Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение Церкви в 1 половине XVI века.




Благоприятное изменение отношения к Православной Церкви выразилось в том, что избрание и утверждение Алек­сандром (который был уже королем польским в это время) но­вого митрополита производилось в соответствии с пожеланием Елены, а Елена, вполне очевидно, следовала мнению пра­вославного духовенства. Новой главой Западно-русской мит­рополии стал Иона II. до этого архимандрит Минского Воз­несенского монастыря. Это произошло в 1503 г. Иона не от­личался книжностью, но был благочестив и усерден в вере. Иона происходил из вдовцов и имел сына. При Ионе король Александр издал ряд грамот, в целом благоприятных для Церк­ви, поскольку они подтверждали права православного духовен­ства. При нем продолжалось строительство Супрасльского мо­настыря, причем король Александр совершил небывалый акт: он послал от себя письмо цареградскому патриарху Иоакиму с извещением о создании этого монастыря (между тем, папа на­зывал Иоакима в одной из своих грамот к Александру ерети­ком, незаконно поставленным на патриаршество). Патриарх утвердил устав Супрасльского монастыря, в котором было ус­тановлено вечное поминовение благотворителей, избрание игумена из собственной среды, запрещение хмельных напитков, запрещение выходить из монастыря без благословения игумена, полное общежитие.

Война с Москвою принесла значительные убытки и разоре­ние многим церквам и монастырям. Король Александр не пре­пятствовал восстанавливать разоренные войной храмы и оби­тели, несмотря на известный закон Казимира. Находились и благотворители, жертвовавшие на святое дело свои имения. Так был восстановлен Колошский монастырь около Гродно на средства некоего Боговитиновича, королевского писаря. Иона же отказался от всех доходов с этого монастыря. Благотво­рительность аристократии и богатых людей в этот период име­ла вообще широкие размеры. Митрополит Иона умер в 1507 г., распределив свое имущество между Церковью, королем, под­чиненными и сыном.

Западно-русской митрополии "не везло" в смысле про­должительности управления ее митрополитов: до сих пор почти все они, как мы видели, возглавляли церковь всего лишь по нескольку лет. Это невольно осложняло течение дел, возника­ли перерывы, перемены административного порядка и всякого рода невольные затруднения, связанные с частой сменой возглавителей при неблагоприятной внешней обстановке. Более долговременным оказалось возглавление преемника Ионы II -митрополита Иосифа II Солтана - одного из лучших митрополи­тов за все время существования митрополии. Иосиф Солтан был хорошо образованный и благочестивый иерарх, знатного происхождения. Он был епископом смолен­ским, пользовался благорасположением короля Александра и проявил преданность королю во время его войны с Москвой. По-видимому, он был близок к митрополиту Ионе. Иосиф был наречен в митрополиты в конце 1507 г., а в сентябре 1509 г. получаст благословение цареградского патриарха Пахомия. Сразу же по утверждении на кафедре Иосиф начинает активную деятельность по упорядочиванию церковной жизни. Несмотря на благоприятное отношение короля к Церкви последние не­сколько лет, трудности ряда предшествующих десятилетий привели Церковь в состояние значительного расстройства. 25 декабря 1509 г., в первый день Рождества Христова, Иосиф созывает в Вильне собор "о церковных вещах и о ис­правлении дел духовных". Открывая собор, Иосиф воспользо­вался речью митрополита св. Кирилла на владимирском собо­ре 1274 г., содержание которой он применил к обстоятель­ствам своего времени. Иосиф говорил: "... я видел много нестроения и безчиния в духовенстве и много о том слышал... Все это мы должны исправлять и очищать по правилам святым, о всем должны скорбеть и болеть. Ибо какой прибыток полу­чили мы чрез умножение грехов наших? Не рассеял ли нас Бог по лицу всей земли? Не разведены ли сыны и дщери на­ши во многия страны поморские, плененные от поганых? Не взяты ли были грады наши, не пали ли сильные князья наши от острия меча, не запустели ли святые Божии церкви, не томимся ли всякий день от безбожных поганых агарян? Все это бывает нам за то, что мы ходим не по правилам св. апостолов и не по заповедям св. отцев наших..." Эти слова о татарском нашествии Иосиф применял к положению право­славия в католическом государстве.

