Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические аспекты представлений о счастье мужчин и женщин




 

Изучение проблемы понимания счастья остается крайне сложным из-за нехватки детально разработанных научных теорий в этой области. Понятие счастья до сих пор не имеет четкого определения, несмотря на попытки его определения в течение веков. И как вполне справедливо отмечают исследователи, разные понятия счастья имеют только то общее, что обозначают что-то положительное, ценное. В другом же смысле они различаются между собой [3, c.19].

Каждый человек тем или иным путем пытается достичь счастья. Поиск счастья является центральной, системообразующей категорией в жизни личности. Однако на разных жизненных этапах, в том числе и в молодом возрасте, счастье ассоциируется (точнее подменяется) его деятельностным признакам (приподнятое настроение, осуществления желаний, материальное благополучие, состояние комфорта и т.п.). Мнимое счастье формирует желания, мечты личности, оформляется в смысложизненные цели. Человек прилагает немало усилий для достижения этих целей, объединенных идеей достижения счастливого бытия.

Проблема поиска счастья возникает заново для каждого поколения, поскольку молодежь имеет свои ориентиры, собственные доминирующие ценности, что составляют систему представлений о счастье, в значительной мере отличных от тех, что имеют предыдущие поколения. С этим связана ключевая проблема изучения данного феномена, так как добиться результата сегодня, обобщив все имеющиеся научные разработки в этом поле не означает, что данная теория будет актуальна завтра. Таким образом, можно сделать вывод, что проблематика «счастья» крайне динамическая и требующая постоянного внимания и исследования исходя из сегодняшних реалий.

На современном этапе развития общества постоянно растут требования к каждому его члену, при чем дифференциации по половому признаку не наблюдается, перед человеком стоит множество жизненных задач. Важными чертами современных мужчин и женщин считают активность, интеллектуальность, креативность, лидерство, но быстрый ритм жизни, потоки информации вызывают стрессовое состояние и повышают уровень тревожности. В таких условиях счастье кажется возможным и недоступным одновременно [10, c.69-71].

Поскольку счастье для мужчин и женщин – многокомпонентная модель идеального будущего, полезно знать, на какие ценности опирается это воображаемое счастливое бытие, для того чтобы понять вектор возможного развития общества. Духовные ценности, которые лежат в основе понятия счастья, создают комплекс морально-этических взглядов и установок, которые в определенный момент, по мере продолжения жизнедеятельности, становятся господствующими, наиболее актуализирующимися для того или иного общества. Сегодня приходится сталкиваться с тем, что многие люди не понимают, что ощущение счастья зависит не столько от достижения определенных благ, сколько от внутренней, духовной способности человека быть счастливым. Современный мир формирует в индивиде идеал счастья сквозь призму желания иметь и получать. Это навязывается еще молодым людям в качестве жизненно важной цели.

Общество сегодня все больше характеризуется как бездуховное, аморальное и материально обусловленное. Социум культивирует в индивиде такие качества, как индивидуализм, эгоизм, предприимчивость, стремление к успеху любой ценой.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что современные как мужчины, так и женщины часто не осознают свои глубинные потребности, вследствие чего истинные желания подменяются искусственными, навеянными массовой культурой и ближайшим окружением. По этому поводу еще философ Дарий писал, что далеко не все то, к чему стремятся люди, заслуживает того, чтобы его стоило стремиться. В конце концов начинается погоня за призрачным счастьем, которое к настоящему не имеет никакого отношения. Таким образом, в течение жизни, передвигаясь от цели к цели в поиске счастья, человек в итоге стыкается с осознанием того, что оно (счастье) так и не пережитое, не прочувствованное. Исходя из приведенного утверждения, возникает необходимость в уточнении понимания людьми сущности счастья.

Социально-психологические условия и настроения, кризисы и войны в социуме порождают депрессивные настроения и апатию, чувство «выученной беспомощности», когда человек перестает верить во всякую возможность достижения счастья. Несмотря на способность человека адаптироваться как к положительным, так и негативным жизненным переживаниям, привыкание к таким реалиям происходит не всегда. Следовательно, на оценку удовлетворенности жизнью напрямую влияет доминирующее эмоциональное состояние, поскольку оно рассматривается в качестве непосредственного индикатора ощущения субъективного благополучия. Общество должно быть заинтересовано в сохранении психологического здоровья детей, подростков и молодежи не зависимо от пола, в формировании у них этого ощущения, которое станет кирпичиком фундамента будущего благополучия того окружения, в котором они живут [15, c. 139].

