Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочие цели валидации. КАК ВАЛИДИРОВАТЬ. Поиск обоснованного. Знай своего пациента (а также литературу по психопатологии и нормальной психологии)




Прочие цели валидации

В любой ситуации можно валидировать эмоции, поведенческие или когнитивные реакции, равно как и способность пациента в конце концов достичь своих целей. Чтобы развить адаптивную эмоциональную регуляцию, необходимо иметь опыт переживания и выражения первичных эмоций. Валидация необходима для развития такой способности. Таким образом, пытайтесь понять эмоции пациента, непосредственно валидируйте его первичные эмоции (то есть, «чувство грусти обосновано») и поощряйте выражение эмоций. Обращайте внимание на эмоции пациента и выражайте их словами (например: «Мне кажется, у вас в глазах слезы; мне бы хотелось знать, грустно ли вам прямо сейчас»). Это помогает в обучении пациента навыкам.

Чтобы валидировать поведенческие реакции, уделяйте внимание поведению и говорите о нем. Например, замечайте, когда пациент сам возлагает на себя требования; стандарты желанного поведения нереальны; пациент испытывает чувство вины, критикует себя, либо же использует иные стратегии наказания (определите значение понятия «должен»). Противодействуйте этому «должен» (то есть, доносите до пациента, что все модели поведения в принципе можно понять). Примите это «должен» (то есть, реагируйте на поведение пациента неосуждающе и проверьте, можно ли это «должен» перефразировать в «должен, чтобы»).

Чтобы валидировать когнитивные реакции, определяйте гипотезы и анализируйте их, найдите «зерно истины» в когнициях пациента, признайте способность пациента определять, что является разумным или верным (здравый ум), а также уважайте его ценности.

Чтобы валидировать способность пациента достичь желаемых ценностей, допускайте лучшее, подбадривайте пациента, концентрируйтесь на его силе, отвергайте/ослабляйте внешнюю критику, а также оставайтесь реалистичным в оценке его способностей. (Мне всегда нравилось то, как Линехан [1993a] использует для данного вида валидации пример так называемого «чирлидинга». Выигрывает ли ваша команда со счетом 14: 0, или проигрывает на последней минуте игры, на грязном поле — ваша реакция как чирлидера будет одинаковой. Рядом со зрителями, затем в автобусе по дороге домой, затем во время следующей игры. )

Данные принципы того, что следует валидировать, представлены в таблице

4. 1. Теперь же, имея представление о данных концепциях, рассмотрим подробнее комплексное использование стратегий валидации как соединение четырех этапов.

 

ТАБЛИЦА 4. 1. Что валидировать • Первичные эмоции пациента и их выражение • Поведение пациента: обращайте внимание и проговаривайте • Когниции пациента: анализируйте его или ее мысли, предположения и ценности • Способность пациента достичь своих целей   Когда пациент эмоционально дисрегулирован, следует валидировать следующее: • Важность проблемы • Сложность задачи • Эмоциональную боль пациента • Причины, по которым пациент чувствует, что потерял контроль над собой • Резонность конечных целей пациента (как и выбранные средства достижения этих целей) • Точку зрения пациента относительно его положения   Если сложно найти, что валидировать, следует обратиться к следующему: • Предыдущий опыт пациента • Все, что можно счесть правомерным с точки зрения фактов, логических заключений либо общепринятых оснований • Все, что можно назвать подходящим или эффективным средством для достижения определенной цели

КАК ВАЛИДИРОВАТЬ

Поиск обоснованного

Следует активно искать то, что является обоснованным в реакциях и поведении пациента, помня о том, что всегда есть что-то, что является обоснованным. Вы не делаете реакции пациента обоснованными. Вы находите то,

что является обоснованным. «Психотерапевт наблюдает, познает и утверждает, но не создает обоснованность. То, что является обоснованным, предшествует терапевтическим действиям» (Линехан, 1997b, стр. 356).

 

Знай своего пациента (а также литературу по психопатологии и нормальной психологии)

 

Следует быть осведомленным о том, что является и не является обоснованным для каждого отдельного пациента. В этом случае тщательное изучение вопроса о том, что является нормальным с точки зрения психологической науки, а также о том, как возникает и развивается психопатология, становится для психотерапевта настоящим подспорьем. Следует помнить о формулировке случая, в особенности, о последовательности эмоций, обычной для пациента — что вероятнее всего является первичными эмоциями для конкретного пациента, а что вторичными? Следует постоянно быть осведомленным о текущем эмоциональном возбуждении пациента и о том, как оно влияет на его способность обрабатывать новую информацию, и соответственно применять стратегии, направленные на изменения, и валидацию, сохраняя между ними баланс.

Валидация того, что обосновано и резонно, инвалидизация того, что не обосновано и не резонно

 

Следует быть точным в том, что именно вы валидируете. Приведем такой пример. Беттина думает о том, чтобы переехать к типичному «плохому парню», с которым познакомилась в прошлые выходные, и который очаровал ее в танцевальном клубе (четвертый плохой парень за последние три месяца). Она попросила, чтобы сегодня вся сессия целиком была посвящена тому, как удержать

эти отношения. Как уже бывало раньше, Беттина отменила совместные планы с друзьями и махнула рукой на важные дела, поскольку новый парень мог позвонить, и у нее не осталось энергии на то, чтобы продолжить искать работу. Принимая во внимание прошлый опыт, данная ситуация в глазах родителей Беттины является надвигающейся катастрофой. Необоснованное может резать глаза, и вы можете проигнорировать либо упростить ее чувство любви и сильное желание сохранить эти отношения. Но пренебрежение инвалидизирует как обоснованный, так и необоснованный аспекты проблемы.

Вместо этого следует валидировать то, что является обоснованным (возможно, указать на резонность конечной цели в виде романтической любви или конкретных качеств, привлекающих пациентку в мужчинах), одновременно инвалидизируя необоснованное (то есть, настаивать на том, что программа сессии включает адекватный план по превентивному разрешению жизненных кризисов). Чтобы инвалидизировать то, что является необоснованным, следует описывать происходящее и отказаться от суждения, делая акцент на том, что конкретная реакция нецелесообразна или неэффективна. Например, психотерапевт Беттины может сказать: «Соглашусь, одна из важнейших наших целей заключается в том, чтобы помочь вам построить крепкие отношения, основанные на любви, в которых вы действительно нуждаетесь; и один из аспектов, над которыми нужно поработать — это то, что возникновение новых отношений лишает вас какой-либо мотивации к работе над тем, что позволяет вам уважать себя. Это усиливает ненависть к себе; тогда вы становитесь более эмоционально зависимой и начинаете давить на любимого человека, чтобы он помог вам почувствовать себя лучше. Если мы не сможем разумно распределить время сегодняшней сессии, все резко ухудшится».

Затем можно искренне, с эмпатией описать то, что является обоснованным,

а что нет, и вам необязательно быть очень деликатным. Вы можете «полезть к черту на рога» и свободно говорить пациенту все так, как оно есть, не пытаясь приукрасить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...