На соборе присутствовало семь епископов (кроме мит­рополита), архимандриты, игумены и прочее духовенство. Собор постановил 15 правил, суть которых, сводится к сле­дующему:

Первые четыре правила касаются поставления на свя­щенные степени. Запрещается покупать кафедры при жизни занимающих их епископов. Не поставлять на священство из чужих епархий. Проверять кандидатов: отказывать и велико­му князю, если он просит за недостойного. Утаившего грех при посвящении в иерейский или архиерейский сан - отлучать.

Епископы должны собираться на соборы регулярно. У бесчинных священников отнимать церкви и отлучать на время или совсем. Монахам из своих монастырей своевольно не ис­ходить. Вдовым священникам не служить. Священников и ми­рян не разрешать без воли их епископа.

Князья и паны не должны отнимать у священника церковь без ведома епископа. "Пусть объявят вину (священника) пи­санием, и мы се соборне рассмотрим. Если князь или боярин (или пан) самовольно отнимет у священника церковь, не да­вать той церкви священника. Но через три месяца послать дли хвалы Божией и блага христиан. Если по приказу князя или пана какой-либо священник начнет священствовать без нашего благословения, то да будет лишен сана. Если князь или боярин отнимет церковное имение, обослать нашим лис­том и благословением, если не послушает, то да будет от­лучен".

Последнее правило гласило: "Если (сам) господарь или вельможи захотят нарушить хоть одно из (сих определений, то никому из нас не то не дерзать (своим согласием), а всем нам съехаться, на собственный счет, к митрополиту и бить челом господарю и непоколебимо стоять чтобы закон на­шей православной веры не был нарушен".

Основное содержание правил - защитить церковь от про­извола светской власти и подчинить церковную жизнь твердо­му порядку. Характерно запрещение покупать кафедру - это было страшное зло литовской митрополии.

В 1510-1511 гг. Иосифу удалось добиться от короля Сигизмунда (Александр умер в 1506 г.) грамоты, подтвержда­ющей права православной Церкви от начала христианства на Руси. Король также подтвердил более ранние запрещения светским лицам римского закона вмешиваться в дела православ­ной Церкви. Обращение Иосифа поддержали все епископы и православный патронат во главе с великим гетманом князем Константином Ивановичем Острожским.

В 1514 г. Иосиф созвал еще один собор для канонизации преп. Елисея Лавришевского. Это был подвижник ХШ века, ос­новавший монастырь и закончивший жизнь насильственной смертью. У гроба его происходили исцеления. В начале XVI века, во время нашествия татар, монастырь единственный уцелел в разоренной татарами местности: татарам казалось, что монастырь наполнен конницей, хотя там не было ни од­ного воина, и они отступили. После этого чуда митрополит Иосиф с собором установил праздновать преп. Елисею 23 ок­тября. Митрополит Иосиф был хорошим пастырем и следил за духовно-нравственным состоянием своей паствы. Так, лиц, живущих в незаконном браке, он заставлял подчиниться тре­бованиям и правилам Церкви. Он также разрешил православ­ным жителям Вильны, по их желанию, участвовать в наблюде­нии за сохранностью церковного имущества. Особенное внимание уделял митрополит Иосиф устроению Супрасльского монастыря. При нем монастырь был освобожден от пошлин, был построен каменный храм, монастырь стал именоваться лаврой. Митро­полит делал богатые вклады в него деньгами, утварью, кни­гами и т.д.

Строительство и обновление храмов практически не встречало препятствий со стороны короля Сигизмунда. Так, в 1514 г. перед битвой под Оршей с московскими войсками кн. К.И. Острожский дал обет, в случае успеха выстроить два каменных храма. Битва закончилась полной победой ли­товцев, и князь выполнил свой обет, не встречая противо­действия короля.

Из отрицательных явлений можно отметить подаванье кафедр в качестве вознаграждения за королевскую службу. Это показывает, как мало считался король с постановлени­ями православной Церкви.

Благоприятное, в целом, отношение к Православию в Ли­товской Руси не распространялось на православную Церковь Галиции, которая входила в состав Польского королевства.

