Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание «Технологической карты» обучения в системе РО




Лекция 10

(по А.Б. Воронцову)

Под проектированием урока понимается прогнозирование нескольких возможных вариантов развития событий в зависимости от создавшейся ситуации. Учитель должен по возможности быть готов к любому «непредвиденному» повороту урока.

Логика разворачивания предметного содержания в рамках учебной деятельности определила последовательность этапов работы учителя, которая выражается в особых типах уроков, характерных только для системы РО.

Тип урока Цель Структура (этапы) урока Содержание Результат Формы работы  
1.     Э Т А П     П О С Т А Н О В К И     У Ч Е Б Н О Й     З А Д А Ч И   Выде-лить задачу, орга-низо-вать пред-метные дейст-вия детей так, чтобы они «уви-дели» задачу.   1.Создание ситуации успеха. Дается конкретно-практическая задача, которая решается известным ребенку способом и является определенной ступенькой к дальнейшему разворачиванию событий на уроке.   1.Эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями положительная, оценка учителем достижений учащихся. 2.Фон, на котором более четко проявится второй этап – разрыв. Индиви-дуальная  
2.Возникно-вение ситуации «интеллек-туального конфликта», разрыва. Дается конкретно-практическая задача близкая по внешним признакам к той, что использовалась в ситуации успеха, но с новым содержательным элементом. Выявление их скрытого различия и есть основание для нового способа или понятия. Фиксация на доске разных вариантов решения одной и той же задачи. Индиви-дуаль-ная, парная, груп-повая  
3.Фиксация места «разрыва» в графико-знаковой форме. Обсуждая предложенные способы решения задачи, дети вместе с учителем определяют, в чем различия в решениях, предложенных разными группами, и пытаются зафиксировать возникшую проблему в виде схематического рисунка, схемы, знака и т.п. Фиксация в графико-знаковой форме в рабочей тетради каждого ученика ситуации интеллектуально-го конфликта. Группо-вая  
4.Формули-рование учебной задачи учащимися и учителем Возврат к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной задачи, которую им предстоит решать на последующих уроках. Формулировка учителем с учетом предложений учащихся учебной задачи. Домашнее задание в виде рассказа с помощью тетради родителям (1-2 кл), или собственной рефлексии той проблемы, которая возникла на уроке. Принятие учебной задачи. Группо-вая, индиви-дуальная  
2. Э Т А П   Р Е Ш Е Н И Я   У Ч Е Б Н О Й   З А Д А Ч И       подтип урок   моделирования Поиск общего способа реше-ния широ-кого класса практи-ческих задач.   Поиск общего способа реше-ния широ-кого класса практи-ческих задач. 1.Преобра-зование условия задачи.   Учащиеся возвращаются к учебной задаче, зафиксированной в рабочих тетрадях на предыдущем уроке. Учитель совместно с детьми преобразовывает условие задачи таким образом, чтобы можно было вычленить существенные данные. Выделение существенных признаков Индиви-дуаль-ная, парная, груп-повая  
  2.Собствен-но моделиро-вание.   Выявленные существенные данные задачи дети пытаются зафиксировать в графической модели с целью выявления связи между ними. В процессе обсуждения результатов групповой работы выбирается модель, с помощью которой наиболее полно можно изучить свойства объекта в «чистом виде". Груп-повая  
3.Преобразо-вание модели Работа с моделью. Изменяя условия задачи, ученики осуществляют преобразование модели, которое позволяет всесторонне изучить выявленные связи и отношения между составными частями данной задачи. Фиксация в знаковой форме выявленных связей и отношений внутри данной задачи. Груп-повая, парная, индиви-дуальная  
