Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ влияния социально-психологических факторов на ощущение счастья в браке




 

Данная часть исследования влияния на уровень удовлетворенности браком и уровня счастья таких социально-психологических факторов как уровень понимания между партнерами, эмоциональное притяжение, уважение, любви и симпатии.

Рассмотрим данные категории независимо друг от друга в разрезе гендерного аспекта с последующим сравнительного анализа.

Итак, рассмотрим полученные показатели по «шкале любви и симпатии (рисунок 3.8.)

 


Рисунок 3.8.

Показатели по методике «Шкала любви и симпатии»

Как видно из представленных результатов по группе мужчин показатели более высокие по шкале симпатии, это свидетельствует о том, что для мужчин характерна более высокая степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства по отношению к своей спутнице. Среди группы женщин наблюдаются более высокие показатели по шкале любви, что дает основания говорить о том, что для них в большей степени характерны привязанность, забота и более высокая степень интимности отношений. Также у женщин более выражен общий уровень эмоциональности отношений.

При помощи t-критерия Стьюдента было установлено, что между указанными группами выборки (средними значениями по данной методике) присутствуют статистически значимые отличия (эмпирическое значение критерия 2,034).

Также для установления социально-психологических особенностей была применена методика ПЭА. Исходя из того. Что данная методика представлена 3 шкалами целесообразно рассмотреть показатели по ним отдельно в разрезе гендерного аспекта.

Результаты по шкале «понимание» представлены на рисунке 3.9.

Рисунок 3.9.

Распределение испытуемых по шкале «понимание» методики ПЭА (%)

По данной шкале отмечается значительный перевес в сторону высокого уровня у женщин, в данном случае имеет место статистически значимое различие между группами выборки (эмпирическое значение критерия Стьюдента равно 2,076). Это значит, что для женщин в большей степени нежели для мужчин характерно высокое понимание супруга, женщины не затрудняются в интерпретации его поведения, мыслей, чувств и намерений и легко могут учитывать их при общении с ним. В то время как мужчины характеризуются непониманием, отсутствием ясной картины личности партнера, затруднением в интерпретации, объяснении ее мыслей, чувств, поступков.

Также показательны результаты по шкале эмоциональное притяжение (рисунок 3.10.).


Рисунок 3.10.

Распределение испытуемых по шкале «эмоциональное притяжение» методики ПЭА (%)

В данном случае, обозначенные результаты также наглядно иллюстрируют отличия, продиктованные непосредственно гендерными признаками. Следует отметить, что данные отличия являются статистически значимыми, хотя отличия не такие явные как в случае со шкалой «понимание» (эмпирическое значение критерия Стьюдента равно 2,011). Эти данные свидетельствуют о том, что для женщин чаще всего характерно привлекательность партнера, желание общаться, иметь с ним дело, ощущение терапевтического воздействие контакта на субъект (характеристики от авторов методики). В то время как у мужчин часто отмечаются сложности в общении у партнеров, чувство усталости друг от друга.

Несколько выпадающие результаты были получены по шкале «авторитетность» (рисунок 3.11.)


Рисунок 3.11.

Распределение испытуемых по шкале «авторитетность» методики ПЭА (%)

По данной шкале высокие результаты демонстрируют именно мужчины, это свидетельствует о том, что мужчины в большей степени прислушиваются к своему партнеру, также это демонстрирует насколько партнер принимается как личность, насколько мужчины разделяют мировоззрение, интересы, мнения партнера и принимает их как эталон. В тоже время женщины чаще, присуще презрение и неуважение к партнеру. По данной шкале отличия в процентных соотношениях не такие убедительные как по предыдущим (понимание и эмоциональное притяжение). Также средние значения по группам выборки нельзя считать статистически значимыми – эмпирическое значение критерия Стьюдента меньше критического и равно 1,097, в то время как для заданного уровня вероятности допустимой ошибки и числа степеней свободы критическое значение критерия – 2,002. Это говорит о том, что по данному компоненту отличий по гендерному признаку не обнаружено. Отличия, которые демонстрируются в процентных соотношениях, являются следствием дисперсионного разброса данных.