В Галиции проводилась политика полонизации: земли разда­вались полякам, управление городов принадлежало только по­лякам и немцам. Король Сигизмунд, столь толерантный, как мы видели, в отношении литовско-русского Православия, здесь провел неслыханную по беззастенчивости реформу. Дело в том, что православными монастырями и приходами в Галиции, со времени ликвидации здесь православной кафедры, управ­ляли наместники киевского митрополита. Но весной Т509 г. Сигизмунд, желая "по долгу христианского государя, чтобы схизматики в Галиции удобнее могли быть привлекаемы к истинной вере", передал право назначать наместников пра­вославного митрополита во Львове и других местах - Львовскому архиепископу. Что касается митрополита, то ему ко­роль предоставил с этого же времени право именоваться "галицким". Таким образом, митрополит стал именоваться "ки­евским и галицким", а делами Православной Церкви в Галиции распоряжались католики через своих ставленников. Понятно, какие последствия из этого происходили для православных. Притеснения были многочисленны и разнообразны. Так, пра­вославный не мог быть свидетелем в суде. Назначение пра­вославных священников в городах зависело от магистратов, состоящих из одних католиков, которые могли не обращать внимания на представление русского общества. Православным священникам было запрещено посещать больных в городе для причащения в церковном облачении. Провожать тело умершего через город в церковном облачении православным священни­кам также было запрещено. Эти и некоторые другие ограниче­ния для православных были частично отменены только в 1521 г. по ходатайству князя К.И.Острожского без влиятельной поддержки которого жалобы православных не достигали цели. Благочестивый князь пользовался уважением и любовью всего православного народа, в том числе и митр. Иосифа. В 1521 г. митр. Иосиф скончался, и кн. Острожский был поставлен опекуном имущества митрополии до избрания нового митропо­лита. В 1522 г. нареченным митрополитом избран архиепископ

Полоцкий Иосиф III. Считается, что он происходил из дворян­ского рода; был женат и имел двоих детей. Во время его правления отмечается некоторое обострение отношений с ка­толиками. Под давлением последних на виленском сейме 1529 г., король формально подтвердил запрещение православным занимать высшие государственные должности. На этом же сей­ме, на Православную Церковь была возложена обязанность выставлять ополчение с принадлежащих ей земель во время войны. Большие трудности для Церкви создавало как и рань­ше, право подаванья, которым король Сигизмунд широко поль­зовался, раздавая "хлебы духовные" светским лицам.

Наиболее яркие события при митрополите Иосифе III про­исходили в Галиции. В 1522 г. митрополичьим наместником в Галиции король назначил, с согласия львовского католическо­го архиепископа, некоего дворянина Иакинфа Гдашицкого, по­ручив ему наблюдения над "синагогами русского обряда" во всей Галиции. Гдашицкий принял монашество с именем Исаакий и сумел так понравиться католическому епископу, что тот разрешил возвести его в сан архимандрита, дал право производить суд и, вообще, значительно расширил его права. Получив столь важные привилегии, Гдашицкий отказался ис­полнять приказы католического архиепископа, стал усердно проповедовать православие, возвращая в Церковь совративших­ся в латинство. Он обратился к митрополиту с просьбой принять его в свое подчинение, и митрополит утвердил Гдашицкого своим наместником в Галиции. Таким путем, положение пра­вославных в этой части киевской митрополии, стало посте­пенно улучшаться.

В 1530 г. умер выдающийся защитник и покровитель пра­вославных князь Константин Иванович Острожский. Он был по­хоронен в великой церкви Киево-Печерской Лавры, где были погребены его предки. В 1534 г. скончался митрополит Иосиф III.

В том же 1534 г. на митрополичью кафедру возведен епископ Луцкий Макарий II. По сохранившимся сведениям, пер­воначально он был духовником королевы Елены, был женат и имел детей, овдовев, принял монашество. Согласно королевской грамоте, Макарий сам просил назначить его на митро­полию, заручившись поддержкой еще живого митрополита Иоси­фа и католички королевы Бонн с виленскими воеводами. Это был первый случай, когда епископ открыто выпрашивал себе митрополию, что, конечно, свидетельствует о значительном упадке нравственных принципов.

