Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смуты в управлении митрополией




Под влиянием гетмана Выговского нареченным митрополитом был выбран Дионисий Балабан. епископ Луцкий. Избра­ние совершилось в соответствии со старыми традициями без обращения в Москву, чем московское правительство было не­довольно. Дионисий напомнил, что Киевская митрополия при­надлежит константинопольскому патриарху. Тем не менее, в Москве Дионисия считали человеком преданным России. Одна­ко вскоре Выговский перешел на сторону поляков, а вместе с ним и митрополит Дионисий, покинувший Киев в 1658 году. Они составили договор с поляками, в котором интересы пра­вославия терпели ущерб. Но уже в 1659 г. казаки отошли от Выговского и во главе с Юрием Хмельницким вернулись в русское подданство. Дионисий уже не мог вернуться на ка­федру и блюстителем митрополии был вновь назначен Черни­говский епископ Лазарь Баранович. Тем не менее Дионисий не отказался от своих прав и управлял епархиями, находив­шимися в пределах Польши. В 1660 году Юрий Хмельницкий изменил и перешел на сторону Польши. В этих условиях Моск­ва искала церковного деятеля, который мог бы умело содей­ствовать московской политике. Лазарь Баранович был отстра­нен, как слишком непрактичный. На место блюстителя мит­рополии послан Мефодий Филимонов, епископ Мстиславский. Мефодий, в миру протопоп Максим, из г. Нежина, поставлен во епископа в Москве митрополитом Питиримом. Таким обра­зом, Москва начинает сама ставить епископов в Киевскую митрополию, ссылаясь на сложные политические обстоятель­ства. Узнав об этом, митрополит Дионисий Балабан рукопо­ложил на ту же Мстиславскую кафедру своего ставленника -Иосифа Нелюбовича-Тукальского. Всем была показана сомни­тельная законность Мефодия.

Наконец, патриарх Константинопольский, усмотрев в действиях Москвы вмешательство в свою церковную область, предал Мефодия анафеме. Однако, по просьбе царя эта ана­фема была вскоре снята. В этой ситуации авторитет митрополита Дионисия продолжал стоять высоко, и к нему с по­чтением относился и признавал его даже такой московский епископ, как Лазарь Баранович. Дионисий совершил прослав­ление мощей св. Иова Почаевского. В 1663 г. митрополит Дионисий Балабан скончался.

После измены Юрия Хмельницкого и смерти митрополита Дионисия и при том, что Мефодий был скомпроментирован, наступило безвластие. Из Москвы был прислан воевода, Гагин, собравший раду, на которой избрали гетмана Брюховецкого, который был в хороших отношениях с Мефодием. На польской стороне правобережья Днепра был свой гетман -Павел Тетеря. Вместо умершего митрополита Дионисия в поль­ской части митрополии духовенство избрало сразу двух кан­дидатов - Антония Винницкого и Иосифа Тукальского, епископа Мстиславского, причем оба кандидата были утверждены королем. Но вскоре митрополит Иосиф был обвинен в измене и посажен в тюрьму. Антоний Винницкий не стал вступать в управление митрополией, и блюстителем был признан Львов­ский епископ Афанасий. В 1666 г. гетманом на польской стороне стал Дорошенко, а митрополитом с 1667 г. утвердился Иосиф Тукальский. выпущенный из тюрьмы.

На левой стороне Днепра церковь возглавлял Мефодий; после снятия с него анафемы местное духовенство призна­ло его блюстительство. Но с гетманом Брюховецким у него началась вражда. Брюховецкий вообще плохо относился к ду­ховенству. Позволял разорять церковные имения, не обра­щая внимания на жалобы. Дело дошло до того, что в конце концов его имя перестали поминать за богослужением.

Брюховецкий предлагал, чтобы Москва прислала в Киев своего митрополита; и это производило волнение в духо­венстве, часть которого по-прежнему не желала прямого подчинения Москве.