Представление человека о счастье заложены в ее личностной системе ценностей и выражают отношение к миру. Существует множество интерпретаций и его счастье составляющих, поскольку на все существующие представления о их сущности накладывают отпечаток этнокультурные характеристики того или иного народа. Счастье является идеалом бытия, и отличия этого идеала прослеживается как на индивидуальном уровне, так и на макроуровнях в разрезе этносов и эпох. Поэтому само понятие счастья является и остается многогранным, наполненным множеством смыслов, и отражает культурные, психологические, экономические и социальные доминанты, существующие в том или ином социуме.

Большинство ученых придерживаются точки зрения, что счастье в основном зависит от качеств человека и ее характера. Действительно счастливые люди владеют внутренним локусом контроля, оптимизмом, высокой самооценкой. Кроме того, на счастье, как на субъективное благополучие индивида значительное влияние осуществляют такие личностные черты, как экстраверсия и нейротизм; когнитивные процессы и характеристики личности (особенности ценностно-мотивационной сферы, наличие жизненных целей, идентичности); этнические и культурные отличия. Именно личностные особенности каждого отдельно взятого индивида, а не гендерные отличия зачастую становятся основополагающими для ощущения счастья.

В данном аспекте, исходя из цели и задач данного исследования, нужно поднять вопрос о представлении о счастье мужчин и женщин. Целесообразно начать данное рассмотрение в контексте семейно-брачных отношений с точки зрения социально-психологической позиции.

Исследуя различные подходы к интерпретации понятия «удовлетворенность браком» и ощущения счастья в нем, было обнаружено, что в психологической науке нет единой концепции понятийного аппарата семейной психологии, а также существуют определенные факторы, влияющих на удовлетворенность супругов браком. Вступая в брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым содержанием. Люди надеются на то, что после того, как они поженятся, их жизнь станет лучше и интереснее. Эти надежды лежат в основе будущей семьи. Когда надежды начинают таять, появляется реальная угроза браку [6,c. 112].

В социологической науке существует следующая интерпретация понятия удовлетворенности браком, как характеристики «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений». Семья при этом рассматривается с точки зрения ее собственных динамических изменений, аналогичным процессам в малой группе. Часто употребимыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «успешность брака», «сплоченность семьи», «совместимость супругов» и тому подобное [19, c. 184].

Стабильность брака, удовлетворенность браком и ощущение себя счастливым в браке являются достаточно связанными характеристиками, отражающими различные уровни отношений супругов:

· Первым, самым общим, является уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода).

· Второй уровень является уровень «приспособления в браке», «адаптированности супругов».

· Третий уровень является наиболее глубоким. Это уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов [29, c. 87-88].

Супружеская удовлетворенность браком есть не что иное, как субъективное восприятие людьми сквозь призму социокультурных норм и эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей. Так, в одном из исследований были выделены три блока факторов, влияющих на качество семейных отношений.

В психологическом исследовании семьи и супругов основной акцент ставится на изучении именно удовлетворенности браком. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношения супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С.И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности» [12, c.70].

Важными индикаторами удовлетворенности/неудовлетворенности браком является качество семейных отношений, которое выражается в уровне эмоциональных отношений, содержании и частоте общения, совместном отдыхе; участие супругов в исполнении семейных обязанностей; материальное обеспечение семьи и участие жены и мужа в этом процессе; наличие детей, отношение к ним и участие супругов в их воспитании; роль сексуальных отношений; отношение к разводу, а также наличие или отсутствие внебрачных отношений.

Однако нельзя сбрасывать со счетов гендерный аспект в ощущении счастья, в этом отношении необходимо актуализировать влияние культорологического фактора и гендерных стереотипов, которые непосредственно влияют на формирование устойчивого чувства счастья [4, c.50-52].

