Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы




Обучение студентов специальности «Экономика труда» по дисциплине «Рынок труда» предполагает использование такого инструмента итогового контроля знаний, как выполнение и защита курсовой работы по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития страны и региона.

Поэтому целью предлагаемых методических указаний является оказание помощи студентам в успешной реализации данного вида учебной работы.

Подготовка и защита курсовой работы должно соответствовать стандартным требованиям, изложению которых посвящен первый раздел методических указаний. В данном разделе рассмотрена типовая структура курсовой работы и содержание ее структурных элементов, общие требования к процедуре защиты и оценки курсовой работы.

Выполнение курсовых работ характеризуется не только общими, но и специфическими требованиями, которые зависят от содержания учебной дисциплины, в рамках изучения которой выполняется курсовая работа. Поэтому второй раздел методических указаний содержит информацию об особенных требованиях, предъявляемых к содержанию и защите курсовых работ по отдельным дисциплинам. Кроме того, во втором разделе содержится тематика курсовых работ по каждой дисциплине. В приложениях даются примерные варианты оформления титульного листа, списка использованной литературы, форма оценочной ведомости.

Цели и задачи курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине: «Рынок труда» является завершающим и наиболее важным элементом изучения учебного курса. В процессе написания курсовой работы студент должен показать умение осуществлять самостоятельное исследование одной из социально-экономических проблем формирования эффективной занятости населения и развития рыночных отношений в социально-трудовой сфере, как на уровне региона, так и на общенациональном уровне.

Цели курсовой работы:

n Оценка полученных знаний студентов по важнейшим разделам курса, выявление степень усвоения основных теоретических, методических и практических основ изучаемого курса;

n приобретение студентами практических навыков социально-экономического анализа исследуемой области, грамотного использования статистических и сводно-аналитических данных;

n проверка самостоятельности, творческого подхода студентов к исследованию, способности личной интерпретации дискуссионных моментов;

n научить студентов самостоятельно осуществлять анализ и оценку социально-экономических показателей развития занятости и рынка труда страны и отдельного региона с формированием обоснованных выводов;

n оценка профессиональных возможностей студентов как будущих специалистов, умения проводить конкретные исследования и формулировать предложения по выбранной теме;

n подготовка студентов к написанию дипломной работы.

Основными задачами подготовки, написания и защиты курсовой работы являются:

· умение работы с научной, методической литературой, литературными и информационными источниками по курсу с целью углубления знаний или самостоятельного изучения нового вопроса;

· умение выбора наиболее эффективных и объективных методов анализа социально-экономических критериев развития занятости и рынка труда страны и региона;

· выбор наиболее приемлемых показателей, характеризующих развитие, тенденции рынка труда страны и региона;

· умение сбора, систематизации, группировки и обработки с элементами интерпретации имеющейся социально-экономической статистической информации по проблемам занятости и рынка труда;

· закрепление навыков использования современными методами проведения исследований;

· умение четко формулировать основные положения курсовой работы;

· формирование навыков проведения социально-экономического анализа и оценки тенденций в социально-трудовой сфере;

· умение четко формулировать основные положения курсовой работы.

Порядок выполнения курсовой работы

Выбор темы курсовой работы

При выборе темы курсовой работы следует исходить из ряда следующих предпосылок:

- актуальность темы с учетом современных социально-экономических тенденций

- возможность сбора достаточного аналитического материала по проблеме

- интерес самого студента к исследуемой проблеме.

Студентам предлагается возможный перечень тем курсовых работ. В рамках изучаемого материала студенты могут самостоятельно сформулировать проблему и предложить свою тему курсовой работы, которая должна быть согласована с преподавателем. Возможно также более узкая или более широкая интерпретация темы из предложенного перечня, если у студента имеется практический материал по данной теме.

Выбрав тему, студент подбирает и изучает научную и методическую литературу, оценивает возможности получения реальных данных по конкретным регионам (странам), и лишь затем утверждает тему у руководителя. Для студентов очной формы обучения преподавателем выдается задание на выполнение курсовой работы, которое студент должен согласовать.

Типовая структура работы

Курсовая работа содержит следующие структурные элементы:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) перечень условных обозначений, сокращений, символов и терминов (при необходимости);

4) введение;

5) основная часть с выделением разделов и глав;

6) заключение;

7) список использованной литературы;

8) приложения.

