Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню освоения дисциплины.




Учебно-методический комплекс

По дисциплине

«РЫНОК ТРУДА»

(очное и заочное обучение, обучение в сокращенные сроки)

 

Программа и методические указания по изучению курса

 

Специальность 080104 Экономика труда

 

Цикл cпециальных дисциплин; федеральный компонент

 

 

Иркутск

Издательство БГУЭП

УДК 331.5(075.8)

ББК 65.240.5я7

У 91

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

 

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры экономики труда и управления персоналом (протокол № 9 от 18 мая 2009г.)

 

Составитель д.э.н., профессор Былков В.Г.

 

Рецензент д.э.н., проф. Н.Г. Солодова

 

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета д-р экон. наук, проф. В.Г. Былков

2 ноября 2009 г.

Начальник УМУ канд. физ.-мат. наук, проф. Н.В. Деренко

10 ноября 2009 г.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Рынок труда»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 080104 «Экономика труда» / сост. В.Г. Былков – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 60 с.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080104 «Экономика труда», утвержденного 17 марта 2000 г.

 

Содержит учебную программу и методические указания по изучению курса.

 

Предназначен для студентов очной, заочной формы и обучения в сокращенные сроки.

 

ББК65.240.5я7

© Издательство БГУЭП, 2009

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 4

1. Пояснительная записка. 4

2. Цели и задачи изучения дисциплины.. 4

3.Требования к уровню освоения дисциплины.. 5

4. Содержание дисциплины.. 6

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах. 6

4.2. Содержание разделов и тем. 9

5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний. 16

5.1. Система формирования 100-балльной оценки. 16

5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий. 17

5.3. Форма итогового контроля. 20

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ. 28

1. Методические указания по выполнению докладов (сообщений) 30

2. Методические указания по организации самостоятельной работы.. 31

3. Методические указания по выполнению курсовой работы…………….37

4. Технические средства обучения и контроля. 53

5. Инновационные методы обучения. 53

6. Список рекомендуемой литературы.. 53

6.1. Основная литература. 53

6.2 Дополнительная литература. 54

6.3. Интернет-ресурсы.. 55

7. Глоссарий. 55

 

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Рынок труда» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта для высшего профессионального образования по специальности «Экономика труда» (ГОС ВПО № 83 мжд/сп от 10.03.2000). Данный предмет относится к специальным дисциплинам в части реализации профессиональной подготовки (СД 02.).

В соответствии с ГОС, дисциплина «Рынок труда» включает следующие дидактические единицы:

Рынок труда: уровни, основные элементы, виды, механизм, цикличность функционирования, сегментирование, регулирование рынка труда, его инфраструктура. Спрос и предложение, факторы их формирующие, конкурентный рынок труда. Монопсония на рынке труда. Неравновесный рынок труда. Гибкость рынка труда. Мобильность на рынке труда. Государственная служба занятости населения; биржа труда; рекрутинговые агентства.

Простая модель спроса на труд. Эффект масштаба и эффект замещения в спросе на труд. Эластичность спроса на труд. Законы производного спроса.

Простая модель предложения труда. Демографические факторы предложения труда. Эффект дохода. Эффект замещения. Индивидуальная кривая предложения труда. Влияние налогообложения и программ социальной помощи на предложение труда. Семейные решения о предложении труда. Эффект отчаявшегося и дополнительного работника.

Рабочая сила, человеческие и трудовые ресурсы, экономически активное и неактивное население. Баланс рабочих мест и рабочей силы.

Теории занятости: виды, формы, государственная политика, социальные гарантии, финансирование мер по обеспечению занятости, структура занятости в народном хозяйстве, территориальные пропорции.

Безработица: виды, показатели, социально-экономические последствия, пути минимизации. Статус безработного. Поиск работы: гарантии и риски.

Экономико-математическое моделирование и прогнозирование: формирования спроса и предложения на рынке труда, прогнозирование численности и состава трудовых ресурсов, объемов и направлений основных миграционных потоков, уровней рождаемости, смертности и естественного прироста населения, заработной платы, доходов населения (социальных выплат, пенсий, стипендий, пособий по безработице; доходов от собственности).

Для успешного изучения данной дисциплины необходимо усвоение следующих дисциплин: экономическая теория; статистика (общая теория статистики); демография, социальная психология, социология, экономика фирмы; менеджмент; бухгалтерский учет.

Цели и задачи изучения дисциплины

Основной целью преподавания дисциплины: «Рынок труда» является ознакомление студентов с понятийным аппаратом, проблемами формирования эффективной системы занятости населения, системы рынка труда, овладение навыков оценки происходящих при этом социально-экономических процессов. Задача изучения дисциплины – научить будущих специалистов разрабатывать и проводить социально обоснованную стратегию эффективного использования ресурсов труда, исходя из учета реальных и потенциальных потребностей рынка на основе выявленных социально-экономических тенденций.

Основными задачами курса являются:

· изучение сущности рынка труда и занятости населения;

· определение роли, места и функций рынка труда в системе социальной политики государства;

· определение принципов функционирования рынка труда в системе социально-экономического развития;

· раскрытие социально-экономического механизма функционирования рынка труда;

· ознакомление с социально-экономическими тенденциями развития рынка труда в России и за рубежом;

· изучение основных форм и видов рынка труда;

· анализ особенностей и тенденций формирования безработицы;

· изучение видов и факторов формирующих и последствий безработицы;

· приобретение студентами практических навыков оценки ситуации на рынке труда и определения факторов воздействия на развитие рынка труда;

· выявление особенностей развития рынка труда в кризисных условиях формирования рыночных отношений.

Требования к уровню освоения дисциплины

Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО 060200 ОКСО по специальности 080104 «Экономика труда».

В результате изучения дисциплины специалист должен:

· иметь представление о месте и роли рынка труда в системе социально-экономического развития страны;

· знать основные функции рынка труда в условиях реализации рыночной модели экономики;

· знать этапы развития рынка труда за рубежом и в России;

· понимать цели и задачи функционирования рынка труда на национальном и региональных уровнях;

· знать зарубежный опыт функционирования рынка труда;

· выявлять факторы и определять условия формирования спроса и предложения на рынке труда;

· уметь применять полученные знания при решении теоретических и практических задач.

· иметь представление о компонентах рынка труда и их проявлений в рыночной системе экономики;

· проводить оценку формирования безработицы и выявлять ее социально-экономические последствия;

· уметь оценить государственные возможности социального обеспечения безработных граждан;

· ознакомиться с функционированием конкретных видов рынков труда;

· изучить тенденции на рынке труда на уровне России и отдельных регионов.

Таким образом, после изучения дисциплины, студент будет иметь системное представление о взаимосвязях социально-экономической системы и системы рынка труда; уметь использовать знания по теории в своей практической деятельности; будет подготовлен к профессиональной деятельности в учреждениях системы обеспечения занятости населения и отдельных органов инфраструктуры рынка труда; будет уметь решать нестандартные задачи и прогнозировать социально-экономические процессы в системе рынка труда.

 

Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных
занятий с указанием их объемов в часах

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
  Очная Заочная Обучение в сокращенные сроки
№№ триместров 5.1. 5.1  
Аудиторные занятия:      
лекции      
практические и семинарские занятия      
Самостоятельная работа      
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ      
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ триместров Экзамен – 5.1. Экзамен –5.1. Экзамен – 2.1
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...