В Галиции при Макарии II продолжали развиваться собы­тия. Православная ровность наместника Гдашицкого вызвала ожесточенное противодействие католического архиепископа) который чувствовал себя уязвленным, он сумел добиться от­странения Исаакия и назначил другого наместника, который действовал во враждебном православию духе. Это вызвало возмущение православных. После некоторой борьбы православ­ные сами выбрали кандидата в наместники, некоего Макария Тучанского, и обратились к королю. Король утвердил Ма­кария наместником вопреки желанию католического архиепис­копа, который заявил протест королю и пытался арестовать нового наместника. Король стал на сторону архиепископа. Тогда православные обратились к королеве Боне, предложив ей двести волов. Королева тотчас сдалась, и привилегия на имя архиепископа была уничтожена, а Макарий вновь утверж­ден наместником. Через некоторое время, когда король был во Львове, снова возник вопрос о наместничестве, и пра­вославные дали ему еще 50 волов, но архиепископ все же упросил короля вернуть ему власть над православными. Пра­вославным пришлось раздать еще сто десять волов влиятель­ным лицам, но дело все тянулось. Раздав еще сто сорок во­лов, православные добились, наконец, утверждения Макария наместником. Б ответ архиепископ потребовал перенести рас­смотрения дела на сейм Зная об этом, король сам посове­товал православных возвести Макария во епископа, что и бы­ло сделано в 1540 г. При таких необычных обстоятельствах была восстановлена православная кафедра во Львове. Но като­лики еще долгое время не могли успокоиться. Через два го­да они потребовали от короля уничтожить православную ка­федру во Львове, запретить строительство православных церквей, колокольный звон и крестные ходы, тех русских, кото­рые прежде перешли в католичество, а затем вернулись в православие, заставить вернуться в католичество и заново крестить их. После смерти еп. Макария (1548 г.) католиче­ский архиепископ вновь потребовал вернуть ему право наз­начать наместника для православных. Но православные это предусмотрели; еще при жизни еп. Макария король утвердил его преемником львовского дворянина Марка (в монашестве Арсения) Балабана. которого король и рекомендовал предста­вить митрополиту, как наместника для посвящения в архиерей­ский сан.

При митрополите Макарии наблюдается известное ожив­ление монашеской жизни. Было основано несколько новых мо­настырей, из которых наиболее известным является Жировицкий монастырь, основанный в 1549 г. в связи с явлением чу­дотворной иконы Божией Матери. В Киево-Печерском монасты­ре, который периодически переживал трудности своей внут­ренней жизни, было восстановлено общежитие и получен устав.

Митрополит Макарий II скончался в 1556 г. С его смертью закапчивается относительно спокойный и благополучный пе­риод жизни на юго-западной митрополии.

Показателем духовной жизни являются, в первую оче­редь, монастыри. В Юго-западной митрополии их было около пятидесяти, причем, до двадцати из них было основано в это время. Увеличивается также и число храмов. Отпадений от православия в этот период было немного, даже аристокра­тия, в основном, сохраняла верность православию. Так, по­сол короля в Москве Юрий Тышкевич берет благословение у московского митрополита в 1555 году. Однако, главная бо­лезнь, подтачивавшая литовскую митрополию - право подавания, - незаметно нарастала в своем отрицательном качест­ве. Другим злом являлись протестантские ереси, начавшие появляться в это время. В 1539 г. в Вильне появились лю­теране, а вслед за ними проникли кальвинисты. В 1553 го­ду канцлер Николай Радзивил принял кальвинизм. Годом позже из Москвы в Литву является Феодосий Косой, который, по словам Зиновия Отенского, развратил всю Литву. Почти одно­временно о ним появляется ересь антинтринитариев, занесен­ная из Италии Лелием Социном.

Начало упадка

При преемнике митрополита Макария - митрополита Силь­вестре - отрицательные явления в жизни Православной Церк­ви в Польше и Литве начинают все более развиваться. Зло­употребление "правом подаванья" все более становится нор­мой при получении кафедр и настоятельских мест. Митропо­лит Сильвестр - в миру королевский скарбник и ключник в Вильне пан Стефан Андреевич Велькевич. Еще будучи миряни­ном, он выпросил у короля в управление Виленский Троицкий монастырь, обладавший большими доходами. Митрополия была обещана ему еще за пять лет до смерти митрополита Макария, причем Велькевич оставался мирянином. После смерти митро­полита, Велькевич был объявлен "нареченным" митрополитом, но по-прежнему оставался светским лицом до самого послед­него момента и лишь непосредственно перед рукоположением принял монашество. Такой путь достаточно говорит о качест­вах этого первосвятителя. Больше всего он заботился об уве­личении имений митрополичьей кафедры и своевременном по­ступлении доходов. Не отказывался и от подарков за постав­ление на церковные должности. В 1561 г. он пытался отнять у Киево-Печерской лавры принадлежавший ей Николаевский пустынный монастырь с его именьями. Братия Лавры была вы­нуждена обратиться к королю-иноверцу с жалобой на своего митрополита, и король стал на сторону Лавры.

