Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Биологические материалы для лабораторных исследований




2. Биологические материалы для лабораторных исследований

Материалом для лабораторных исследований могут служить различные биологические жидкости: кровь, моча, кал, желудочный сок, желчь, слюна, ликвор, сперма, выпотные жидкости (экссудаты, транссудаты), конденсат выдыхаемой влаги, а также ткань паренхиматозных органов, получаемая способом биопсии.

Биологический материал исследуется в медицинских лабораториях, основным видом которых является клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ). В многопрофильных больницах и поликлиниках КДЛ производят общеклинические, гематологические, биохимические, иммунологические, цитологические, серологические, микробиологические и другие виды исследований.

 

3. Виды лабораторных исследований

Клиническо-диагностическое

Определение физико-химических свойств биологических субстратов (например, общий анализ крови, мочи, мокроты; биохимическое исследование крови: холестерин, общий белок, билирубин; кал на скрытую кровь, яйца гельминтов, простейшие).

    Для транспортировки биоматериалов в лабораторию используют специальные контейнеры (одноразового пользования) или чистую, сухую стеклянную посуду.

Бактериологическое

Выявление микробного состава и идентификация микрофлоры (например, моча на стерильность, кал на кишечную группу, мазок из зева при подозрении на дифтерию).

Сестра получает для забора материала стерильную посуду, подготовленную в бактериологической лаборатории.

Иммунологическое/вирусологическое

Проведение исследований по маркерам к некоторым инфекционным агентам, а также по естественным (нормальным) антителам к широко распространенным бактериям и вирусам (кровь на ВИЧ, гепатиты В и С, RW-инфекцию).

 

4. Роль медсестры в подготовке пациента к лабораторному исследованию

Точность врачебного диагноза напрямую зависит от достоверности результатов проведённых дополнительных исследований.

Значимым моментом лабораторного процесса является подготовка пациента к проведению обследования. Существует целый комплекс требований, которые необходимо учитывать при направлении биоматериала на лабораторные анализы.

Обязанность подготовить пациента к исследованию возложена на медицинскую сестру. Медицинская сестра должна быть готова ответить на любой вопрос пациента о предстоящем исследовании.

Психологическая подготовка пациента заключается в максимально полном информировании пациента о целях проведения исследования, о правилах подготовки к исследованию, о возможных неприятных ощущениях.

Медицинская сестра должна учитывать способность пациента к восприятию информации. Если у пациента нарушена память, снижен интеллект, необходимо контролировать сбор материала или инструктировать близких пациента, представлять информацию в письменном виде, напоминать пациенту о необходимых действиях.

Медицинская сестра должна знать не только цель исследования и правила подготовки к исследованию. Знание нормальных показателей необходимо медицинской сестре для осуществления мониторинга динамики патологического процесса, для своевременной диагностики отклонений от нормы.

 

5. Алгоритм подготовки пациента к лабораторным исследованиям

1. Определение времени проведения инструктажа.

2. Подготовка лабораторной посуды.

3. Оформление направления.

4. Информирование пациента о назначенном исследовании, его цели, о времени, месте проведения, правилах подготовки и взятия биоматериала, возможных неприятных ощущениях.

5. Контроль усвоения информации.

Для контроля усвоения информации можно попросить пациента повторить информацию. Не рекомендуется задавать закрытые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, если спросить «Вам понятно, как собрать мочу на исследование? », пациент ответит «Да» или «Нет». Однако медицинская сестра не будет точно знать, запомнил ли пациент правила сбора мочи. Лучше задавать уточняющие вопросы открытого типа. Например, «Как провести туалет наружных половых органов? », «Сколько мочи нужно собрать в контейнер? », «В какое время нужно сдать мочу на пост? » и т. д.

6. Лабораторная посуда, транспортировка биоматериала

Стеклянная посуда, до настоящего времени широко используемая для сбора биоматериала, не может гарантировать герметичного и надежного хранения материала, а также удобства работы с пробами.

Для сбора мочи, кала, мокротыпредпочтительнее использовать контейнеры.

Контейнеры имеют градуировку от 30 до 100 мл. Крышки с резьбой обеспечивают герметичность контейнеров, что соответствует требованиям, предъявляемым к транспортировке и хранению биоматериалов. Контейнеры для кала снабжены шпателем.

Преимущество использования контейнеров:

- отпала проблема поиска и обработки неспециализированной тары;

- биоматериал удобно транспортировать из отделений в лабораторию (исключается расплескивание и испарение);

- в исследуемом биоматериале снизилось количество посторонних примесей.

Особые требования предъявляются к лабораторной посуде для бактериологического исследования.

Бактериология – прямой метод выращивания возбудителей на питательных средах с последующим подсчетом числа выросших колоний, определением вида возбудителя и его чувствительности к антибактериальным препаратам.

Отбор проб для бактериологического исследования осуществляется в стерильную лабораторную посуду.

Пробы крови собирают в вакуумные пробирки. Пробирка может содержать наполнители (реактивы и другие добавки). Цвет крышки зависит от вида исследования и состава реагентов в пробирке.

 

 

Транспортируют биоматериал в закрытых контейнерах, термосумках, подвергающихся дезинфекционной обработке. При транспортировке сопроводительную документацию помещают в упаковку, исключающую возможность её загрязнения биоматериалом. Бланки направлений помещать в пробирку с кровью запрещается.

 

               А                                      Б                                       В

Рис. Транспортные контейнеры (А – термосумка, Б – контейнер для транспортировки крови, В – контейнер для транспортировки мочи)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...