Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и условия научения






Условия научения.

Тренер должен знать, как происходит процесс научения и какие условия помогают научению. В частности, он должен понимать, как влияют структура учебного материала и различные действия тренера и ученика на эффективность усвоения различных предме­тов. Следует также определить условия, облегчающие перенос знаний из теоретической плоскости в практическую и снижающие вероятность забывания материала или утраты умения.

• Влияние материала.

Условия научения должны быть организованы с учетом конкрет­ного материала, подлежащего усвоению.

• Индивидуальные различия.

Существует целый ряд индивидуальных факторов, оказывающих большое влияние на процесс научения. Наряду с очевидными фак­торами, такими как уровень интеллекта, способности, возраст и уровень образования учеников, в последние годы были установ­лены другие факторы, способные существенным образом повли­ять на легкость научения. К ним относятся личностные характе­ристики и индивидуальный стиль научения.

Последовательность подачи материала

Основополагающим моментом при составлении программы тренин­га является последовательность подачи материала. Правильная по­следовательность облегчает процесс научения и делает его более эф­фективным. И здесь за основу могут быть взяты общие «правила» по­дачи учебного материала (переход от легкого к трудному, от простого к сложному, от известному к новому и т. п.). Кроме того, логичная и разумная последовательность в последующем помогает ученикам вспомнить материал.

Однако для определения последовательности, наиболее соот­ветствующей конкретной ситуации, тренеру, возможно, придется провести дополнительные наблюдения и анализ, которые позволят отделить опытных исполнителей от новичков, с последующей эмпи­рической проверкой разных последовательностей. Формы анализа, которые могут быть использованы для этой цели, описаны в главе 5. Например, иерархический анализ заданий или анализ алгоритмов обеспечивает тренера информацией о последовательности выполне-


164


 

Глава 7


ния процедур. В когнитивной сфере (знания, понимание, интеллек­туальные умения) может быть применен анализ предмета, позволяю­щий построить иерархию учебного материала, установить необходи­мые предпосылки научения и тем самым определить последователь­ность подачи учебного материала. Анализ комплексных моторных или физических умений может выявить, что для овладения комплек­сным умением требуется овладеть некими более простыми умения­ми, которые могут или должны быть усвоены в определенной по­следовательности, задающей «естественную» и логичную последова­тельность подачи учебного материала.

В сфере межличностного взаимодействия некоторым базовым на­выкам, например умению слушать собеседника и задавать вопросы и соответствующему невербальному поведению следует обучать одно­временно. Опыт тренерской работы, да и просто здравый смысл под­сказывают, что обучение более тонким социальным умениям, в част­ности, тем, которые связаны с консультированием, должно произво­диться лишь после того, как сформированы базовые умения.

Готовность ученика

Готовность ученика к приобретению новых знаний и умений можно исследовать с разных сторон. Ученик должен быть готов интеллекту­ально, эмоционально и физически, кроме того, он должен иметь со­ответствующую установку и мотивацию. Хотя мы рассматриваем эти компоненты по отдельности, в действительности они часто перепле­таются и взаимодействуют друг с другом, обусловливая успешность обучения.

Если говорить об интеллектуальной готовности, то к настоящему моменту тренер уже должен иметь ясное представление об исходном уровне знаний и умений учеников, их потенциальной способности к обучению и специальных способностях, необходимых для усвоения предполагаемого содержания тренинга. Эта информация может быть получена в ходе изучения образовательного и профессионального опыта учеников, а также с помощью диагностических или психоло­гических тестов. Например, для обучения инженерно-механическим умениям требуется наличие механических и пространственно-визу­альных способностей, тогда как для коммерсантов важнее вербаль­ные, канцелярские и арифметические умения.


Принципы и условия научения

 

Нужно и нельзя Примеры поведения
Нужно Показывать, что каждый ученик может внести вклад принимая во внимание и обсуждая идеи и точки зрения учеников
Нельзя Облегчать задачу выполняя трудные задания за уче­ника
Нужно Побуждать их обращаться к вам за по­мощью только при необходимости не спешить помогать им
Нельзя Делать что-то за ученика, когда он просит о помощи; вместо этого — побуждать его справиться с заданием самостоятельно давая только ключ или намекая
Нужно Побуждать учеников находить и исправ­лять свои ошибки предоставляя им образцы и направляя их с помощью вопросов
Нельзя Делать обучение слишком легким дробя материал на мелкие части. Пусть ученик сам разобьет материал на части
Нужно Предоставлять им достаточно времени на решение сложной задачи Дать время на обдумывание. Нехват­ка времени может быть стрессоген­ным фактором
Нельзя Давать нереалистическую обратную связь осыпая ученика незаслуженными похвалами или упреками
Нужно Воспитывать в учениках заинтересован­ность в том, чтобы научиться делать что-то хорошо обсуждая с ними возможные пути научения
Нельзя Умалять старания учеников высмеивая их или сравнивая друг с другом
Нужно Развивать в учениках способность самостоятельно оценить сделанную работу Дать им возможность проверить свою работу и оценить ее качество
Нельзя Давать слишком легкие или слишком трудные задания выбирая задания, не соответствую­щие прошлому опыту учеников
Нужно Подвести учеников к осознанию того, что практические упражнения необходимы и для овладения умениями и для формирования навыков Побуждать их проделывать работу несколько раз, подробно разбирая все ошибки

Рис. 7.1. Некоторые «нужно» и «нельзя» тренерской работы (Downs, Perry, 1984)



Глава 7


Впрочем, интеллектуальная готовность ученика не ограничивает­ся только наличием общей способности к обучению или специальных способностей к усвоению специфического материала. Вполне воз­можно, что в процессе ранее пройденного тренинга и обучения чело­век «научился учиться», т. е, выработал определенные стратегии обу­чения, которые облегчают задачу усвоения нового материала и раз­вития новых умения.

Существует ряд исследований, посвященных поиску путей со­вершенствования процесса обучения. Даунс и Перри (Downs, Perry, 1982, 1984) разработали краткие тренинговые курсы, задачей которых было научить ученика учиться. Например, одна из программ пред­усматривала специальные упражнения, направленные на развитие общей способности ученика к запоминанию и пониманию.

В другой программе, рассчитанной на супервайзеров, ответствен­ных за проведение тренинга на рабочем месте, использовался специ­ально разработанный чек-лист, содержащий примеры поведения, ко­торые должно и нельзя демонстрировать тренеру, чтобы научить уче­ника учиться. Таблица на рис. 7.1, в которой приводятся некоторые «нужно» и «нельзя», помогает понять идею Даунса и Перри.

В общем и целом можно сказать, что ученики, которые «научились учиться» — это более активные ученики, готовые взять на себя ответ­ственность за свое обучение и имеющие навык научения. Они более сосредоточены и более открыты для нового опыта, и поэтому им лег­че воспринять и усвоить содержание тренинга. Если говорить о тре­нинге менеджеров, то здесь, по мнению Мамфорда (Mumford, 1986), «обучение научению» имеет следующие позитивные эффекты.

• Рост обучаемости учеников.

• Снижение фрустрации от вынужденного участия в неэффектив­ных учебных процедурах.

• Рост мотивации к обучению.

• Понимание того, что неспособность ученика к научению конкрет­ному виду деятельности не означает, что он не готов или не спосо­бен к обучению вообще.

• Снижение зависимости от преподавателя.

• Возможность применения и развития «формальных» знаний и умений на практике.

Даунс и Перри (Downs, Perry, 1985) обращают внимание на еще одно преимущество, сопряженное с «обучением научению». Оно со-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...