Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстановление высшей иерархии в Западно-русской Церкви




В 1620 г. прибыл в Киев возвращавшийся из России иерусалимский патриарх Феофан. В этот момент Польша нахо­дилась в самом критическом положении. С трех сторон угро­жала ей война - со стороны Швеции, России и Турции. Самая главная ее опора в возможной войне - литовско-русский на­род - был взволнован неистовствами унии; казаки были не­надежны. Тем не менее, к Феофану православные обратились не сразу. Лишь через полгода, к сейму 1620 г. Виленское братство, возглавлявшее деятельность православных убе­дилось, что наступило самое удобное время воспользовать­ся затруднительным положением Польши, чтобы получить выс­шую иерархию. На сейм были посланы послы с требованием свободы православной веры и восстановления православной иерархии. Когда Сигизмунд узнал о таком требовании пра­вославных, он пришел в неописуемый гнев и изрек достопа­мятные слова: "Скорее я лишусь королевской короны, чем дам Вам иерархию". Ответом на это явилось заявление пос­лов от казаков (гетмана Конашевича-Сагайдачного) о том, что они не пойдут на войну, если желания православных не будут исполнены. Король вынужден был внешне проявлять лояльность и милость к православным, и даже пригласил Фе­офана к своему двору. Воспользовавшись этим, в Киеве бы­ло совершено посвящение православного митрополита Иова Борецкого и еще шести иерархов.

Феофан решил посвятить представленных кандидатов, но с возможной осторожностью и тайной, даже при закрытых две­рях и окнах, так как это делалось без королевского разре­шения. Первым был посвящен 6 октября на Перемышльскую ка­федру Исайя Копинский. 9 октября игумен Михайловского Зла­товерхого монастыря Иов Борецкий посвящен на Киевскую и Галицкую и всея России митрополию. Оба владыки посвящены были не в Киево-Печерской Лавре, а в братской Богоявлен­ской церкви "в нощи" из-за опасения католиков и униатов. Затем был посвящен в архиепископа Полоцкого Мелетий Смотрицкий.

Патриарх Феофан поспешил выехать за границу, убеждая казаков помогать королю в войне с турками, в надежде,что, быть может, за их услугу король согласится признать и утвердить восстановленную иерархию. Под прикрытием 3-ты­сячного войска казаков под командой Сагайдачного, в сопро­вождении епископов, множества дворян и духовенства, пат­риарх по пути к границе продолжал посвящать православных епископов вместо уклонившихся в унию. 7 января 1620 года в местечке Трехтемирове он посвятил архимандрита Иезекииля Курцевича на Владимирское и Брестское епископство, а через 4 дня поставил игумена Исаакия Борисковича епис­копом Луцким и Острожским. В имении православного князя Стефана Четвертинского, недалеко от Белой Церкви, он по­ставил во епископа Холмского игумена Паисия Ипполитовича. Затем на Пинское епископство был поставлен грек Авраамий, ранее епископ Стегонский. Так совершилось восстановление православной иерархии, после чего патриарх отбыл в Валахию, в г.Яссы. Расставание было самым трогательным: епис­копы, гетман и все войско плакали.

Королю нужно было, чтобы патриарх Феофан убедил и благословил казаков на войну с турками, которые уже шли к пределам Польши, что патриарх и сделал. Но как только он выехал из Литвы, то был объявлен турецким шпионом и самозванцем. В Т621 г. Сигизмунд издал приказ ловить и казнить новопоставленных православных иерархов. Последним пришлось скрываться в казацких областях. Основной удар был обрушен на Виленское братство.

Перед решающей битвой с турками при Хотине гетман Конашевич вновь объявил, что казаки не будут воевать, ес­ли не прекратятся преследования православных иерархов. Сигизмунд опять стал проявлять ласку и принял одного пра­вославного епископа. Но после одержанной при Хотине побе­ды проследования возобновились с новой силой. Благодаря активному сопротивлению православных, сейм 1623 г. поста­новил прекратить все взаимные судебные процессы с целью примирения обеих сторон. Но в том жо году в Витебске был убит униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, известный фанатическим преследованием православных; так, в Полоцке он приказывал вырывать из земли тела умерших православ­ных и отдавать их на съедение собакам, а в самом Витебске отнял у них все церкви в городе и даже наспех сооружен­ные храмы - "шалаши" - за городом. Его убийство дало по­вод к жестоким преследованиям православных со стороны го­сударства.

Но надеясь на защиту короля, западно-русские иерар­хи стали входить в сношения с Москвой. В 1624 г. митропо­лит Иов отправил три письма с луцким епископом Исааком Борисковичем, ехавшим в Москву за милостыней. В Москве обещали поддержать теснимое Православие. В 1625 г. посылал за милостыней Исайя Копинский. И Иеремия Тиссаровокпй обращался за милостыней в Москву.