Митрополит Иосиф пытался добиться своего признания в Москве, и за него хлопотал влиятельный архимандрит Печерский - Иннокентий Гизель, как "о муже зело во уче­ниях и подвигах из древних лет честно и знаеме". Иосиф и гетмана Дорошенко пытался уговорить подчиниться москов­скому царю, но безуспешно. Однако Москва не доверяла Иосифу и не приняла его. Пребывая в Литве, Иосиф активно защищал православие и пользовался болышим уважением у ду­ховенства и народа по обе стороны Днепра.

Тем временем Мефодий, войдя во вкус независимой иерархической власти, вскоре перешел на сторону польской партии, несмотря на то, что всем своим значением обязан был Москве. Когда гетман Брюховецкий стал хлопотать о присылке настоящего митрополита из Москвы, Мефодий вместе с Иннокентием Гизелем, печерским архимандритом, и с дру­гими лицами из монашествующего духовенства решительно объявили, что все они запрутся в своих монастырях и раз­ве их за ноги оттуда выволокут, тогда только в Киеве будет Московский митрополит.

Противомосковская партии много помогало распространившееся тогда в Малороссии недовольство Москвой за Андрусовский мир (1667 г.), по которому Россия уступила Поль­ше все свои завоевания в Литве, Белоруссии и всю заднепровскую Малороссию, оставив за собой только один Киев, и то на два года. Гетман Заднепровья Дорошенко поддался Турции, надеясь освободиться от польской неволи с ее по­мощью, как прежде Хмельницкий освободился с помощью Моск­вы. Турецкая партия усилилась и на восточной стороне, так как прошел слух, что царь и остальную Украину хочет отдать под унию и короля. К этой партии пристали и Мефодий с Брюховецким, потому что Дорошенко посулил им за это: первому - независимую митрополию, а последнему -гетманство на обеих сторонах Днепра. Но лишь только Брюховецкий изменил, променяв царя на султана, как Дорошен­ко убил его, желая сам остаться гетманом над обеими сто­ронами. Обманул он и Мефодия, которого митрополит Иосиф Тукальский лишил сана и приговорил к заточению. Мефодий бежал в Москву, но и здесь подвергся заточению в монасты­ре за измену.

Москва, занятая делом патриарха Никона и старообряд­ческим расколом, не могла уделить достаточного внимания Киевской митрополии. Положение изменилось, когда патри­архом стал Иоаким Савелов (1674 г.). Было очевидно, что беспорядки можно прекратить только подчинением митропо­лии Московскому патриарху. Иоаким энергично принялся за дело.

На восточной стороне Днепра не хотели признать Иоси­фа. Всеми церковными делами снова управлял здесь, вместо Мефодия, старший из епископов - Лазарь Баранович Черни­говский. Со смертью Иосифа (+ 1676 г.) церковное управ­ление перешло в руки Лазаря уже на обеих сторонах Днепра. В 1686 г. Россия заключила с Польшей вечный мир, удержав за собой всю восточную (левобережную) Малороссию и Киев; в других областях, оставшихся за Польшей (правобережная

Украина с Волынью, Подолией и Галицией, Белоруссия), поляки обязались дать православный свободу веры и возвратить епархии: Луцкую, Львовскую, Перемышльскую и Могиловскую. Теперь пора было, наконец, приступить и к избранию общего митрополита. Первым кандидатом был Лазарь Баранович, но он был сторонником только политического, а не церковного союза с Литвой и не хотел ехать на поставление в Москву. Поэтому обойдя его, патриарх Иоаким в 1686 г. поставил в митрополиты Луцкого епископа Гедеона Четвертинского.

Константинопольский патриарх Дионисий, после собор­ного совещания с другими патриархами, в 1687 г. сам согласился признать зависимость Киевской митрополии от Москов­ского патриархата. Этим важным актом окончательно прекра­щено было разделение Православной Русской Церкви, продол­жавшееся более двух столетий. Киевская митрополия была признана первою и старейшею между русскими митрополиями, и ее иерарху предоставлены были особые преимущества чес­ти. Ему дано право носить две панагии, митру с крестом, в пределах его епархии ему предносится крест.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...