Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что заставляет людей быть лидерами




Считает врагморально мы слабы: За ним и лес, и города сожжены. Вы лучше лес рубите на гробы — В прорыв идут штрафные батальоны.

В. Высоцкий

Чтобы понять, что заставляет людей становиться лидера­ми, давайте вернемся к образу всадника, скачущего впереди всех самозабвенно и целеустремленно. Присмотримся по­внимательнее и увидим, что в руке у него — ну, угадайте, что? — конечно же, острая шашка. Так куда же мчится, сло­мя голову, гайдар с острой шашкой в руке? Разумеется, в атаку! Вот доскачет — и никому мало не покажется. Если доскачет.

А ведь надо доскакать: от этого зависит, успешна или не­успешна атака и, в конечном итоге, успешен или неуспешен Гайдар, то есть, извините, лидер. Попробуем вспомнить, чьи же атаки были самыми неотразимыми в истории войн? Это всегда были атаки провинившихся. Назад пути нет — свои не поймут. Остается только победить. Наиболее ярко это за­печатлелось в истории Великой Отечественной войны. Были такие подразделения, которые назывались штрафными. Они комплектовались из людей, с точки зрения власти крепко провинившихся и обязанных искупить свою вину победой в бою или кровью.

Эти подразделения бросали в самые гиблые прорывы. И они побеждали. Более того, бывали случаи, когда враг зара­нее отступал, узнав, с кем свела его фронтовая судьба. Что же создало этим людям такую страшную славу, славу нео­твратимости? Да просто — пулеметы за спиной. Ведь если штрафники начнут отступать, их не поймут свои же. При­чем не поймут в такой степени, что загородятся от них, от­ступающих, пулеметами. И у штрафника оставался только один выбор — победить или умереть. Вот тогда он рвался вперед, с ревом и матом, увлекая других, смертельно опасный для врага и не имеющий права не то что отступить, а даже остановиться. Вот такая была «школа лидерства», о которой и мечтать не могли тренеры наших дней.


Что же гнало штрафников вперед? Жажда жизни, жгучее желание выжить, первый из основных инстинктов человека (да и всех высших животных).

Что еще может гнать человека вперед, к победе? Голод. Уровень голода, того, как его воспринимает человек, может быть различным, но инстинкт, требующий утолить голод, стоит на втором месте после инстинкта выживания. Некрасов пи­сал: «В мире есть царь, этот царь беспощаден — голод назва­нье ему». Страшные голодные бунты прошлого заставляли людей забывать о страхе и бросаться в бой с хорошо обучен­ными и вооруженными войсками. И порой побеждать.

Выжившему сытому человеку или зверю надо закрепить­ся на этой Земле, создать на ней сеть своих потомков, вопло­титься в них, продолжить в них себя. И во имя этого — снова в бой. С соперниками, с природой и ее катаклизмами, со сложившимися нравами и общественным мнением, с са­мим собой, наконец. Бой не обязательно кровавый, но ожес­точенный, и победить в нем может только тот, кто не может отступить, кто понимает, что там, за спиной, пулемет одиноче­ства и забвения.

Вот теперь, когда человек выжил, насытился и размно­жился, ему крайне необходимо посмотреть вокруг себя и вглубь вещей, чтобы понять, куда же он попал и сохранить в пространстве и во времени все то, что он ухитрился полу­чить. Ему надо исследовать мир в себе и вокруг себя. И это потребность, которая тоже заставляет человека совершать подвиги. Здесь побеждает тот, кто готов ради истины отка­заться от многого, кто без оглядки мчится вперед, потому что там, за сниной — пулемет непонимания и, следовательно, бес­смысленности существования.

Такие и только такие цели, вытекающие из потребностей, связанных с основными инстинктами, могут заставить ЛЮ­БОГО человека стать лидером в соответствующей гонке.

Человек не будет полноценно работать на достижение цели «заработать денег». Потому что

Природа не предусмотрела в теле человека ни од­ного отверстия, предназначенного для засовывания туда денег.

А.Фролов


 




 

Боже, избави Вас и упаси поставить цель «выйти замуж». Тем более — достичь ее. Потому что

Вы вышли замуж? Поздравляю! Вот теперь Вас ждет действительно много работы.

Ю.Фролова

ВЕЗ ЦЕЛИ — НЕТ ЛИДЕРА,

БЕЗ ЛИДЕРА — НЕТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ.

В ПОСТАНОВКЕ СВОЕЙ ЦЕЛИ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИИ

ЛИДЕРОМ МОЖЕТ И ДОЛЖЕН БЫТЬ КАЖДЫЙ УВАЖАЮЩИЙ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК

Где растут пулеметы

Цели не находят в капусте — они там не растут. В то же время они ведь где-то должны жить до тех пор, пока мы их не обнаружим и не осмыслим. Давайте посмотрим, где же растут наши цели.