В последнее время популярность приобретает еще одна форма счастья – самореализация, однако с небольшой поправкой: для женщины это чаще всего - если при этом есть семья и любящий муж. Чтобы человек чувствовал себя счастливым, ему необходимо общение с друзьями (в баре, во время спортивных развлечений или рыбалки) не менее двух раз в неделю. К такому выводу как-то пришли ученые Оксфордского университета. Вместе с тем у него должна быть любящая и понимающая жена, которая делает мужчину счастливым.

В последнее время в психологической науке приобретает популярность изучение, рассмотрение и понимание счастья сквозь аксиопсихологические аспекты. В строгом философском толковании счастье в рамках данного подхода отождествляется с понятием «эвдемонизм» - этическим направлением, которое трактует счастье, блаженство в качестве мотива и цели всех человеческих устремлений [16, c.112]. Сторонники евдемонизма (Е. Дюринг, Л. Фейербах, А. Шефстбери и др.) считали счастливым того человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, благодаря всестороннему развитию. Эвдемонизм может иметь различные оттенки: быть грубым, брутальным (чувственное удовольствие) или утонченным (удовольствие от высших чувств); может иметь в виду единичное удовольствие (гедонизм) или общую пользу (утилитаризм). Заметим, что в историко-научной перспективе психология развивалась в контексте философского знания, где проблемы счастья нашли свое отражение в противоборстве двух основных этико-психологических концепций счастья - гедонизма и эвдемонизму. Наиболее полно идеи эвдемонизму в их первоначальном варианте выражены в учении Эпикура, для которого стремление к удовольствию является основой нравственного поведения, а именно удовольствие высшим благом. Идея счастья-эвдемонии лежит и в основе этической концепции Аристотеля, согласно которой состояние счастья-блаженства как высшего совершенства предполагает стремление человека соответствовать своему предназначению («даймону») или «подлинному Я», которое обретается путем развития всех потенций, заложенных не только в видо-типовых особенностях человека, но уникальным образом представлены в каждом человеческом индивиде. Итак, идеи гедонизма и эвдемонизма определили два основных вектора в становлении психологии счастья. Первые получили развитие в бихевиоризме, психоанализе и даже основали отдельное направление психологии - гедонистическое, другие - нашли отражение во многих современных теориях личности - гуманистической, экзистенциональной и позитивной психологии, в частности, в представлениях про полноценно функционирующей личности К. Роджерса, личностную идентичность Э. Эриксона, самоактуализацию А. Маслоу, личностную выраженность А. Уотермана, психологическую теорию субъективного благополучия Э. Динера и др., концепцию аутентичного счастья М. Селигмана и т.д. [33, c.71].

В широком смысле счастье - это эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения; осознание позитивности контекста собственного существования.

По нашему мнению, счастье является ценностной категорией, отражает удовлетворенность желанным; безграничную радость бытия.

В общем, психологическое определение исследуемого феномена связано с пониманием его как ощущения полноты бытия, радости и удовлетворенности жизнью, лежащих в основе оптимального, здорового и эффективного функционирования личности [3, c.25].

Синонимами термина «счастье» являются: большая радость или удовлетворение, благополучие, благодать, блаженство, удовлетворенность жизнью, наслаждение, удача.

Отметим, что до 60-х годов XX века затронутая проблематика находилась вне поля зрения научной психологии. Ее систематическое исследование в психологической науке началось в последние десятилетия, прежде всего в гуманистической и позитивной психологии. В частности, в рамках гуманистической психологии стоит отметить представление А. Маслоу о самоактуализации и учение о смысле жизни Франкла [16, c.43].

Так, А. Маслоу обнаружил, что ситуации самоактуализации встречаются в жизни всех людей. Краткие моменты в самоактуализации личности Маслоу назвал «вершинными переживаниями», т.е., другими словами, - это особенно радостные и волнующие моменты в жизни человека; обобщение лучших моментов человеческого существования, счастливейших моментов жизни, экстаза, огромной радости, блаженства. «Вершинные переживания» вызываются сильным чувством любви, под воздействием шедевров искусства, в религиозном экстазе и др., когда мир представляется целостно, человек забывает о своем «Я», оказывается вне времени и пространства, остро ощущает позитивные ценности окружающей среды - истину, добро, красоту, справедливость и тому подобное. Главное, что в такие моменты человек в значительной степени чувствует себя сама собой, а также решительным и целеустремленным, ответственным, надежным, спонтанным, честным, самодостаточным, творческим [27, c. 59].