Западно-русская иерархия, поддерживаемая Москвой, все еще не получила королевского утверждения. Не утвер­жденная королем, жившая и теснившаяся вдали от своих ка­федр, православная иерархия не могла иметь того влияния и значения для православной паствы, которое имели епископы - униаты для униатов. Поэтому восстановленные православ­ные кафедры и епархии в действительности оставались в преж­нем безотрадном состоянии.

Когда кончился террор над православный Белоруссии за убийство Кунцевича и когда православные этой страны, по­раженные им притихли, униатский митрополит Рутский пришел к убеждению, что теперь можно успокоиться на счет успехов в этих странах и решил обратить все внимание на юго-западную Россию, по преимуществу на Волынь. Он сам отправился сюда и прежде всего обратился с воззванием к магнатам юго-западной России, чтобы они давали монастыри и приходы не иначе как тем из православных, которые согласятся при­нять унию. Ближайшим плодом этих усилий Рутского было об­ращение в унию известного толкователя Евангелия Транквиллиона и игумена Дубенского монастыря Кассиана Саковича. После этого ему удалось привлечь в унию Полоцкого архи­епископа Мелетия Смотрицкого, уход которого был очень чув­ствителен для православных. Он известен как писатель и бо­гослов. В своих сочинениях Смотрицкий развивал мысль, что богословская наука западно-русской церкви находится под воздействием протестантизма. Православные обличили пре­увеличение Смотрицкого, но допустили основную его мысль. В 1628 году в Киеве состоялся собор, на котором были осуж­дены и сочинение Смотрицкого "Апология путешествия на Вос­ток", и сочинения названных им протестантствующих писате­лей. Смотрицкий указал также на слишком большую роль ми­рян, ограничивавших через посредство братств деятельность епископата. Церковь, не отвечая прямо на это обвинение, занялась переустройством братств, более подчинив их иерар­хии со времени митрополита Петра Могилы.

В 1629 году король, по просьбе униатов, назначил во Львове собор дли примирения униатов с православными. Пра­вославные очень хорошо знали, что от этого съезда не мог­ло быть никакого толку, но им не хотелось навлечь на себя гнев короля, если и они по его приглашению не явятся совсем на собор, им назначенный. Поэтому, собравшись сами в Киев, они отправили на этот собор только некоторых светских и духовных членов братства. После всех вежливос­тей, миролюбивых встреч, угощений и дружеских прощаний иезуит Бембус открыто уже проклинал православных с кафед­ры, а униаты протестовали против них и сами отказались от всяких дальнейших сношений по делу взаимного примире­ния.

В 1631 г. умер король Сигизмунд III, 45 лет угнетав­ший православную веру. После смерти короли Сигизмунда был назначен избира­тельный сейм, который должен был провозгласить королем сына Сигизмунда Владислава. Пользуясь обстановкой, православные вновь подняли вопрос о восстановлении прав Православной Церкви во всем их объеме, вплоть до уничтожении унии. Дворянским послам отправляющимся на сейм, было наказано прежде всего ста­раться, чтобы Православной Церкви были возвращены епис­копские кафедры, церковные владения отнятые униатами, и, чтобы Православная Церковь была вполне удовлетворена во всех своих правах; без этого не приступать к избранию короля.

Специальная правительственная комиссия под предсе­дательством самого королевича Владислава постановила прекратить разногласия и борьбу на основании законов, но исходя из существующего положения. Незаконно отнятое уни­атами у православных комиссия постановила им вернуть, однако во многих случаях комиссия признавала законным то, что, с точки зрения православных, было нарушением их прав. Владислав разрешил православным выбрать нового митрополита, восстановил православные епископии и велел в каждом городе Литвы возвратить православным по одной церкви. Бы­ло постановлено уравнять церковные и гражданские права униатов и православных, предоставив тем и другим одина­ковую свободу веры и богослужения. Православные получи­ли Львовскую, Луцкую, Перемышльскую и вновь открываемую Мстиславскую (с кафедрой в Могилеве) епархии, а также пра­во заводить типографии, школы, больницы и т.д.

Что касается свободы веры,то всем было предоставлено полное право переходить из унии в православие, из униат­ской епархии в православную и наоборот.

Обе стороны должны жить в мире и покое, не наступая одна на другую. К крайнему прискорбию католиков и униатов, не взирая на их протесты, королевич Владислав утвердил проект согла­шения 1 ноября 1632 года.

13 ноября Владислав был избран королем Польши и по­клялся выполнить все статьи и тем самым успокоить людей греческой веры. Так совершился государственный акт вели­чайшей важности для православных в Литве и Польше. Пра­вославным дана была полная свобода вероисповедания и вос­становлена православная западно-русская митрополия. Воз­вращены те права, какими православные пользовались до унии, хотя и не во всем объеме.