Курсовая работа должна быть выполнена по установленной форме и состоять из следующих частей: введения, теоретической главы (1 глава), аналитической главы (2 глава), рекомендательной главы (3 глава), заключения, списка используемой литературы, приложений.

Во введении (2- 3 стр.) в сжатой форме обосновывается выбор темы, ее актуальность, цель и задачи исследования. Здесь можно указать, на использовании какого материала (статистического, социологического, аналитического и проч.) выполнена курсовая работа.

Теоретическая глава (10-15 стр.) основана на обобщении теоретических и нормативно-законодательных источников, выявлении дискуссионных и спорных аспектов изучаемой проблемы, оценке зарубежного и отечественного опыта в этой области. В данной главе должны быть поставлены основные социально-экономические проблемы развития рынка труда. В данной главе могут быть представлены классификации и группировки основных теоретических положений по выбранной проблеме. Глава разбивается на параграфы. Деление материалов главы на параграфы должно преследовать цель – дифференциация отдельных проблем, социально-экономических категорий и понятий.

Аналитическая глава (10-15 стр.) основывается на анализе данных социально-экономического развития Российской Федерации, либо отдельного региона (Иркутской области, г.Иркутска или населенных пунктов. Эта глава должна содержать таблицы, графики, рисунки, иллюстрирующие анализируемый вопрос. В качестве периода анализа можно рекомендовать 2-3 летний период предшествующий срокам написания работы. В основе материалов анализа могут быть использованы данные Госкомстата РФ, органов статистики в регионах, данные Органов по труду, Федеральной службы занятости населения, обследования населения по проблемам занятости, балансы трудовых ресурсов, выборочные обследования проводимые Госкомстатом РФ, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой теме.

Допускается использование примеров из экономической литературы, периодической печати, если эти примеры содержат достаточно подробную информацию по теме. В случае использования данных представленных в официальной статистике, или проведенных исследований, следует сделать ссылки на используемый источник информации, или информационный ресурс. Студенту, тем не менее, следует дать свои комментарии к представленным примерам, выявить положительные и отрицательные моменты данного опыта. Целесообразно использовать методы расчета показателей, предусмотренные изучением в рамках курса социально-экономической статистики. Итогом данной главы должны быть четко сформулированные выводы о динамике изменения социально-трудовых, социально-экономических показателей за анализируемый период, определены причины и выявлена причинно-следственная связь между анализируемыми показателями.

Глава разбивается на параграфы. В основе деления главы на параграфы лежит логическая схема проведения анализа и оценки социально-экономических показателей.

Рекомендательная глава (7-10стр.) предполагает формулировку общих выводов по работе и разработку предложений по решению поставленной проблемы. Эта глава может не разбиваться на параграфы. Главное требование данной главы - рекомендации должны носить вполне конкретный характер.

Необходимо более подробно остановиться на одном-двух конкретных рекомендациях по совершенствованию либо методов учета социально-трудовых показателей, методах сбора оценки и анализа приведенных показателей, направления совершенствования социально-трудового мониторинга в частности. Целесообразно использовать материалы и проекты Федеральных государственных программ, концепций действий Правительства РФ на рынке труда, рекомендаций МОТ, и других Международных организаций с целью определения наиболее перспективных направлений развития рынка труда.

В данной главе могут быть предложены, положительно зарекомендовавшие себя критерии и опыт социально-экономического развития, которые используются в зарубежной практике. В этой связи желательно определить условия и возможные социально-экономические, организационно-правовые, предпосылки внедрения зарубежной практики.

По отдельным вопросам может быть предложены варианты решения проблем, которые имеются в зарубежной практике. Важным является, оценить возможности адаптации тех или иных методик к российским условиям.

Заключение (2-3 стр.) отражает основные выводы курсовой работы. В этой части курсовой можно сформулировать краткие обобщения по каждой главе.

Список используемой литературы должен включать всю проработанную учебную, методическую, нормативно-правовую литературу по теме независимо от того, сделаны на нее ссылки или нет. В список следует внести названия статей, публикаций, статистических выкладок, которые были использованы при написании курсовой работы. Важным является включение в список статистических и аналитических сборников, которые использовались в работе. Список должен включать не менее 15 источников. В списке литературы должны найти отражение наименование основных сайтов по исследуемой теме.

В Приложения могут быть включены дополнительные таблицы, графики, прочий статистический и вспомогательный материал, алгоритмы решения задач на ЭВМ, другой социологический и практический вспомогательный материал, на который имеется ссылки в тексте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...