Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оптимизация дебиторской задолженности




 

Размер дебиторской задолженности на конец 2009 года составил 630 тыс. руб., в том числе покупатели и заказчики 310. Разработаем политику по работе с дебиторами.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами.

В таблице 34 представлен рекомендуемый регламент управления задолженностью в ООО «ЕВА».

Таблица 34 - Рекомендуемый регламент управления задолженностью

Этап управления дебиторской задолженностью Процедура Ответственное лицо (подразделение)
Критический срок оплаты не наступил Заключение договора Менеджер по продажам
Контроль отгрузки Коммерческий директор
Выставление счета Финансовая служба
Уведомления об отгрузке
Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки, а при необходимости - сверка сумм
Просрочка до 7 дней При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей Менеджер по продажам
Прекращение поставок (до оплаты) Коммерческий директор
Направление предупредительного письма о начислении штрафа Финансовая служба

 

 

Продолжение таблицы 34

Этап управления дебиторской задолженностью Процедура Ответственное лицо (подразделение)
Просрочка от 7 до 30 дней Начисление штрафа Финансовая служба
Предарбитражное предупреждение Юридический отдел
Ежедневные звонки с напоминанием Менеджер по продажам
Переговоры с ответственными лицами
Просрочка от 30 до 60 дней Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию Менеджер по продажам
Официальная претензия (заказным письмом) Юридический отдел
Просрочка более 60 дней Подача иска в арбитражный суд Юридический отдел

 

На основании отчетов по критическому сроку погашения дебиторской задолженности торговые менеджеры ежедневно контролируют ситуацию по расчетам. Часть их заработной платы зависит от своевременного погашения дебиторской задолженности.

Методы воздействия (Коэффициент полезного действия (КПД) в %

Добросовестный дебитор / Недобросовестный дебитор)

1. Устные напоминания (в зависимости от интенсивности) 10-20 / 0,1-2

2. Письменные напоминания (в зависимости от интенсивности) 15-30 / 0,1-2

3. Подача иска (сам факт) 20-40 / 5-15

4. Исполнение решения суда 30-50 / 10-20

5. Штраф, пеня, неустойка (в зависимости от размеров) 40-60 / 2-10

6. Залог (в зависимости от ликвидности) 80-90 / 70-80

7. Вероятность имиджевых потерь 30-40 / 0,1-5

8. Приостановка поставок 10-30 / | 5-20

9. Вмешательство официальных и контролирующих органов (в зависимости от учреждения) 50-70 / 20-40

Предельный период обращения дебиторской задолженности, свыше которого увеличивать ее объем невыгодно, зависит от следующих параметров:

1. норма прибыли предприятия (отношение прибыли к обороту — чем оно больше, тем больше предельный период обращения дебиторской задолженности);

2. ежемесячная прибыль предприятия без учета дебиторской задолженности (чем она меньше, тем больше предельный период обращения дебиторской задолженности);

3. капитал, вложенный в бизнес, без учета вложений в дебиторскую задолженность (чем он больше, тем больше предельный период обращения дебиторской задолженности);

4. время оборота капитала, вложенного в бизнес (чем оно больше, тем больше предельный период обращения дебиторской задолженности).

Таблица 35 – Оптимальное время обращения дебиторской задолженности при работе без наценки

Показатель Исходные данные Ед. Изм.
Норма прибыли (k) 15%  
Ежемесячная прибыль предприятия без учета ДЗ (I)   тыс. руб. в мес.
Капитал, вложенный в бизнес (C) 29 838 тыс. руб.
Время оборота капитала (T0) 7,58 мес.
  Расчетные данные  
При периоде обращения ДЗ меньше 226,2 мес. увеличивать ДЗ выгодно
В противном случае – невыгодно    

 

Таблица 36 - Оптимальное время обращения дебиторской задолженности при работе с наценкой

Показатель Исходные данные Ед. Изм.
Объем реализуемых товаров при условии отсутствия возможности взять в кредит (Q)   шт. в мес.
Объем товаров, взятых без отсрочки, при условии наличия кредита (Q0)   шт. в мес.
Норма прибыли при оплате без отсрочки платежа (k) 14,9%  
Ежемесячная прибыль предприятия без учета данной реализации (I)   тыс. руб. в мес.

 

Продолжение таблицы 36

Показатель Исходные данные Ед. Изм.
Капитал, вложенный в бизнес, без учета вложений в данную дебиторскую задолженность (C) 29 838 тыс. руб. в мес.
Цена за товар, взятый без отсрочки платежа (p)   тыс. руб.
Время отсрочки платежа (T) 1,00 мес.
Время оборота капитала (T0) 1,00 мес.
Наценка за кредит (g) 10,0% % в мес.

 

Таблица 37 – Расчетные данные рентабельности

  Расчетные данные  
Предоставлять услуги в кредит при данных условиях выгодно, если объем услуг, взятых в кредит, больше 13 шт. в мес.
Рентабельность при условии отсутствия кредита (r0) 0,67459% в мес.

 

Таблица 38 – Изменение рентабельности от уровня кредита

Объем услуг, взятых в кредит (шт. в мес.) Рентабельн. Рентабельность при условии отсутствия кредита
  0,65369% 0,67459%
  0,66162% 0,67459%
  0,66954% 0,67459%
  0,67745% 0,67459%
  0,68536% 0,67459%
  0,69326% 0,67459%
  0,70116% 0,67459%
  0,70905% 0,67459%
  0,71693% 0,67459%
  0,72480% 0,67459%
  0,73267% 0,67459%
  0,74053% 0,67459%
  0,74839% 0,67459%
  0,75623% 0,67459%
  0,76408% 0,67459%
  0,77191% 0,67459%
  0,77974% 0,67459%
  0,78756% 0,67459%
  0,79537% 0,67459%

Рисунок 3 – Зависимость рентабельности от объема услуг, взятых в кредит

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...