Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)




«Улетает наше лето»

 

Задачи. Создать условия для отраже­ния в рисунке летних впечатлений. Вы­явить уровень способностей к сюжетосложению и композиции.

Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схема­тическое изображение человека с помо­щью счётных палочек, карандашей, бу­мажных полосок. Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкла­дывание фигурок из счётных палочек, ве­точек, карандашей. Подготовка альбома или газеты с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Пляжная фотография»:

Мартышка тихо верещит,

Прикрыла лапкой мордочку.

Неразборчиво хрипит

В репродуктор лодочник.

Кольцами удав блестит,

Павлин колышет перья.

Под пальмой человек сидит,

По-детски в птичку веря.

Материалы, инструменты, оборудо­вание. Белые листы бумаги одного раз­мера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспита­теля основа для будущего альбома «Уле­тает наше лето», фотоаппарат, фотогра­фии о летнем отдыхе детей (желательно, в разных местах).

Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты «Лето», «Времена года», «Цветные пейзажи».

Содержание занятия.

Перед занятием дети рассматривают газету или альбом с семейными фото­графиями о летнем отдыхе. Первая

часть занятия может проводиться на ко­вре или возле окна с красивым видом. Воспитатель читает детям стихотворе­ние Е. Трутневой «Улетает лето»:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У берёзы на плечах...

Утром мы во двор идём -Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» - только не настоящих, а нарисованных.

Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Ка­кие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)

- Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами на­рисуем, как мы отдыхали летом, чем зани­мались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе и своей семье.

Воспитатель показывает детям буду­щую обложку альбома и предлагает до­говориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или верти­кально). Показывает, как будет выгля­деть альбом в случае, если каждый сде­лает по-своему, не договорившись.

Дети выбирают материал для рисова­ния по своему желанию - цветные ка­рандаши, фломастеры, краски. Воспита­тель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Со­ветует детям обращаться к своим това­рищам с просьбой показать задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей (например: руки подняты вверх для жеста-приветствия или прощания, разведены в стороны, согнуты в локтях, будто бросают или ло­вят мяч, держат удочку, как будто чело­век едет на велосипеде или прыгает в воду, бежит за собакой и пр.)

Дети обдумывают свои замыслы, об­суждают сюжеты (события) с товарища­ми или воспитателем и начинают рисо­вать. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, пред­лагает помочь оформить обложку: рас­красить и дописать недостающие буквы, нарисовать летние картинки-символы.

Рисунки, выполненные сухими мате­риалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные краска­ми, вкладывают туда же после просушки.

После занятия.

Рассматривание коллективного альбо­ма «Улетает наше лето», составление и запись рассказов из личного опыта «Где мы были летом».

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Че­тыре желания»:

«Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и го­ворит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!»

«Запиши твоё желание в мою карман­ную книжку», - сказал отец. Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лу­гу, нарвал цветов, прибежал к отцу и го­ворит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была».

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправи­лись на сенокос. Весь длинный день ве­селился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и ве­чером сказал отцу: «Вот уж сегодня я по­веселился вволю! Я бы желал, чтобы ле­ту конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые гру­ши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и по­казал мальчику, что он то же самое гово­рил и о весне, и о зиме, и о лете».

Примерные задания

Для исследования особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства

 

Осенние листочки. Дидактическая задача.

Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах, сравне­ние колорита осенних листьев с цвето­выми пятнами на палитре.

Вопросы и задания.

Тебе нравится листопад? Ты любишь со­бирать осенние листья? Посмотри на эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри каждый лис­ток, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую цветовую гамму. Най­ди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое цветосочетание.

Найди листочек жёлтый (задание для детей 3-4 лет), жёлто-зелёный (для детей 4-5 лет), жёлто-оранжево-зелёный (для де­тей 5-7 лет). Покажи этот цвет (3-5 лет), это цветосочетание (5-7 лет) на палитре. Под­бери этот цвет (3-5 лет) или составь отте­нок (5-7 лет).

Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Жёлтый.) А почему осень в период листопада называют зо­лотой? Вспомни стихи или песни, в кото­рых рассказывается об этом.

Нарисуй осенние листочки.

Говорящие цвета. Дидактическая задача.

Расширение ассоциативного цветово­го ряда. Обогащение лексики.

Вопросы и задания.

Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картин­ки): лимонный - лимон... А теперь поп­робуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если труд­но, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» про­изошло от слова «малина» или наобо­рот? Как лучше сказать про лимон - жёл­тый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый слег­ка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.

Цвет и настроение

Дидактическая задача. Формирова­ние представления о том, что цвет (цвето­вая тональность) может передавать сос­тояние природы и настроение человека.

Вопросы и задания.

Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти карти­ны? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на вто­рой картине (поздняя, унылая, серая...). Как художнику удалось это показать?

Обрати внимание: каждая картина на­писана в своей цветовой гамме. Для осе­ни ранней и весёлой художник взял яр­кие, сочные, чистые краски. А для позд­ней и грустной - приглушённые, слегка смешанные с чёрным до сероватых от­тенков.

Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой гаммы) показано разное состояние (настрое­ние) природы.

Нарисуй «хорошую погоду».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...