Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Золотое правило «пи-эр-квадрат»




При рассмотрении «чтения с пониманием» в книге Алек­сандра Фролова «Умом Россию понимать...» было сформули­ровано правило построения понимания не только при чте­нии, но и вообще при всякой мыслительной, думательной, а точнее — интеллектуальной работе. Позже, в его же книге об адекватном мышлении — «Давайте подумаем» — это прави­ло было названо правилом «пи-эр-квадрат».

Справка: площадь круга равна произведению числа «пи» (3,14...) на квадрат радиуса окружности, очерчи­вающей этот круг. Эта формула, выражающая пло­щадь круга, является одной из самых запоминаемых формул в школьной программе. Ее не только помнят даже нерадивые ученики, но она также вошла во мно­жество анекдотов и прибауток. Поэтому выражение «пи-эр-квадрат» можно считать образцом общеизвес­тности и запоминаемости.


 

Если записать это выражение русскими буквами — «П -Р - Р», то их можно рассматривать как первые буквы слов «ПИШИ», «РИСУЙ», «РАССКАЗЫВАЙ». Давайте договорим­ся: всегда при работе над пониманием чего-либо (например, основ и технологии постановки целей) будем пользоваться этим правилом — «ПИШИ — РИСУЙ — РАССКАЗЫВАЙ».

Выше мы уже говорили о том, что незаписанного, неза­фиксированного — не существует, поскольку к нему нельзя вернуться в мыслях, нельзя точно восстановить «в уме», нельзя поймать себя на невыполнении не то что обязательств, но порой и простейших мыслительных операций. Но у за­писывания мыслей и действий есть и еще одна сторона. Мало того, что мы все время пользуемся понятийно необеспечен­ными словами, то есть словами, за которыми не стоит ника­кого смысла. Подумайте, вкладываете ли Вы хоть какой-то конкретный, четко определенный смысл в слова «замуж», «друг», «отдых» и большинство других. Но даже скудный смысл этих слов, выявленный в результате проворачивания в голове тяжелых жерновов мышления, мгновенно снова теряется. Кроме того, вспомните, как часто мы пусть нена­долго, но затрудняемся при написании достаточно большого числа слов. Если мы не представляем себе точно эти слова, то наш «бортовой компьютер», наш замечательный мозг «не узнает» их и отказывается с ними работать, даже не изве­щая нас об этом отказе. То есть мы-то думаем, что мы дума­ем, а на самом деле...

Кстати, именно поэтому сейчас практически не читают дети. Дело в том, что они просто не понима­ют слов, которые видят в тексте. А «бортовой ком­пьютер» подчеркивает каждое непонятное слово и предупреждающе пищит. И так практически на каж­дом слове. Ну, кто же это выдержит?

Написание слов при фиксации наших мыслей и действий заставляет задуматься над правильностью их воспроизведе­ния и их смысловым наполнением, позволяя тем самым по­нимать происходящее как в голове, так и за ее пределами. Тогда уже трудно будет обмануть себя и других или дать мысли «ускользнуть в бездумье». Соответственно, легче бу-


 




 


 


дет заставить себя следовать достигнутым с собой и другими договоренностям, намеченным действиям по постановке и достижению целей.

Можно зафиксировать не слово, а образ или график, схему — вобгцем, все, что можно изобразить на бумаге или экране монитора. Вспомните хотя бы рисунки Пушкина на полях его произведений. При этом совершенно неважно качество вашего «художничества». Ведь вы делаете это для себя, для своего понимания!

Часто приходится видеть на стенах плакаты и календари с экзотическими видами, на фоне которыхизображения людей с наклеенными поверх лиц выре­занными из любительских фотографий физиономиями владельцев этих плакатов и календарей. Предполага­ется, что это содействует постановке целипо­пасть в данный пейзажи достижению такой цели. Это не так. Самый схематический, самый бесхит­ростный, но ВАШ рисунок на эту тему гораздо эф­фективнее. Так уж устроена наша голова. Позже мы подробно рассмотрим этот механизм.

Одним из главных критериев понимания является воз­можность рассказать понимаемое другому человеку и, отве­тив на возникающие у него вопросы и возражения, убедиться в том, что он принял в себя, усвоил и присвоил ваше понима­ние. Естественно, самый умный, но зато и самый скептичес­кий, нуждающийся в убеждении и понимании человек — это Вы сами. Поэтому рассказывать надо не только другим лю­дям, но, в первую очередь, себе, любимому. И не надо при этом стесняться разговоров вслух с собой — это Ваше личное, ни­кого не касающееся дело. А вот если Вы, стесняясь, не обсу­дите вслух с самым умным человеком своих целей и путей их достижения, то пойдете неведомо куда непонятно за чем. Рассказывайте!!! Родственникам, друзьям, коллегам, коту, со­баке, крану в ванной и унитазу — кому и чему угодно, но РАССКАЗЫВАЙТЕ! Во-первых, таким образом вы выявите противоречия и несоответствия в содержании и ходе ваших размышлений, что позволит вам своевременно внести нуж­ные коррективы в этот процесс. Во-вторых, и это немаловаж-


но, рассказывая другим (в том числе — себе) о своих намере­ниях, планах и программах, вы обязываете себя к их испол­нению перед лицом значимых для вас людей и общественно­сти в целом.