Проблема смысла жизни неоднократно поднималась в экзистенциональной философии, психологии и психотерапии XX века, таких ее направлениях, как философский иррационализм (С. Кьеркегор), философия жизни (В. Дильтхей), феноменология (Э. Гуссерль), экзистенциальные направления (Н. Гайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс), русская религиозная философия (П. Флоренский, Л. Шестов), философская антропология, психоанализ, логотерапия и др.

В. Франкл в контексте собственного подхода к логотерапии противопоставлял обретение смысла чувственному удовлетворению. Он отрицал учение 3. Фрейда о доминирующей роли принципа удовольствия в психической жизни человека, считая удовольствие не целью, а следствием удовлетворенности человеческих желаний. По его мнению, человек стремится не к счастью-удовольствию, а к смыслу. Последнее рассматривается ученым, как основа настоящего счастья [12, c. 56]. В. Франкл выделил три пути реализации смысла: деятельность, переживание ценности, страдания. В контексте жизненных ценностей А. Ленгле предлагает такие трактовки понятия смысла:

1. Выполнять задание, которое стоит перед тобой. Речь идет про ту единственную ценность, которая в конкретной ситуации должна рассматриваться как наивысшая.

2. Смысл - дитя свободы.

3. Смысл - это возможность.

4. Видеть смысл означает постичь целое.

5. Смысл - это всегда островок безопасности в океане бытия.

6. Смысл на все времена - его мы не постигнем. Гибкость.

7. Смысл нельзя выдумать.

8. Смысл может найти любой человек, при условии способности принимать решения.

9. Смысл является средством ориентации к полноценной жизни [7, с 14-20].

Следовательно, рассуждения о смысле жизни выражают социальную, психологическую и нравственную сущность человека. Они вытекают из человеческого стремления не просто жить, но и проектировать свою жизнь, признавать его социально оправданным и целесообразным.

Из пространства предлагаемых обществом ценностей человек выбирает - предпочитает, отказывается, борется «за» или «против», взвешивает собственные ценности. «Ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем» [9, с 366]. Только в ходе авторского, субъектного, выстраданного собственно личностью выбора любая общественная ценность становится индивидуальной. За этим иногда нелегким выбором - эмоциональное отношение человека к окружающей среде и самой себе. Он ищет смысл жизни, который представляет собой «чувство ценности чего-либо для «Я» [8, с 516].

По К.А. Абульхановой, «смысл жизни - это своеобразное чувство своей субъектности, возможности творчества жизни, это - не только когнитивное образование, а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, причастности к общественным ценностям, полноты своего самовыражения, интенсивности взаимодействия с жизнью» [1, с 16]. Смысл дает человеку силы жить, то есть он является источником энергии. В такой ипостаси смысл направлен в будущее. Чем больше человек находит смысла своему существованию, тем длиннее перспектива, тем больше планов и тем на более высокие цели человек склонен замахнуться. Другими словами, наличие смысла предполагает большое будущее. Смысл выступает своеобразным оправданием прожитой жизни. Здесь смысл - ретроспективный. Человек рассматривает свое прошлое с позиций жизненного смысла и оценивает, «зря прошла жизнь или нет». В данном случае реализуется ценностный характер смысла, смысл жизни выступает как определенный идеал для сравнения [3, с 108].

Как представляется, в свете нашей темы целесообразно обратиться и к идеалу. Рассуждая об идеале как предпосылку смысла жизни и счастья, мы имеем в виду возможность его достижения, хотя и не абсолютную, что объясняется его внутренней природой. Идеал, как и цель, существует в пределах возможного и достижимого. Если бы идеал был бесконечно далеким и недостижимым, то жизнь и стремления превратились бы в бессодержательную игру, цель перестала быть целью, а личность лишилась бы надежды на лучшее. Поэтому признание достижимости идеала дает импульс к деятельности и, определяя ее целеустремленность и перспективу, придает жизни определенный смысл и наполняет индивида чувством счастья [44, c. 121].