Когда люди рассматривают свою жизнь или какие-то от­дельные ее аспекты, чаще всего они пользуются «раститель­ными» метафорами: «дерево» (жизни), «лист» (на ветру), «плод» (трудов), «ветка» (сетевой структуры) и так далее. Вот и мы сейчас нарисуем дерево, образ которого будет отра­жать каждого из нас в стремлении к нашим, таким индиви­дуальным и собственным, целям (рис. стр. 15).

Корни этого дерева скрыты под «землей»: не будем ко­паться в генетике и биохимии нашего организма, а также в непознаваемых дебрях нашей психики. Рассмотрим то, что находится «на виду», выше «поверхности земли». То, о чем мы постоянно думаем, говорим, на что мы ссылаемся, аргу­ментируя свои поступки, что декларируем в качестве неотъем­лемых атрибутов своей индивидуальной жизни.

Прежде всего, у дерева есть СТВОЛ, который несет на себе (и в себе) все остальное. Этот ствол — ЛИЧНОСТЬ, со всем ее наполнением и всеми ее особенностями, от линии бедра и гормонального статуса до познавательных установок и сен­тиментальности. Метафора «ствол» особенно удачна для от­ражения личности в целом, если вспомнить перепутанные


древесные волокна узловатых карельских и уральских берез, растущих на болотистых землях. Неповторимой красоты узор на шедеврах мебельного гарнитура, но какие корявость и труд­ность обработки!

Выше, по мере роста, ствол разделяется на ТОЛСТЫЕ ВЕТ­ВИ. Это РОЛИ, в которых личность проявляет себя во взаи­модействии с окружающим миром и собственным внутрен­ним миром. Роли применительны к ситуациям, и потому каждая личность являет собой целый набор ролей — устояв­шихся, привычных, требующих много внимания и сил для своей реализации.


 




 


 


 



Далее толстые ветви разделяются на ВЕТКИ. Это то, без чего не могут существовать роли, это — ПОТРЕБНОСТИ, соответствующие каждой ветви-роли. Обратите внимание, что настоящее дерево не разбрасывается на бесчисленное мно­жество ветвей, веток и побегов. Их — конечное число, ровно столько, сколько нужно для обеспечения «нижних этажей» дерева.

Потребности осознаются для того, чтобы их удовлетворять (или, в крайнем случае, осознанно отказаться от их удовлет­ворения). Для удовлетворения каждой потребности есть, как правило, несколько возможностей. Поэтому ветки, в свою оче­редь, разделяются на ВЕТОЧКИ. Это — ЦЕЛИ, достижение которых удовлетворяет потребности соответствующей роли личности.

От веточек отделяются ПОБЕГИ, на которых зеленеют ЛИСТЬЯ (наши ПЛАНЫ достижения цели), расцветают ЦВЕ­ТЫ (наши ПРОГРАММЫ достижения цели) и, наконец, там, в вышине, созревает ВКУСНЫЙ ПЛОД — РЕЗУЛЬТАТ на­шей целенаправленной деятельности.

Зачем нам эти метафоры? Да затем, чтобы на эмоцио­нальном уровне поставить задачу обнаружения и достиже­ния цели, чтобы увидеть весь путь к цели.

А где же пулеметы? Они там, на самых концах побегов: представляете, дерево наших целей плодоносит шоколадны­ми яйцами «киндер-шорпризов», внутри которых — пулеме­ты наших внутренних заградотрядов, не дающие нам повер­нуть назад. Пулемет — это сама осознанная жизненно необ­ходимая цель, которая не даст нам успокоиться и присту­пить к продавливанию дивана до тех пор, пока не будет дос­тигнута.


Глава 2. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ НАД ПОСТАНОВ­КОЙ ЦЕЛИ

Теперь нам понятно, что без ясного осознания своих це­лей, без отсечения себе дороги назад стать лидером в принци­пе невозможно — выполняются придуманные кем-то фор­мальные требования или нет. Практика проведения семина­ров и тренингов по целеполаганию, то есть по постановке це­лей, показывает, что подавляющее большинство людей НЕ ИМЕЕТ ЦЕЛЕЙ !!! Люди подменяют постановку целей уста­новками на «обеспечениесемьи», «зарабатывание денег», «за­боту о здоровье», «воспитание детей», «получение детьми об­разования». Все это просто неопределенные слова, которыми люди в отсутствие четких и ясных целей обозначают свои размытые намерения. Таким образом легче избежать ответ­ственности за неполучение или недополучение определенно­го результата. По той лее самой причине возникают и глупо­сти типа «написания пятидесяти трех целей». Главное — все размыть, замутить, а потом пожаловаться, что в мутной воде нужная рыба ловится плохо.

Постановке целей, целеполаганию, можно научиться. Эта процедура понятна и достаточно хорошо известна. Вопрос только в том, насколько точно, полно и добросовестно человек намерен выполнять эту процедуру. Предположим, что Вы, именно Вы, решили пройти эту процедуру до конца и обзаве­стись хорошо понятными и четкими целями. Тогда мы — заодно, мы будем работать вместе и не отступим, пока не за­кончим победно эту нелегкую, но такую нужную работу.