Так что ПИШИТЕ (в первую очередь, в толстой-претолстой тетради) все то, что мы будем делать дальше в интересах це-леполагания. РИСУЙТЕ (там же) дерево своих целей, себя в своих целях, планах и программах, пути, которыми вы пойде­те к целям. РАССКАЗЫВАЙТЕ всем (и, в первую очередь, себе) обо всем, что мы с вами будем делать. Рассказывайте на точном, чистом родном языке, правильными предложениями и только понятными словами. Все это позволит вам вжиться в ваши цели, присвоить их, ощутить кожей необходимость их достижения и принять на себя ответственность за четкость целей и процесс их достижения.

2.3. Язык договоренностей с собой и другими

Для того, чтобы поставить цель, необходимо договориться с собой о том, что же тебе нужно на самом деле. Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо договориться с собой и с другими людьми, которые могут быть причастными к это­му, о путях достижения цели и сотрудничестве на этих пу­тях. В свою очередь, договориться можно о чем угодно, если есть язык, понятный и себе и другим. Понятный — значит, определяющий понятия, о которых идет речь.

Понятием называется вербальное (словесное) вы­ражение сущности явления.

Если человек пользуется словом, не определив соответству­ющего понятия, то он совершенно не понимает, о чем думает и, тем более, говорит. В таких условиях постановка внятных целей невозможна. Поэтому, прежде чем приступить к по­становке целей, надо научиться формулировать определения понятий, соответствующих тому, чего мы, по нашему мнению, хотим. Вот давайте этим и займемся.

Подробно формирование понятий и их определений опи­сано в книге Александра Фролова «Давайте подумаем, или


 




серьезная книга для лидера». Так что лучше всего обратить­ся к ней, и с ее помощью овладеть этим замечательным ис­кусством — думать и говорить о понятном. Здесь мы приве­дем только главное в этой технологии, этакий «краткий курс» понятийности.

Прежде всего: все, с чем мы сталкиваемся, мы классифи­цируем. То есть раскладываем в голове по знакомым уже полкам. Человека мы никогда не отнесем к объектам нежи­вой природы, очки не будем искать среди сельскохозяйствен­ных инструментов, а любовь — среди товаров сантехническо­го отдела универсального магазина. Классификация и опре­деление понятия — две стороны одной медали. Их нельзя разделить. Если мы классифицировали что-либо (а это дела­ется обязательно в словах и лучше — на бумаге), то автома­тически сформулировали определение понятия. Если мы оп­ределили понятие, то автоматически классифицировали яв­ление. Если мы НЕ классифицировали явление и, соответ­ственно, НЕ определили понятие, то мы не понимаем, о чем говорим!

В книге «Давайте подумаем» приводится такой пример классификации (в соответствии с программой средней шко­лы). Мы видим на дереве яркую, ну, прямо-таки выпендри­вающуюся птицущеголь да и только/ Так и назовем: ЩЕГОЛ. Наш, сибирский. Далеекак учил Линней (по-моему, классе эдак в шестом-седъмом). ЩЕГЛОМ СИБИР­СКИМ называется птица отряда воробьиных, семейства вьюрки, рода щеглы. Это и есть определение щегла сибирс­кого. Ну, как, можно теперь перепутать эту птицу с ка­кой-нибудь другой?

Давайте отследим, как строится определение понятия, то есть дадим «рецепт» построения такого определения по лю­бому поводу, для любого явления.

Прежде всего, явление надо назвать. То, что даже не назва­но, не может полноценно контролироваться человеком: по­пробуйте передать неназванное другим людям! Покопайтесь в памяти, и увидите, что у вас тоже есть что-нибудь, чему нет имени. Всему надо дать имена!

Надо обязательно постараться понять, откуда произошло имя — тогда станет понятнее само явление, то есть его место в той или иной классификации. Например: очки — от старо-


 

славянского «очи», то есть глаза; «ворота» — от слова «воро­тить», «вращать»; «маркетинг» — от английского слова, обо­значающего рынок. Раздел филологии, науки о языке, кото­рый изучает происхождение слов, называется этимологией. Есть много разных этимологических словарей. Надо провес ти этимологический анализ имени явления, и явление станет понятнее\

Теперь надо отнести явление к самому «грубому», самому общему уровню той или иной классификации. В биологии, например, этот уровень называется «классом». Давайте и мы его назовем так нее. Отнесем явление к определенному КЛАССУ явлений! Например: очки прежде всего — оптичес­кий прибор; сетевой маркетинг прежде всего — процесс; жена прежде всего — человек.