При Сильвестре борьба между искателями "хлебов ду­ховных" за наиболее богатые места и кафедры принимает ци­ничный и откровенный характер. Яркий пример упадка еписко­пата - борьба за Владимиро-Волынскую кафедру, которую ко­роль в 1565 г. обещал почти одновременно двум лицам: шлях­тичу Ивану Борзобогатому-Красенскому и холмскому епископу Феодосию Лозовскому. Иван Борзобогатый раньше получил ко­ролевскую грамоту и именовался "нареченным" епископом еще до смерти владимиро-волынского епископа (в Т565 г.). При этом он оставался мирянином. Когда кафедра освободилась, Борзобогатый первый прибыл во Владимир и был введен ко­ролевским чиновником в управление епархией и во владение архиерейским домом. Приняв дела, он оставил за себя своего сына, пана Василия; а сам уехал в Краков к королю. Во время его отсутствия о своих правах на кафедру заявил и Феодосий Лозовский, имевший, как и Борзобогатый, королев­скую грамоту. Василий, конечно, отказался уступить кафед­ру новому претенденту, сославшись на отсутствие своего отца. Тогда владыка Феодосий явился под стены Владимира через несколько дней с вооруженным отрядом в 500 человек, в том числе 200 конных, и вновь потребовал от Василия ос­вободить кафедру. Василий снова отказался. На следующий день Феодосий увеличил свой отряд до 2,5 тыс. человек при 9 пушках, окружил город, начал вести обстрел, а затем приказал взять город штурмом. Василий защищался, бой про­должался целый день. С обеих сторон были убитые и ране­ные; ядра артиллерии Феодосия попадали в дома и в собор­ную церковь. С наступлением темноты военные действия при­остановились; Пан Василий, подсчитав свои потери, убедил­ся в бесполезности сопротивления и ночью бежал, а побе­дитель утром вступил в управление епархией.

Обычным делом было получение "духовных хлебов" в наследство, как если бы это было частное имение. Киев­ский протопоп, некий Яков Гулькевич, получил в пожизнен­ное владение Киевский Флоровский монастырь, и митрополит Сильвестр благословил его совершать там службу. Но Гулькевичу этого было мало: он решил, что нужно обеспечить доходами и своих детей, и обратился к королю с просьбой утвердить за ним монастырь не только в пожизненное, но и потомственное владение. И король дал ему грамоту, разре­шающую держать монастырь в своей власти и служить в нем его детям и потомкам, какие будут священниками. Так, монастырь обращался, фактически, в частное владение.

Многочисленные беззакония подобного рода совершались в это время при короле Сигизмунде Августе не потому, что король преднамеренно наносил ущерб Православию. Наоборот, Сигизмунд Август был одним из наиболее терпимых и широких королей Польши и стремился осуществлять политику равенст­ва религий. Сам он питал склонность к протестантизму, что освобождало его от католического фанатизма. Ради протес­тантов он отменил в 1563 г. Городельское постановление 1413 г., запрещавшее некатоликам занимать государствен­ные должности. Этот акт веротерпимости облегчил положе­ние православных. Сигизмунд Август разрешал православным строить и возобновлять храмы. Так, в 1560 г., он разре­шил в Вильне соорудить две церкви на месте сгоревших; Православному госпиталю в Гродно он назначил ежегодное пособие; жаловал имения православным монастырям и т.д. Но еще больше благодеяний получали от короля протестанты, которые в это время широко распространяются в Польше и Литве. Протестанты вели пропаганду не только против като­ликов, но и против православных. В короткое время они су­мели привлечь к себе столько православных, особенно из высших слоев, сколько католики не могли привлечь за це­лое столетие. Особенно много отрекшихся от Православия было в епархии самого митрополита, который, по существу, нисколько не заботился о защите своего стада от расхище­ния. Впрочем, и Сильвестр иногда принимал меры к исправ­лению нравственности духовенства и укреплению дисципли­ны. Есть сведения, что при нем состоялся собор в 1558 г., но постановления этого собора не сохранились. Конечно, редких, отдельных мер было далеко недостаточно для за­щиты Православия во все более и более осложнявшейся об­становке. В конце 1567 г. митрополит Сильвестр скончался.