Проведенный корреляционный анализ влияния рассмотренных социально-психологических факторов на уровень счастья испытуемых дал такие результаты (таблица 3.1.)

Таблица 3.1.

Результаты корреляционного анализа влияния социально-психологических факторов на уровень счастья

Фактор Мужчины Женщины
  Шкала любви 0,41 0,69
  Шкала симпатии 0,37 0,44
  Понимание 0,63 0,72
  Эмоциональное притяжение 0,57 0,66
  Авторитетность 0,33 0,37

 

В ходе корреляционного анализа была установлена прямая зависимость между уровнем счастья и рассмотренных социально-психологических факторов. Однако не каждый фактор в равной степени влияет на уровень счастья. Так «любовь», в случае с мужчинами не является определяющим фактором, в то время как для женщин была установлена, довольна сильная прямо-пропорциональная зависимость. «Симпатия» не является определяющей для уровня счастья, коэффициенты корреляции по данной шкале даже не превышают 0,5, это свидетельствует о том, что взаимосвязь минимальна или вовсе отсутствует. Шкала «понимание» дает возможность оценить, насколько партнеры могут входить в доверительный контакт и разделять взгляды друг друга. Эти качества имеют довольно сильное влияние на уровень счастья, как у мужчин, так и у женщин. Эмоциональное притяжение также оказывает прямое влияние на уровень счастья испытуемых, полученные коэффициенты корреляции позволяют утверждать данный факт. Как ни странно, но авторитетность, т.е. взаимоуважение не оказывает существенного влияния на уровень счастья испытуемых, по данной шкале зафиксированы самые низкие показатели линейной корреляции.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что для женщин рассмотренные социально-психологические факторы являются более значимыми в формировании уровня счастья нежели для мужчин. Об этом свидетельствуют более весомые коэффициенты линейной корреляции, которые в отдельных случаях приближаются к 1.

Также, необходимо проанализировать влияние социально-психологических факторов на уровень удовлетворенности браком. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2.

Результаты корреляционного анализа влияния социально-психологических факторов на уровень удовлетворенности браком

Фактор Мужчины Женщины
  Шкала любви 0,54 0,73
  Шкала симпатии 0,64 0,61
  Понимание 0,72 0,71
  Эмоциональное притяжение 0,59 0,73
  Авторитетность 0,58 0,62

 

Корреляционный анализ социально-психологических факторов с одной стороны и удовлетворенностью браком с другой, демонстрирует наличие прямой корреляционной зависимости. Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях была получена значимая величина коэффициента корреляции, это свидетельствует о том, что все исследованные социально-психологические факторы имеют прямое влияние на удовлетворенность браком. Как и в случае с уровнем счастья, данные социально-психологические факторы более значимы именно для женщин.

Таким образом, исследование социально-психологических факторов показал наличие отличий в разрезе гендерного аспекта, это свидетельствует о том, что мужчины и женщины в разной степени оценивают важность данных факторов для своей жизни. данный тезис подтверждается математико-статистическими данными. Также, необходимо акцентировать внимание на том, что изученные социально-психологические факторы оказывают прямое влияние на формирование уровня счастья и уровень удовлетворенности браком как в группе мужчин, так и в группе женщин, хотя для группы женщин данные факторы более значимы.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день существуют несколько основных парадигм в исследовании феномена счастья. На сегодняшний момент не существует консолидированной точки зрения относительно понимания данного феномена, также отсутствует обобщенный категориальный аппарат. Необходимо акцентировать внимание, что все это стало следствием междисциплинарности предмета изучения. Следует отметить, что на современном этапе развития психологии и философии, можно говорить о том, что изучение феномена счастья и его составляющих является результатом положительного позиционирования личности, переживание ею успехов или достижений в ее жизни, гармонии в личной жизни, реализации собственного потенциала и прочее. Учитывая вышесказанное, счастье сказывается прежде всего на качестве жизни личности, гармонии в личной жизни, переживания успехов или достижений, реализации собственного потенциала.