Но польское правительство не признало законной сущест­вующую иерархию, восстановленную патриархом Феофаном. По­этому стало необходимым избрание нового митрополита и дру­гих владык. В том же 1632 году состоялось избрание нового митрополита Петра Могилы. Торжественное посвящение состо­ялось в 1633 году во Львове. Из прежних епископов только один Иеремия Тиссаровский остался на своей кафедре.

Став королем, Владислав не спешил выполнить свои обе­щания, данные православным. Уже на сейме 1635 г. король откровенно признался, что уступки, сделанные неуниатам, вызваны стеснительными обстоятельствами. Он запретил от­крывать православный храм в Минске и утвердил за униатами все, чем они владели в настоящее время, т.е. после сейма 1635 года.

Большое давление на Владислава оказывал папа, высту­павший против предоставления прав православным и желавший склонить к унии Петра Могилу, к которому папа писал посла­ния, называя его "возлюбленным братом".

Митрополит Петр Могила

Митрополит Петр Могила родился в 1596 году в Молдавии, в знатной семье. Юность его прошла во Львове, где он по­лучил первоначальное о(образование в братской школе. Он слу­жил в польском войске, участвовал в известной битве под Хотином в 1621 г. Петр Могила был хорошо знаком с митропо­литом Иовом Борецким, под влиянием которого постригся в монахи в 1625 г. В 1627 г. он становится архимандритом Киево-Печерской Лавры. Могила имел большие связи и был лично известен Владиславу, который относился к нему с ува­жением. По совокупности всех признаков Могила был наиболее достойным кандидатом в митрополиты. Патриарх Кирилл Лука-рис прислал благословение нареченному митрополиту.

После избрания Петра Могилы митрополитом, король Вла­дислав отдал в его распоряжение Софийский собор, ранее захваченный униатами. Престарелый митрополит Исайя Копинский, избранный после смерти Иова Борецкого в 1631 г., не пожелал признать нового митрополита и добровольно уйти на покой. Но польское правительство не признавало Исайю, избранного без его согласия. Для церкви было необходимым иметь легального митрополита, и Исайя был отправлен в мо­настырь.

Уже в 1632 году Петр Могила создал при Лавре Киево-Могиленскую коллегию. Там преподавались греческий и ла­тинский языки, диалектика и логика. Богословие и польское правительство не разрешало преподавать, поэтому православ­ным по-прежнему приходилось выезжать за границу для изу­чения богословия.

Силами сотрудников коллегии, под руководством Петра Могилы, были подготовлены такие необходимые книги как "Православное исповедание веры" и "Требник", рассмотрен­ные на поместном соборе 1640 г. На богословствовании Пет­ра Могилы и его школе лежит заметный отпечаток латинского влияния. Таково было время, когда избежать этого влияния на Руси было практически невозможно.

"Православное исповедание веры" было рассмотрено на Ясском соборе 1643 г. восточными патриархами и принято всей Церковью. Впервые напечатано в Амстердаме в 1662 г., уже после смерти Петра Могилы.

Большое распространение и влияние получил и "Требник" Петра Могилы. К нему восходит "Известие учительное", печатоемое при "Служебниках", и многое другое.

Кроме ученых просветительных трудов, митрополит Петр Могила вынужден был постоянно заботиться о защите прав православной Церкви.

Он также произвел раскопки Десятинной церкви и обрел мощи св. князя Владимира. Много усилий и средств Петр Мо­гила потратил на восстановление Киево-Софийского собора, разоренного униатами.

Митрополит Петр Могила скончался в ночь на 1 января 1647 г.

Сближение с Москвой

Преемником митрополита Петра Могилы оказался Сильвестр Коссов, избранный в феврале 1647 г., ранее епископ Мстислайский. Давая Сильвестру благословение, патриарх константинопольский утвердил его своим экзархом.

При митрополите Сильвестре началась великая борьба казаков и всего русского населения против унии и польско­го гнета.

Еще ранее, на сейме в 1645 г., православные депутаты говорили. "Наша древняя и законная религия, подтвержден­ная привилегиями в католическом государстве, в вольной республике, страдает больше, чем христиане греки в неволе у неверных. Церкви, соборы, монастыри у нас отобраны, свободное отправление церковных обрядов запрещено, бедные христиане умирают без причастия и не смеют публично погре­бать умерших. В Люблино, в Соколе, Бельске и других го­родах православные принуждены тайно погребать умерших в подвалах и своих домах. Может ли быть большее рабство?"