После смерти митрополита Сильвестра на митрополичью кафедру претендовал воинственный Феодосий Лозовский. Но, к счастью для Церкви, возведен был епископ Пинский и Туровский Иона III Протасопич. Это произошло в 1 пол.1568

года. Иона III показал себя ревностным пастырем, решитель­ным в деле защиты Православия, насколько это было в его силах в этот период все более нараставшей церковной разру­хи. Он сразу же обратился к королю с рядом просьб о нуж­дах Церкви и духовенства. Из них особенно существенны две..

1. Митрополит просил, чтобы духовные достоинства не получали светские люди. Если же кто из светских получит духовное достоинство, должен в течение трех месяцев при­нять духовный сан. Тот, кто в течение этого времени не примет духовного сана, лишается полученного достоинства.

Эта мера была вызвана теми страшными злоупотреблени­ями правом подаванья, примеры которых мы уже видели. Ко­роль изъявил согласие с просьбой митрополита.

2. Другая просьба состояла в том, чтобы православные архиереи занимали места в сенате на равных правах с като­лическими епископами. Такое желание православных, открыто выраженное, было неслыханной дерзостью. Возможно, митропо­лит решился на эту просьбу под влиянием тех проявлений ве­ротерпимости, которые король позволял себе в предшествую­щие годы. Но в данном случае претензия православных выхо­дила за пределы возможного для католического государства, и просьба была отклонена.

Митрополит просил также запретить светским лицам вме­шиваться в церковный суд; вернуть расхищенные при его предшественнике церковные имения и обеспечить защиту име­ющимся церковным имениям. Последнее было актуальным, по­скольку богатства Церкви привлекали взоры самых разных лю­дей. Так, в Вильне горожане под предлогом охраны церковно­го имущества забирали из церквей деньги и ценности. Митро­полит обратился к королю и добился расследования.

Во время митрополита Ионы III состоялся Люблинский сейм (1569 г.), на котором Польша и Литва окончательно объеди­нились в одно государство - Речь Посполитую, что на деле означало поглощение Литвы Польшей. Это политическое собы­тие огромного значения оказало влияние на последующую судь­бу русского народа и Православной Церкви в пределах Польско-литовского государства. Формально на сейме была подтвер­ждена политика веротерпимости, однако на деле объединение Польши и Литвы означало стремительное усиление католиче­ского давления на всех некатоликов, в первую очередь -православных. Обращение некатоликов в католичество пред­ставлялось для польских политиков верным путем к преодо­лению всех противоречий внутри разнородного в националь­ном и религиозном отношении государства.

При этом основное внимание уделялось обращению пра­вославных, которые были многочисленны, влиятельны и бли­же других к католикам по содержанию вероучения.

В этот период ослабела для православных и поддержка Московской Руси, где Иван Грозный искоренял "изменников", обескровливая государство.

Возможно, неслучайно Люблинский сейм совпадает с появлением в пределах Литвы представителей самой мощной пропагандистской силы католицизма - ордена иезуитов. Пер­воначально их было всего лишь пять человек. Иезуиты были призваны в Литву с целью борьбы против стремительно уси­ливавшихся там протестантов, с которыми они повели весь­ма успешную борьбу. Но вскоре они направили свои усилия против православных. Вновь возродилась идея осуществле­ния унии, которую иезуиты начали насаждать настойчиво и планомерно. Уже через год иезуиты открыли в Вильне кол­легию и гимназию, в которые стали привлекать детей не только католиков, но также детей протестантов и право­славных. Насаждение католичества иезуиты вели по следую­щим основным направлениям. Во-первых, через образование, причем, в первую очередь, обращалось внимание на детей знатных и влиятельных лиц. В иезуитских школах детям некатоликов оставляли внешнюю свободу их вероисповедания. Иезуиты хорошо понимали, что прямое принуждение вызывает сопротивление и отпугивает. Они стремились создать такую внешнюю обстановку и такую духовную атмосферу, находясь в которой, человек невольно проникался бы духом католи­цизма и сам желал бы перейти в католичество. Во-вторых, через проповедь. Иезуитские проповедники были прекрасно образовали и красноречивы, хорошо чувствовали потребности момента. Проповеди в храмах были содержательные доходчивы, увлекательны. Они проповедовали и на городских площадях, устраивали диспуты, и если никто из противников, менее об­разованных и менее красноречивых, не решался принять вызов на диспут, иезуиты не уходили о видом победителей, а ра­зыгрывали своего рода "спектакли", в которых роль пропо­ведников "схизмы" играли сами же иезуиты. Разумеется, в таких "диспутах" спор заканчивался блестящей победой ка­толической стороны, и потрясенная толпа спешила в католи­ческий храм каяться в своих заблуждениях. В-третьих, иезуи­ты придали богослужению небывалую красоту и торжественность, привлекая народ музыкой, процессиями и прочим великолепием.

