Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скульптура древнего Рима состоит из двух видов: 1. Рельеф («высокий» − горельеф; «низкий» − барельеф).




            ТЕМА: Скульптура Древнего Рима

 

Скульптура древнего Рима состоит из двух видов: 1. Рельеф («высокий» − горельеф; «низкий» − барельеф).

 2. Круглая скульптура (статуя, бюст, композиция, статуэтка)

 

Республиканский период

 I в. до н. э.

 

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н. э.

После завоевания Греции римляне вывезли не только многочисленные произведения скульптуры, живописи, даже архитектурные детали, но в качестве рабов и их создатели — художники и скульпторы, которые с конца II века до н. э. играют заметную роль в художественной жизни Рима.

В I веке до н. э. создаются портреты, поражающие своей беспощадной правдивостью; с особым интересом их авторы обращаются к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц, преимущественно людей немолодых, глубоких стариков.

К первой группе прежде всего относится погребальная скульптура — надгробные статуи и рельефы.

Самые ранние из них  — середина и вторая половина I века до н. э. Форма надгробий традиционна — это горизонтальная вытянутая плита, на которой, в нише, образуемой заглублением фона, в довольно высоком рельефе изображены иногда одна, чаще несколько (от двух до шести) полуфигур умерших.

  плита с изображением супружеской четы Рупилиев в Капитолийском музее в Риме.

Портреты умерших на надгробиях строятся по одному типу: резкие складки у крыльев носа и уголков губ, вертикальные морщинки на переносице и горизонтальные на лбу передают преклонный возраст изображенных и сообщают им особенно суровый характер. Лица на надгробиях очень похожи

  друг на друга.

Кроме надгробий создавались  портретные изображения.

Их появление было обусловлено и древней традицией, связанной с почитанием умерших предков и заупокойным культом. Ещё в древности у римлян сложилась традиция делать посмертные гипсовые маски с умерших. Затем, стали изготовлять их портреты.

В доме каждого уважающего себя римлянина находились бюсты, изображающие его умерших родственников, и чем их было больше, тем выше оценивался статус гражданина. Поэтому появились оригинальные статуи, изображающие знатных римлян, держащих в руках бюсты своих предков.

 

Один из наиболее широко известных памятников — голова старика в покрывале принадлежавшая статуе римлянина, совершающего жертвоприношение (при исполнении этого религиозного обряда римляне накрывали голову краем одежды).

   голова старика в покрывале

 

Были созданы портреты большой художественной силы. Так, например, бронзовый бюст римлянина - так называемый «Брут» из Палаццо Консерватори в Риме дает пример портрета, в котором раскрыт человеческий характер.

 «Брут»

В этом произведении нашел яркое воплощение образ сурового, непреклонного римлянина эпохи республики. Более обобщенным является пластическое решение портрета. Работа, выполненная в 300 − 275 гг. до н. э., считается шедевром искусства по силе выразительности образа и технике исполнения, предположительно представляет портрет основателя Римской республики Луция Юния Брута.

 

Другое направление — эллинизирующее (под влиянием Греции). В этих бюстах правдиво показаны все нюансы лиц портретируемых, без попытки идеализации, со всеми характерными, остро-индивидуальными особенностями: недостатки и достоинства внешности, старческие морщины и мимические складки, характеры и типажи.

 

 

Свойственные греческому искусству мастерство обработки мрамора, блестящая живописная лепка форм наиболее легко и быстро проникают в римский скульптурный портрет, тем более что среди его создателей было много греков по происхождению.

статуя полководца из Тиволи

 

Бронзовая статуя так называемого «Оратора» (2 в. до н. э. ), изображающая, возможно, Авла Метелла, представителя одной из знатнейших римских фамилий.

Оратор представлен в момент произнесения речи, правая рука его протянута к слушателям. Художник не только тщательно передал индивидуальные черты лица Метелла, но и детали одежды и обуви. Статуя выполнена по образцам греческих и эллинистических статуй ораторов.

 

 

Оратор

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...