Одним из аргументов в пользу выделения позитивной психологии как дисциплины была необходимость развертывания собственно-психологических исследований счастья. Позитивная психология со своего зарождения в конце прошлого века поставила цель изучить пути и возможности достижения человеком хорошего и достойной жизни, процветания. Главным в позитивной психологии был вопрос операционализации и измерения счастья. После длительных дискуссий за условную меру счастья была принята характеристика «субъективного благополучия», связанная с удовлетворенностью жизнью и положительными эмоциями. Для измерения счастья были созданы Шкала удовлетворенности жизнью Динера, Шкала счастья Фордиса, аффективный баланс Брендберна и др.

Эмпирические исследования подтверждают взаимосвязь удовлетворенности различными сферами жизни - социальной, сексуальной, личностной, семейной, межличностной, трудовой, образовательной с благополучием, с одной стороны, и психологическим дистрессом, - с другой, и идею о том, что на полноту ощущения счастья влияют принадлежность к религии, досуг, удовлетворенность трудом, чувство юмора, искусство, занятия спортом, социальные нормы и тому подобное [36, c.12 ].

Г. Эммонс с позиций «целевого» подхода обобщил свои исследования и труды других авторов о соотношении собственных устремлений человека и его благополучия. Он рассматривал индивидуальные различия в контексте мотивации личности, учитывая при этом концепцию духовности. В частности, подтвердилась его уверенность в том, что, когда люди ориентируют свою жизнь на достижение духовных результатов, им свойственно переживать его как настоящее, цельное и осмысленное. Майерс и Динер показывают, что личность - это основная детерминанта длительного счастья и благополучия. Проведенный мета-анализ (Г. Копер) исходит из гипотезы о том, что целенаправленные стремления отражают дополнительные влияния личности на благополучие. Майерс и Динер пришли к выводу, что существует три принципа, которые должны принимать во внимание в теории счастья:

1) благодаря адаптации влияние жизненных событий кратковременно;

2) жизненные события должны интерпретироваться в пределах мировоззрения соответствующей культуры, которая рассматривает их как источники страдания или возможности для роста;

3) цели и ценности людей могут вносить вклад в общий уровень счастья [10, с 89].

Последний принцип лежит в фокусе ряда исследований Г. Эммонса.

Концепция «аутентичного счастья». Селигмана рассматривается как идентификация, развитие наиболее сильных сторон личности и использование их в жизни. Автор показал, что для ощущения подлинного счастья необходимо обращаться к сильным сторонам собственной личности. Аспектами аутентичного счастья, по мнению ученого, являются: «семейный круг», «индивидуальный уровень» счастья, «объективное качество жизни», «субъективное качество жизни» [53, c.149-150].

М. Селигман отмечает, что счастье включает в себя одновременно два типа переживаний: удовольствие и удовлетворенность. Первое - имеет сильный чувственно-эмоциональный компонент (экстаз, восторг, оргазм и т. п.) и в нем не задействованы когнитивные процессы. Другое - возникает тогда, когда мы занимаемся любимым делом, что не обязательно предполагает сильные чувства, зато важным является полное увлечение такой деятельностью, когда мы растворяемся в ней, сталкиваясь при этом с сильными сторонами нашей личности.

В постсоветской психологии исследования разных аспектов проблемы счастья проводят ученые И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьев, В.А Петровский, А.И. Шапиро и др.

Оценка собственной жизни в плоскости счастливая-несчастливая определяется осознанным выполнением личностью своей жизненной программы, реализация которой воспринимается ею как жизненный успех. Успех - цель достигнута, что имеет смысл для личности. Счастье - удовольствие от собственно процесса в реализации успеха. Каждый следующий жизненный успех является толчком, трансформирует личность и влияет на его ценности, жизненные цели и способы их достижения. Они могут частично видоизменяться, дополняться, меняться кардинально. Завершена трансформация влияет на те факторы, которые личность будет считать для себя успехом на определенном жизненном отрезке. Оценка собственной жизни как счастливое-несчастливое возможное для личности в вертикальном временном измерении при условии владения ею диалогичностью в контактировании с интра - и экстрапространствами. Стабильной остается готовность к изменениям. Ведущими эмоциями является удивление, интерес перед многогранностью внутренней жизни и его внешним проявлением. Отношение к жизни как к тайне, которую интересно раскрывать [6, c. 67].

