераментов. Вторая — ошибки в выборе будущего супруга (-и). Женятся нередко на личике, а живут с характером, который в семейной жизни при постоянных контактах супругов друг с другом начинает обнаруживаться все больше, впрочем, как и иные индивидуальные особенности, и открытия тут не всегда приятны. Очень часто любимый человек оказывается не соответствующим эк-спектациям (ожиданиям): бывает — лучшим, чем ожидалось, а бывает, и это плохо, худшим. Другие причины возникновения проблем в молодой семье: принятие добрачного сексуального увлечения за любовь, недооценка известных до брака недостатков, неблагоприятное изменение качеств в процессе семейной жизни. В этом ответ на внешне шутливый вопрос: «Женихи и невесты все хороши, откуда только плохие мужья и жены берутся?» Существенная причина — психологическая и педагогическая неготовность к семейной жизни. Семья — это изначально жизнь двоих, а не каждого в отдельности. Она обязывает к самоограничению в желаниях и поступках, согласования их с супругом, достижения его одобрения и согласия. Не делать это — значит порождать противоречия и конфликты, поступать в согласии — значит предупреждать и разрешать их, но многие, как раз, оказываются неготовыми к такому повороту.

Не просто и всегда быть в согласии. Люди индивидуальны, и два человека всегда разные; это особенно ощущается в первое время. Но согласие нужно обязательно, ибо оно основа «супружеского мира». Важна готовность супругов идти навстречу друг другу, быть обязательно взаимно уступчивыми. Если всегда и чаще уступает один, то это еще одна из причин появления и разрастания противоречий. Кто должен первым сделать шаг навстречу? —вопрос, который может стать причиной семейного кризиса. Ответ прост: первым должен сделать шаг тот, кто умнее и лучше. Обоим надо помнить и говорить себе: проблема, из-за которой разгорелся сыр-бор, не стоит выеденного яйца по сравнению с важностью мира, согласия и любви.

В общем, супругам нужно с самого начала намеренно, терпеливо, вдумчиво, совместно заниматься сотворением и поддержанием доброй, заботливой друг о друге, дружной семейной жизни и отказываться от всего, что может навредить этому.

Есть и проблемы семьи после 5—10 лет жизни. Психологическую основу семьи составляет любовь. При постоянных и многолетних проявлениях любовь закономерно утрачивает яркость эмоциональной окраски, но зато усиливаются и крепнут другие составляющие любви — духовная близость, признательность за испытанное счастье, внимание, забота, совместные годы прожитой счастливо жизни, привычка к поддержке друг друга в трудностях, чувство долга и верности, любовь к детям и общая ответственность за их подготовку к самостоятельной жизни. Плохо если этого нет, тогда конфликты и кризисы возрастают после достаточно длительного существования семьи, которые тоже могут привести к ее распаду.

Семейная жизнь протекает и как самоутверждение личности в социальных ролях супруга, мужа, жены, отца, матери, свекрови, тещи, невестки и др. Она предъявляет новые, повышенные требования к супругам и родителям, обязывает к самосовершенствованию, а к этому не все оказываются готовыми и способными. В итоге на семью действует немало отрицательных факторов, влияющих на ее психологическое благополучие и прочность:

• склонность кого-нибудь из членов семьи к употреблению алкоголя и наркотиков, пропивание заработной платы, вещей;

• отсутствие должной заботы о семье, отстранение от активного участия в улучшении жизни семьи, выполнения всех родительских функций;

• длительное отсутствие в семье (занятость на работе);

• невнимание, грубость, невыдержанность, истеричность, придирки, издевательства;

• патриархальность мужа или матриархальность (маскулинность) жены, стремление к единоличному господству, поучениям; властность, стремление подавить, заставить, применение угроз и физической силы;

• унижение другого супруга нецензурной бранью, оскорбительными оценками, болезненными обвинениями интимного характера, задевающими самолюбие и достоинство сравнениями;

• назойливая ревность, скандалы, слежка;

• любовные похождения и измены;

• ранний (до 22 лет) или поздний (старше 32 лет) возраст при вступлении в брак;

• разведенность одного из супругов, наличие детей от первого брака, повышенное внимание его к ним;

• особенности жизни будущих супругов до их знакомства: неразборчивость в половой жизни, раннее наступление пресыщенности от удовольствий, неумеренное употребление алкоголя и хотя бы периодическое — наркотиков (до брака);

• брак по расчету, без любви, по легкомыслию;

• отрицательное отношение родителей (особенно матерей) к браку;

• значительное возрастное, образовательное, социальное, культурное неравенство, превосходство жены над мужем;

• принадлежность одного из супругов к религиозной секте и др. Л.Н. Толстой говорил, что все счастливые семьи похожи друг на

друга, а каждая неблагополучная семья несчастна по-своему. Причин плохого состояния психологии семьи может быть много.

Особая группа проблем жизни семьи — проблемы детей. Они связаны с заботами и трудностями обеспечения здоровья детей, их нормального развития и социализации, поведения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и самими родителями, успеваемости в школе, продолжения образования, модного одевания, трудоустройства, их семейной жизни и др. Причем острота проблем повышается с возрастом. Говорят: маленькие дети спать не дают, а от больших — сам не уснешь. Из трех видов влияний на детей — семейного, школьного и уличного — с возрастом все большую роль начинает играть «уличная академия», воздействие которой чаще всего неблагоприятно; проблем с детьми становится больше, а дети все меньше слушаются родителей. Нынешние влияния улицы, где практически царит полная безнадзорность, по преимуществу антипедагогичны.

Но начинаются неприятности с педагогической безграмотности и ошибок родителей при работе с ребенком с момента рождения и особенно до десятилетнего возраста. Оказывается стать отцом и матерью легко, но быть ими трудно.

Специалист по проблемам педагогической запущенности детей и предупреждения отклонений их от нормального развития СА Бели-чева отмечает1, что эффективное воспитание — это не бесконечные нравственные назидания родителей, а сама жизнь семьи, ее стиль, культура, моральность, пример родителей — их любви, взаимоотношений, правильность и единство воздействий на ребенка, их педагогическая подготовленность. Недостатки жизни семьи — плохой пример, усваиваемый ребенком. Кроме того, такая семья утрачивает авторитет и влияние на ребенка, отдавая его во власть других влияний. Педагогическая несостоятельность семей обнаруживается в ошибочных стилях семейного воспитания, к которым СА. Беличева относит:

- попустительско-снисходительный;

- позицию круговой обороны;

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...