Далее в классификации Линнея шли бы отряд и семей­ство. Эти два уровня классификации рассматривают общие характерные признаки. Мы в нашем случае объединим эти уровни в один: опишем общие характерные признаки яв­ления. Например: очки — оптический прибор индивидуаль­ного пользования; сетевой маркетинг — процесс продвиже­ния продукта от производителя к потребителю; жена — человек женского пола.

И, наконец, уровень классификации «род-вид». Здесь у Линнея речь идет об отличительных признаках, которые по­зволяют однозначно идентифицировать конкретную особь. Итак, опишем отличительные признаки явления. Напри­мер: очки — оптический прибор индивидуального пользова­ния, предназначенный для коррекции зрения человека (в отличие, скажем, от микроскопа, телескопа и других оптичес­ких приборов индивидуального пользования). Сетевой мар­кетинг — процесс продвижения продукта от производителя к потребителю из рук в руки ответственным лицом. Жена — человек женского пола, публично принявший на себя обя­занности по удовлетворению определенных (перечень при­лагается) потребностей партнера-мужа и ожидающий от него того же в отношении себя.

Итак, мы пришли к построению определенной последова­тельности действий (такая последовательность называется алгоритмом), позволяющей сформулировать определение любого понятия. Этот алгоритм можно записать так:


 




 


 


 

 


 


этимологический анализ имени явления
Дать явлению ИМЯ

Отнести явление

к большому классу явлений

Выделить общие характерные признаки (уточнить положение в классификации)

Определить отличительные

от общих признаки (конкретика явления)

Вот теперь у нас есть язык, на котором мы сможем рабо­тать над постановкой и достижением целей. У нас появилась реальная возможность понять, чего же мы хотим ДЛЯ себя и окружающего мира, ОТ себя и окружающего мира. Мы те­перь сможем заключать С СОБОЙ однозначные понятные соглашения и следить за их выполнением.

2.4. Давайте будем рисовать и писать

Если нам удалось понять, усвоить и, главное, ввести в оби­ход все то, что описано в этой главе, то мы обрели арсенал, с помощью которого можем весело и успешно воевать за дос­тижение жизненно важных для нас целей, за наш успех и наше счастье в конечном итоге.

Счастьем называется эмоциональное состояние че­ловека, обусловленное соответствием достигнутого ре­зультата исходной осознанной цели.

В следующей главе мы приступим к самой процедуре по­становки целей. Поэтому давайте договоримся пользоваться при этом всем, что мы здесь только что обсудили.

1. В той самой, специально для этого заведенной, общей тетради будем шаг за шагом рисовать дерево наших целей и


 

отслеживать наше продвижение по нему. Не надо стесняться (перед кем?) нехватки художественных возможностей. Мы не устраиваем экзамен на звание «Почетного Левитана». Мы стараемся понять, как работает наша голова и помочь ей в этом нелегком деле, дать ей возможность работать наиболее экономично, прямолинейно и ПРАВИЛЬНО. Нам надо «вста­вить в себя» структуру цели и механизмы ее достижения. Поэтому рисуем как можем, но обязательно рисуем! Разу­меется, стараясь при этом, чтобы рисунки были четкими и понятными ДЛЯ НАС.

2. Таблица, которую мы вам предложим создать, должна
быть выполнена с пониманием и аккуратно, не «на колене»
— здесь же, в этой же тетради. Вы можете делать и переделы­
вать ее сколько угодно, лишь бы она в конечном итоге устро­
ила вас, отражала бы ваши, именно ваши, надежды, чаяния и,
следовательно, роли, потребности и цели.

3. Ваша тетрадь — это ваш собственный понятийный сло­
варь. Мы ведь теперь умеем все назвать и определить. По­
этому здесь же, в тетради, должны быть записаны построен­
ные вами определения понятий, соответствующих тем ролям,
потребностям и целям, которые вы записали в таблице. Нам
ведь нужно четко представлять, чего именно мы хотим, чтобы
предпринимать действия, направленные на достижение именно
этого, а не чего-либо другого или чего Бог пошлет. Бог посы­
лает то, о чем его просят. Поэтому надо быть осторожными и
просить только того, о чем не придется потом жалеть.

НУ, Л ТЕПЕРЬВПЕРЕД И ВВЕРХ ПО ДЕРЕВУ ЦЕ­ЛЕЙ!


Глава 3. ВВЕРХ ПО ДЕРЕВУ ЦЕЛЕЙ

Мы приступаем к движению вверх по дереву целей до тех пор, пока там, на самой его вершине, не достигнем сладкого плода наших желаний и намерений. Мы подготовились к работе над постановкой целей и договорились отслеживать

—писать, рисовать, рассказывать — каждый свой шаг на этом
пути. И ничто не помешает нам победить, в первую очередь

—себя, любимого, в своем снобизме, своей лени и своем стра­
хе ответственности за собственную судьбу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...