Такой подход к жизненному успеху личности в значительной степени соответствует постнеклассическом уровне развития психологии, поскольку не все можно измерить, с точностью рассчитать, предусмотреть [5, с 124]. Описывая стратегию жизненного успеха, А.В. Иващенко и Н.А. Щербакова отмечают, что она:

· предусматривает индивидуальное решение своей жизненной судьбы, наличие внутреннего самоконтроля, чувства ответственности за свою жизнь, поступки, поведение;

· состоит в творческом постижении ценности своей жизни, что проявляется в интересе, увлеченности, удовлетворенности и постоянном поиске индивидуальной стратегии;

· предоставляет возможность каждому человеку изменить свою жизнь, улучшить его, создав для этого условия, которые пока что отсутствуют [2, с 73].

Отметим, что притязания жизненного успеха предусматривают самоуважение, высокую аутосимпатию, устойчивую ценностно-смысловую сферу, наличие смысложизненных ориентаций, положительный эмоциональный фон собственного прошлого, настоящего и будущего; отсутствие переживания хронического стыда, сверхтребований и преследований самого себя, сверхобощенности, абсолютизации оппозиции «все–ничего», «всегда – никогда», «хорошее – плохое», «публичного самосознания», то есть восприятие себя как социального объекта, развития идентичности по негативному сценарию, эффекта неузнаваемости себя во взрослом возрасте [5, с 132].

Для того, чтобы домогательства жизненного успеха начали работать на человека, она должна согласовать свою внутреннюю жизнь со своим настоящим Я, которое является положительным априори, тогда наступают соответствующие изменения в виде жизненного успеха в ее внешней жизни. Для осуществления этого нужен ряд последовательных шагов: осознание смысла своей жизни, формулирование его главной цели, отход от своего „детского Я", здоровое чувство собственного достоинства, самоуважение, способность согласиться с собой, другими, своей жизнью, как бы оно до сих пор не развивалось, поддержание собственной честности и естественности, развивает харизму [40, c. 37].

Толкование феномена счастья не лишено разночтений. Даже те, кто согласен, что счастье - это удовлетворенность жизнью, могут колебаться между разными интерпретациями этой удовлетворенности - конкретной и абстрактной, объективной и субъективной, реальной и идеальной, широкой и узкой. Смысл жизни, являясь следствием смыслового характера социальной деятельности, является психологическим фундаментом счастья. В свою очередь, последнее выполняет функцию психологического стимула жизни. Смысл жизни, программируя человеческую деятельность, задает каждому акту поведения конкретный вектор и содержание, выражает их целеустремленность. Смысл жизни раскрывается как критерий мировоззренческой и нравственной зрелости личности, связанный с мерой общественной ценности, значимости жизнедеятельности субъекта. Понятие счастья обладает особой рефлексией, поскольку для того, чтобы сполна быть счастливым, нужно не только чувствовать счастье, но и осознавать это ощущение в контексте его условий. Достижения истинного счастья и осмысленной жизни свидетельствует о непрерывном личностном росте в процессе социального бытия, в котором мы видим активную сознательно-творческую деятельность способа собственного бытия [29, c. 16].

Уровень человеческого счастья подвержен серьезным влияниям из вне, чаще всего на его уровень влияют стереотипы о счастье, семейном благополучии и т.д. именно несовпадение с этими «базовыми» принципами может влиять на уровень счастья. Такие стереотипные взгляды на счастье часто является причиной семейных неурядиц и разводов, поскольку у супругов могут не совпадать представления о браке и семье, семейные роли, и тому подобное. Они могут помешать в выборе пары – адекватному пониманию и восприятию особенностей, потребностей, взглядов и прав противоположного пола.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...