Семья является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, важным институтом социализации личности. Негативные тенденции развития современной семьи (увеличение количества разводов по психологическим мотивам, уменьшение рождаемости, неудовлетворенность браком и др.) вызывают беспокойство специалистов различных отраслей науки, а также актуализируют практические социально-психологические исследования закономерностей функционирования современной семьи, эффективных форм и методов психологической помощи современной семье. Это обусловлено, прежде всего тем, что благополучие семьи не только дает возможность в полной мере находиться в зоне психологического комфорта, но и дает возможность для самореализации, в том числе в ракурсе ощущения себя счастливым человеком.

Прочность и стабильность семейных отношений, а, значит, и факт удовлетворенности супругов отношениями в семье, фактически полностью зависит от социально-экономических и социально-психологичсеких условий в обществе. Значительное увеличение темпа жизни, постоянное возрастание требований общества к человеку, его способностям, возможностям, знаниям и умениям создает значительное психологическое напряжение и как следствие повышенный уровень тревожности.

Исследуя различные подходы к интерпретации понятия «удовлетворенность браком», было обнаружено, что в психологической науке нет единой концепции понятийного аппарата семейной психологии, а также существуют определенные факторы, влияющих на удовлетворенность супругов браком. Вступая в брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым содержанием. Люди надеются на то, что после того, как они поженятся, их жизнь станет лучше и интереснее. Эти надежды лежат в основе будущей семьи. Когда надежды начинают таять, появляется реальная угроза браку. В психологическом исследовании семьи и супругов основной акцент ставится на изучении именно удовлетворенности браком. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношения супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С.И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности».

Исследование показало, что уровни счастья и удовлетворенности браком различны среди мужчин и женщин. Также был проведен качественный анализ зависимости уровня счастья испытуемых от уровня доходов и уровня образования. Было установлено, что оба эти фактора имеют прямое влияние на уровень ощущения себя счастливым. При помощи линейной корреляции по Пирсону установлена прямая пропорциональная зависимость между уровнем счастья и удовлетворенностью браком с одной стороны и социально-психологическими факторами с другой. Исследование социально-психологических факторов показал наличие отличий в разрезе гендерного аспекта, это свидетельствует о том, что мужчины и женщины в разной степени оценивают важность данных факторов для своей жизни.

 


Список использованной литературы

 

 

1. Авдулова Т.П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве//http://psystudy.com/index.php/num/2009n5-7/220-avdulova7

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: 2-е изд.- М.: Класс, 1999. – 288с.

3. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 250 с.

4. Альперович В.С. Проблемы старения: демография, психология, социология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2007. – 302 с.

5. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении/ Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2001. – 752 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 290 с.

7. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

8. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб, Питер, 2003

9. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности// Социальная идентификация личности. – М.: Институт социологии РАН, 1993. – С.35-46

10. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301с.

11. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431с.

12. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. – 443 с.

13. Бодалев В.В., Столин А.А., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. – 443 с.

14. Бошданова И.Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра// Социологические исследования. – 2004. - № 1. – С. 103-111

15. Воронина О.А., Клименкова Т.А. Гендер и культура// Женщины и социальная политика (гендерный аспект)/ Под ред. З.А. Хоткиной. – М.: Наука, 1992. – С.10-12.

16. Гонтарь Ю.С. Андрогиния как современное направление гендерного исследования студентов факультета социально-культурной деятельности МГУКИ//Вестник МГУКИ № 1. – 2012. – С. 193-198

17. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб, Алетейя, 2001

18. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 268 с.

19. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. // Психологический журнал. 2000. т. 21. №2.

20. Джидарьян И.А. Счастье и его типологические характеристики. - М, 2000.

21. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1977. – 272 с.

22. Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. - Львов, 1999.

23. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

24. Каримова А.Р. Взаимосвязь гендерных особенностей и стрессоустойчивости личности//Вестник ВЭГУ № 6, 2013. – С. 55-60

25. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 403 с.

26. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии/под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.

27. Костикова И.В. и др. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов/Костикова И.В и др. под общ. ред. И.В. Костиковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255с.

28. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.

29. Круглянская Л.Я. Гендерные архетипы как фактор формирования поведенческих стратегий субъекта административной культуры/диссерт. на соск. ученой степени канд. культурологии – СПб., 2014. – 176 с.

30. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности Психология здоровья. – СПб., 2000.

31. Куликов Л.В., Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. "Ананьевские чтения – 97". Вып. 3. Ч.1. Изд-во СПбГУ – СПб.: 1997. – С. 342-350.

32. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.: КДУ, 2008. – 203 с.

33. Маккоби Э. Два пола: растем порознь, живем вместе: Перевод с англ. – Тверь: Открытое общество, 2002. – 307 с.

34. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия: справочник практического психолога. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 522 с.

35. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. - М.: Мысль, 1982

36. Нырков А.В. Технологии счастья, - М.: Олма-пресс, 2000

37. Овсяник О.А. Социально-психологическая адаптация женщин второго периода взрослости: Автореф. дис. доктора психол. наук. – М.: Ульяновский государственный университет, 2013. – 37 с.

38. Побережная О. Андрогинная проекция гендерного универсума личности//Докса. - №15. – 2010. – С.113-119

39. Поливаева Н.П., Красова Е.Ю. Социально-психологические проблемы российской семьи: Пособие. – Воронеж, 1999. – 95 с.

40. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Мысль, 1986

41. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М., 7.1998.

42. Рассел Б. Завоевание счастья. – М.: «Российский писатель», 2015. – 114 с.

43. Ремонтова А.А. Особенности профессионального становления студентов с различными типами гендерной идентичности//Известия ВГПУ, 2013, № 3. – С.67-70

44. Розанов В. Цель человеческой жизни // Розанов В. Смысл жизни. М., 1994.8.

45. Селигман М. Э. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Перев. с англ. – М.: Издательство «София», 2006. – 368 с.

46. Созонтов А.Е. Гедионистический и эвдомонистический подходы к проблеме психологического благополуччя / А.Е. Созонтов // Вопросы психологи. – 2006. – №4. – С.105-114.

47. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М.: Мысль, 1998.

48. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. – М.: Прогресс, 1981. – 368 с.

49. Турутина Е.С. Андрогинность как выражение антропологического смысла любви в гендерной деконструкции отечественного философско-культурологического дискурса//Вестник ТГПУ. 2006, № 7. – С. 98-105

50. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: Автореферат дисс. … канд.псих.н.: 19.00.01 / П.П. Фесенко. – М.: – 2005. –35с.

51. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учебное пособие. – М.: Институт психотерапии, 2002. – 339 с.

52. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Наука, 1990

53. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. – М., 2000. – 435 с.

54. Хамитов Н. Философия и психология пола. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 373 с.

55. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). – М.: ГАРДАРИКИ, 2005. – 349 с.

56. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко. – Психологическая диагностика. – 2005. – №3. – С. 34-56.

57. Шишлова Е.Э. Психологическая и философская рефлексия феномена андрогинна как «постгендера»//

58. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.

59. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М, 2004

60. Юнг К.Г. Анима и Анимус // Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. С. 253-274.

61. Юнг К.Г. Психологические типы. Перевод С. Лорие/ под ред. В. Зеленского. – СПб.: Азбука, 2001. – 307с.

62. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности// психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: Барах-М, 2000. – С. 589-601.

63. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурная репрезентация гендерных отношений// Социокультурный анализ гендерных отношений. – Саратов: СГУ, 1998. – 117-124.

64. Ryff C. D., Singer B. A Рositive health agenda for the new millennium // Personality and Social Psychology Review. 2000. Vol. 4. – Рp. 6–14.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...