В юности, а то и в молодости, людей обычно про­сто потрясает, как настоящие мастера (токари, парикмахеры, электронщики и все-все-все другие) го­товятся к работе. Очень трудно понять, зачем тока­рю на протяжении нескольких рабочих смен изготав-


ливатъ так называемую оснастку для того, чтобы с ее помощью за пятнадцать минут выточить нужную деталь. Со временем становится ясно, что без такой подготовки детали просто не сделать, а уж не сде­лать хорошои подавно. Точно так же нельзя пред­ставить себе парикмахера, успешно работающего раз­розненным, некомплектным, тупым и неподготовлен­ным, позаимствованным у кого-нибудь инструментом.

Давайте и мы как следует подготовимся к работе по по­становке цели, чтобы потом у нас не осталось никаких неяс­ностей, ничто не забылось и ничего не потерялось.

2.1. Что написано пером

Вы держите в руках эту книгу и делаете вид, что читаете
ее. Довольно резкое заявление насчет «делаете вид», не прав­
да ли? Оно вполне оправдано. Дело в том, что большинство
людей понимает под чтением пробегание взглядом по строч­
кам с самодовольным внутренним рефреном: «Так.., понят­
но,.., понятно...,....понятно так..., понятно...». В издан­
ной в 2001 году книге Александра Фролова «Умом Россию
понимать...» есть глава, которая называется «Чтение с пони­
манием». Там показано, что такое чтение — это серьезная и
непростая работа. Здесь же мы только отметим, что для чте­
ния с целью понимания надо, во-первых, не оставлять непо­
нятым ни одного слова в читаемом тексте, и, во-вторых, необ­
ходимо понимать причинно-следственные связи, описываемые
в тексте. То есть фиксировать свое внимание на том, что из
чего вытекает и воспроизводить эти связи и последователь­
ности, «укладывая» их в сознании, а не сваливая беспорядоч­
но в кучу.

Давайте договоримся, что вот эту нашу книгу, книгу про постановку целей, Вы прочитаете именно так — внимательно, тщательно и по всем правилам, описанным в «Умом Россию понимать...».

Но самое важное — это понять, что незафиксированное — не существует! В первую очередь — в голове. Нам всегда кажется, что все-то мы поняли, запомнили и проделали. «В


 

уме». В «Кратком психологическом словаре» сказано, что «умом называется индивидуальная особенность мышления». На наш взгляд, это очень удачное определение. Действитель­но, мы привыкли к тому, что слово «ум» обязательно сопро­вождается каким-нибудь прилагательным. «Острый» ум, «из­воротливый» ум и так далее: у гения — гениальный ум, у дебила — дебильный, у сетевика — сетевиковский... Где лее, в каком «уме» мы все делаем? Похоже, что в большинстве слу­чаев — в дебильном, потому что результаты делания чего-либо «в уме» либо равны нулю либо отрицательны.

Поэтому, приступая к постановке цели в ходе прочтения этой книги, а точнее — в процессе работы над этой книгой, необходимо прежде всего завести толстую-претолстую общую тетрадь. В этой тетради Вы будете именно в письменной фор­ме проделывать все те задания, с которыми в книге встрети­тесь. В ней Вы будете рисовать дерево целей, в ней будете строить и заполнять таблицы, формулировать определения понятий и вообще записывать свои мудрые мысли, которые будут у Вас возникать при прочтении этой книги.

А главное — в этой тетради будут четко определены Ваши роли, потребности и цели, записаны Ваши планы с контрольны­ми сроками их исполнения и программы исполнения Ваших планов. Подумайте, пожалуйста, над следующим.

ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ТЩАТЕЛЬНО ФИКСИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ И ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ, ТО:

—Вы разберетесь с помощью этой книги в том, как это
надо делать;

—у Вас перед глазами всегда будут документы, носящие
характер Ваших договоров с собой и не дающие Вам отка­
заться от достижения поставленных целей (пулеметы Ваше­
го личного заградительного отряда);

—Вы всегда сможете оценить объем проделанной работы
по достижению цели и проконтролировать ход своих действий
в этом направлении;

—Вы всегда сможете внести в планы и программы разум­
ные и эффективные коррективы, содействующие лучшему и
скорейшему достижению поставленных целей;

—у Вас будет прекрасный конкретный обучающий мате­
риал для передачи искусства постановки и достижения це-


 




лей своим близким и сподвижникам, в том числе — и своим детям;

— Вы сможете убедиться в своей успешности, основываясь на документальных ее подтверждениях.

Тетрадь, в которой Вы будете все это проделывать, должна стать Вашим спутником везде и всюду на долгое время, а лучше — навсегда: ведь будут появляться новые цели, и их надо будет достигать! Все, что записано в этой тетради, долж­но постоянно обновляться в Вашей оперативной памяти. Для этого надо постоянно читать и перечитывать написанное Вами, осмысливать его, определять его место и занимаемый объем в Вашей жизни. Тогда эта поистине волшебная тетрадь будет работать на Вас, продвигая Вас к успеху и делая Вас счастли­вым.

И вообще

Что написано пером, не вырубишь топором. Русская народная пословица

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...