Не лучше было и на Днепровской Украине, где жили ка­заки. Угнетенные не только протестовали, но и бунтовали. Ответом были жестокие казни и новые притеснения. Особенно известны два бунта - Павлюка (1637) и Остряницы (1638). После бунта Остряницы на Варшавской площади казаков коле­совали, пробивали насквозь спицами и поднимали на сваи; казацких детей жгли перед глазами отцов; у казачек отре­зали груди и били ими мужей по лицу. Церкви обращались в костелы или пустели в жидовской аренде. Пьяным шляхтичам ничего не стоило напасть на православную церковь, побить попов, взять сосуды или оклады с икон и пропить в шинке у жида. Наконец, выведенная из терпения Украина поголовно восстала под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648 году.

После ряда блестящих побед при Желтых Водах, Корсуни и др. гетман в ряду первых условий мира поставил, чтобы: 1) имени, памяти и следа унии не было; 2) митрополит Киев­ский должен иметь в сенате первое место по примасе поль­ском; 3) воеводы и кастеляне на Руси должны быть право­славные русские. Далее шли условия о гражданской свободе казаков.

Однако, по Зборовскому миру 1649 г. король только обещал митрополиту место в сенате и должности на Руси -православным; было запрещено иезуитам показываться в Кие­ве и в других городах, где были русские школы. На сейме 1650 г. православным дозволялись свобода веры, церковный суд, строительство храмов; они, наконец, получили ряд мо­настырей и часть церковных имений. Самым важным было то, что православным отдана еще одна епархия - Холмская. Была также восстановлена Черниговская кафедра. Однако, поляки отказались уничтожить унию и дать место в сенате право­славному митрополиту.

Вновь возгоревшаяся война с поляками оказалась не­удачной для казаков. Белоцерковский договор 1651 г. сво­дит на нет достигнутое ранее. Холмскую епархию вновь за­нял униат. С этого времени началось массовое переселение малороссов в южные степи Московского государства. Бросали свои насиженные места, жгли хаты, ехали, даже бежали на Московскую сторону.

За перепетиями борьбы между православным населением и поляками в Юго-Западной Руси внимательно наблюдали в Москве. Тяжелое положение казаков заставило Хмельницкого настойчиво просить помощи, а царь Алексей Михайлович дол­жен был предпринять решительные шаги. Осенью 1653 г. в Москве состоялся земский собор с участием патриарха и ар­хиереев, на котором было единогласно решено объявить Поль­ше войну, а казаков со всеми землями принять в Московское подданство, "ради православной веры и св. Божиих церквей, на которые папы... восстали с намерением их искоренить". Отправленное в Малороссию посольство всюду торжественно встречали народ и духовенство с крестами, образами и хоругвиями. Наконец, в январе 1654 г. совершилось великое воссоединение двух народов. Однако, митрополит Сильвестр в этом деле не принимал никакого участия и в решениях Переяславской Рады не участвовал. Митрополит не без осно­вания опасался, что при продолжении борьбы открытое учас­тие духовенства на стороне казаков вызовет месть и озлоб­ление польских войск, которые начнут преследовать право­славное духовенство и разорять храмы. Поэтому он старался показать, что покоряется Москве против воли и даже отпра­вил полякам соответствующее заявление, в котором подчер­кивалось, что духовные никогда не были бунтовщиками про­тив короли. Одновременно он проявил смиренную покорность московским властям. Характерно одно из заявлений митропо­лита Сильвестра: "Под чьею властью велит Бог... быть, под того и будет".

Присоединение Малороссии к Московскому государству поставило вопрос об отношениях между Киевской митрополией и Московским патриархатом. Сразу же после Переяславской Рады, Алексей Михайлович потребовал чтобы малороссийское духовенство было под благословением московского патриарха. Но митрополит и все духовенство предпочитали номинальное подчинение патриарху цареградскому - суровому контролю патриарха московского. Юридически Юго-западная митропо­лия оставалась в подчинении Константинопольского патриар­ха, но Московский патриарх Никон называл себя уже в 1656 году патриархом всея Великия и Малыя и Белыя России. Мит­рополит Сильвестр, со своей стороны, стал подписываться митрополитом Малыя России, а не всея России, в отличие от предшественников. В 1657 г. митрополит Сильвестр скончал­ся. Он управлял митрополией в сложное, неустойчивое вре­мя, когда часть ее перешла под власть московского царя, а часть оставалась под властью польского короля. От него требовалось немало мудрости и осмотрительности, а также и мужества, чтобы по возможности вцелости сохранить свою паству, что он делал довольно успешно.

После кончины митрополита Сильвестра Богдан Хмель­ницкий передал управление митрополией Лазарю Барановичу, епископу Черниговскому. Остальные епархии все еще принад­лежали Польше. Вскоре, Богдан Хмельницкий умер, и гетма­ном сделался в том же году Иван Выговский.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...