урок конструирования   Конст-руиро-вание общего способа (поня-тия) реше-ния учебной задачи   На основе построения «содержательной абстракции и содержательного обобщения» конструируется новое понятие (способ). Дети пытаются своими силами «изобрести» новый способ решения задачи.     Фиксация в «тетрадях открытий» сформированного понятия (открытого способа решения задачи), рефлексия, в результате которой формулируется тема урока. Груп-повая  
  Э Т А П Р Е Ш Е Н И Я Ч А С Т Н Ы Х З А Д А Ч   1Урок конкретизации открытого способа   Практи-ческое овладе-ние учащи-мися уже уста- новлен-ным обоб-щенным спосо-бом дейст-вия или поня-тием на уровне навыка, позво-ляюще-го решать кон-кретно-частные задачи, форми-рование дейст-вий контро-ля и оценки.         Учитель вместе с детьми решает определенный круг частных задач, которые должны помочь каждому ребенку освоить пока еще новый для него способ действия или понятие.   Овладение новым способом, понятием, навык решения конкретно-частных задач.   Груп-повая, парная, индиви-дуальная  
  Э Т А П Р Е Ш Е Н И Я Ч А С Т Н Ы Х З А Д А Ч     Э Т А П Р Е Ш Е Н И Я Ч А С Т Н Ы Х З А Д А Ч   Тип Цель     Подтип урока   Содержание и организация Результат Формы работы  
Урок контроля Опреде-ление уровня первич-ного усвое-ния данного способавыявле-ние наибо-лее слабых звеньев для каждого ученика А) проведе-ние тестовых диагностических работ; Проводятся на входе в этап решения частных задач и на выходе, перед созданием ситуации успеха. Определение уровня освоения учеником каждой элементарной операцией в отдельности Индиви-дуальная  
Б) самостоя-тельная работа учащихся;   Включает в себя самостоятельную работу, самостоятельный контроль и оценку учеником своих действий. Выработка инструмента самоконтроля и самооценки. Индиви-дуальная парная  
В) провероч-ная работа;   Проводится в середине следующей темы на проверку знаний учащихся по предыдущей теме. Затем проводится содержательный анализ сделанных ошибок, на основе которого составляется вторая проверочная работа со всеми правильными и неправильнами способами решения, после чего учащиеся выполняют вторую работу, выделяя из всех предложенных вариантов правильный Выявление ошибок, носящих устойчивый характер, определение уровня познавательного интереса учащихся, отслеживание (в динамике) способностей учащихся определять свои возможности (прогностическая оценка) и выполнять предложенные задания с их учетом. Индиви-дуальная парная  
Г) контроль-ная работа;   Оценивается граница знаний учащихся, их способность самостоятельно определять эту границу, закладывать основы учебной самооценки. Определяется «зона ближайшего развития» учащихся. Индиви-дуальная  
Урок контроля    
Д) стартовые и итоговые администра-тивные работы Стартовые работы проводятся в начале сентября без специального повторения. Итоговые в мае. Фиксация уровня «остатка знания» после летних каникул. Результат сравнения итоговой и стартовой работы заносится учащимися в специальную таблицу. На основе данных стартовой работы, планируются темы для повторения. Индиви-дуальная  
Урок оценки   А) уроки работы с эталонами оченки; Создание условий для того, чтобы ребенок в своей работе не упускал из виду эталон, умел оперировать им, делать выводы, ставить себе задачу по совершенствованиюподлежащего усвоению действия. Способ фиксации оценки Индивидуальная  
Б) уроки выработки собственных эталонов детьми;   Выработка собственных эталонов в виде точки зрения, позиции, вкуса. Эталон оценки Парная, груп-повая  
В) уроки социальной значимости;   Выполнение творческих, познавательных заданий, требующих оценки взрослого. Осознание общественной значимости результата собственного труда. Индиви-дуальнаяпарная, груп-повая  
Г) уроки анализа и корректиров-ки выполнен-ных работ Работа с видеоматериалами, с продуктами деятельности детей, с целью их «редакции». Оценочная активность как самостоятельная оценочно-познавательная деятельность.   Индиви-дуальная  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...