Нельзя при этом не признать, что действовавшие в это время в Литве иезуиты нередко превосходили своих противни­ков и в некоторых нравственных проявлениях, заметных для народа. Так, в 1571 г., в Вильне распространилось моровое поветрие, и все, кто мог, бежали из города. Но иезуиты ос­тались, продолжали совершать богослужения, оказывали ме­дицинскую помощь, приобщали умирающих. Это производило огромное впечатление. Еще одной силой в руках иезуитов оказалось книгопечатание. Они стали активно издавать как популярные, так и богословские сочинения в пользу унии и католичества.

В 1576 г. митрополит Иона III добровольно уступил ка­федру нареченному митрополиту Илье Куче. Избрание Ильи состоялось по указанию самого Ионы. При этом Иона удержал за собой право решать наиболее важные духовные вопросы. Таким образом, короткое время митрополией согласно управ­ляли два лица. В 1577 г. митрополит Иона III скончался, но митрополит Илья пережил его ненадолго - он управлял митро­полией лишь до 1579 г. После его смерти кафедру занял мит­рополит Онисифор Девочка, нареченный в июне 1579 г. Дво­рянского рода, он был возведен на высшую ступень иерархии прямо из светского состояния. Более того, Онисифор был двоеженцем, и поэтому его назначение прямо противоречило церковным канонам. Таким образом, в момент особенно тяжелый и ответственный во главе церкви оказывается человек, неспособный управлять ею. Под стать митрополиту мы видим епископов и священников. Так, Феофан, архиепископ Полоцкий, довел богатейший Онуфриевский монастырь, находившийся в его собственном управлении, до разорения. Владимиро-Волынской епархией продолжал управлять известный Феодосий Ло­зовский. Иона Борзобогатый управлял луцкой епархией, при­чем, он не стеснялся вывозить церковное имущество в свое имение. И он, и другие епископы применяли силу при разре­шении имущественных конфликтов. В то же время благотворения православным монастырям и церквям становятся все реже и незначительнее, а их раздача с целью награждения доходами совершается по-прежнему. Среди священников было много дво­еженцев и даже троеженцев.

После 1582 г. Литовская митрополия испытала гонение в связи с введением в католическом мире нового календаря. Король Стефан Баторий потребовал, чтобы новый календарь приняли все его подданные, независимо от вероисповедания. Православные не могли на это согласиться и по сомнитель­ности астрономических вычислений, положенных в его основу, и в силу противоречия с постановлением 1-го Вселенского собора о времени празднования Пасхи, и наконец, потому, что патриарх его не принял. Тогда католики попытались си­лой принудить православных к принятию нового календаря. Во Львове, накануне праздника Рождества Христова (1583г.), католики совершили нападения на православные храмы, вы­гнали духовенство и молящихся, не дав им возможности до­служить Литургию в некоторых храмах, заперли и запечатали церкви и забрали ключи. Столкновения произошли также в Вильне и других местах. Убедившись в твердости православ­ных, Стефан отменил свой указ в 1586 г.

Митрополит Онисифор возглавлял Литовскую митрополию до 1589 г., когда был низложен патриархом Иеремией II за двоеженство.

Братства

Впервые братства и Литовской Руси упоминаются в XV веке. Но тогда они имели цеховой характер. К концу XVI столетия, в процессе обострения борьбы с католиками, братства превращаются в такие объединения, основной целью которых становится просвещение и распространение право­славной веры. Новое понимание задач братств закреплялось в уставах. В 1584 г. оформилось: Виленское братство, а в 1585 г. - Львовское братство. Это были два крупнейших братства, которым принадлежала руководящая роль в отно­шении других братств. Значение братств чрезвычайно воз­растало по причине полной пассивности иерархов в деле за­щиты православия. Особенно острым было по-прежнему по­ложение в Галиции. Оно осложнялось тем, что к постоянным нападениям на православных со стороны католического архи­епископа прибавился длительный конфликт Львовского брат­ства с епископом Гедеоном Балабаном.

В 1586 г. Литву посетил антиохийский патриарх Иоаким. Братство воспользовалось его приездом и через голову сво­его епископа обратилось к патриарху с просьбой утвердить устав братства. Иоаким действовал в Литве с ведома и со­гласия Иеремии.

Содержание устава Львовского братства сводилось к следующему. Каждый новый член братства при вступлении де­лает денежный взнос. Каждый год братство избирает четырех старшин. Один раз в месяц бывает "сход". На заседаниях после рассмотрения очередных дел полагалось чтение свя­щенных книг и духовные беседы. Члены братства обязаны бы­ли оказывать друг другу материальную помощь. В их обя­занности входило напоминать и мирянам, и духовенству о нормах христианской жизни. Если напоминания не действова­ли, следовало сообщить епископу.

В уставе Львовского братства имелся один пункт, явно вызванный обострением обстановки внутри Церкви. Он гласил: " Если епископ пойдет против закона и станет править Церковью не по правилам св. апостолов и св. отец, то такому епископу да противятся все, как врагу истины". Львовское братство имело право цензуровать деятельность других братств в южной части страны. В северной части таким пра­вым обладало Виленское братство.

Братство имело свои церкви и свое духовенство. Два раза в год служились молебны о братстве, с присутствием, по возможности, всех членов братства. Бедных членов брат­ство хоронило на свой счет. Провинившийся член братства судился братством и мог быть присужден к штрафу или заклю­чению. Братство имело школу и типографию, госпиталь. Этот устав был утвержден патриархом Иоакимом. Патриарх Иеремия II подтвердил все акты Иоакима в послании, где, в частности, говорилось: "если же кто явится разрушителем всего этого, тот, как враг Божий и убийца и ненавистник добра, да будет отлучен от святой Церкви, проклят и не прощен до смерти."

Виленское братство имело свой устав, несколько отлич­ный от устава Львовского братства.

Оба братства вели надзор за епископами, поскольку последние не вызывали доверия. Они также выступали против унии, издавали полемические сочинения. По их образу орга­низовывались братства в других городах. Рядовое духовенст­во, не имея опоры в епископате, было увлечено братствами. В рядах братств было много преданных Церкви людей, которые имели и достаточное образование.

Столкнувшись с силой братств, католики стали созда­вать в противовес им свои братства. Так, еще в 1575 г. они создали "братство Тела Христова", увлекавшее народ пышны­ми церемониями.

Виленское Троицкое братство напечатало свой устав в 1588 году. Устав Троицкого братства стремился составить из верующих такой живой союз, в котором его члены, связанные клятвенным обещанием, данным в храме перед священником, о соблюдении верности "святому братству" и о подчинении всем его правилам и повинностям, и находящиеся в постоянном об­щении друг с другом для совершения добрых дел, могли перевоспитывать себя в христианском духе.

В уставе было поставлено не допускать до нищеты свое­го брата и помогать ему из личных и общих братских средств, а болящего навещать и, если бы он оказался без призора, то нанять особого человека для ухода за ним. Тело умершего братчика должно было провожать все братство до могилы, причем шесть братчиков несли на руках гроб, а остальные с возжженными братскими зелеными свечами шли попарно впере­ди процессии. Расходы по погребению бедного братчика, а равно и всех бездомных и безродных бедных, братство при­нимало на свой счет.

Понимая высокое значение общественной молитвы в храме, братство требовало в уставе отправления по крайней мере четырех в году торжественных заздравных и заупокойных Ли­тургий, на которых присутствовали все братчики, и после этих обеден следовали трапезы для всех убогих, нищих и маломощных, устраиваемые в складчину членами братства. Во все большие праздники раздавалась милостыня нищим и заклю­ченным.

Братство было всесословным и принимало в свою среду лиц обоего пола (сестры братства) с уплатою вступительных взносов по желанию и возможности (минимум взноса определен в 12 грошей польских), ежемесячно братчики собирались на общеобязательную сходку в братский дом, - путем обсылания по околотку креста, - для обсуждения и решения текущих дел, причем каждый братчик уплачивал по грошу в братскую кассу, причем касса хранилась у одного братчика, а ключ от нее - у другого. Все братские дела должны были сохра­няться в строгой тайне и всему братству было предоставле­но право суда над виновными, и братчи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...