Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок решения частных задач




Уроки данного типа можно условно разделить на две группы:

уроки решения частных задач на конкретизацию обще­го способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи;

уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия.

Формирование навыка в системе развивающего обучения имеет свои особенности. Известно, что навык в традиционной системе обучения вырабатывается с помощью ряда однотипных упражнений, доведения их выполнения до автоматизма. Одна­ко здесь если и можно говорить об эффективности такого спосо­ба, то лишь по отношению к конкретно-практическим задачам обиходного типа (письмо, счет).

В условиях же использования обобщенного способа реше­ния задач теоретического типа вопрос формирования навыка ос­тается практически неразработанным. Например, овладение способом решения орфографических задач еще не дает гаран­тии письма без ошибок. В программе обучения русскому языку особая роль отводится так называемому списыванию. Предпо­лагается, что задача на списывание, условием которой являет­ся выделение или пропуск орфограмм слабых позиций, форми­рует орфографическую зоркость, а следовательно, позволяет в процессе письма не делать ошибок. Однако подобный способ формирования именно навыка является искусственным.

Задача на списывание, вводимая внутри языковой предмет­ной области, и задача грамотного письма — это принципиаль­но разные смысловые задачи. В первом случае это задача на кон­троль собственного способа действия. Письмо же вообще есть не цель, а средство решения какой-то другой задачи. В соответ­ствии с известным механизмом сдвига мотива на цель у ре­бенка должна возникнуть потребность в адекватном применении средства (в данном случае письмо без ошибок). Можно предположить, что основным условием формирования навыка в развивающем обучении является постановка перед ребенком таких задач, где неадекватное применение средства обеспечи­вает или осложняет решение основной задачи. Особое значение здесь имеют задачи на общение, сотрудничество. Непонимание, искажение текста с ошибками, оценочное отношение к ошибке придает смысл правильному написанию. Поэтому общим прин­ципом формирования навыка по применению найденного ново­го способа является немедленное его практическое применение в качестве средства решения задачи из другой предметной обла­сти. Контекст практики помогает ребенку видеть свою учебную деятельность не как оторванную от реальной жизни область, ори­ентированную на далекую перспективу («когда-нибудь пригодит­ся»), а позволяющую уже сегодня, сейчас решать новые практи­ческие задачи по расширению своего «Я».

Учебная деятельность в этом случае приобретает форму жизнедеятельности. Она органично входит в жизнедеятель­ность, становится ее основным средством. Использование спо­соба, полученного в одной предметной области, как средства решения задач в других предметных областях позволяет ребен­ку видеть мир целостным, обнаружить взаимосвязь между пред­метами — сторонами единого мира.

В связи с этим следует конкретизировать понятие оценки как учебного действия. В теории учебной деятельности она рас­сматривается лишь в рамках определенной предметной облас­ти: соответствие найденного способа решению. Личностная оценка есть анализ соответствия целей практического действия средствам их достижения. С этой точки зрения небезразлична грамматическая ошибка, допущенная ребенком в описании ус­ловий математической задачи.

Разработка серии специальных задач, где обмениваются цели и средства, в различных предметных областях является необходимым условием формирования навыка, обретающего для ребенка личностный смысл. Именно тогда реализуется пол­ная осознанность совершаемого действия: рефлексия на всю совокупность средств, используемых в задаче.

Такие задачи должны быть сконструированы так, чтобы у ребенка возникли определенные трудности (в осознании усло­вий, описании результатов и т. п.), требующие от него специ­ального обращения к действию со средством.

 

Урок контроля и оценки

Учебные действия контроля и оценки имеют рефлексивную природу, они являются неотъемлемым звеном каждого акта учебной деятельности.

Основная цель урока контроля и оценки для учителя: че­рез контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понима­ния границ его применения.

На уроке контроля и оценки целенаправленно осуществля­ется передача учащимся учительских функций контроля и оценки действий. При этом младшие школьники осваивают позиции «учителя» и «учащегося».

Задания, которые предлагаются для выполнения на уроке данного типа, должны отвечать следующим требованиям:

1.Они должны быть подобраны так, чтобы дети целена­правленно использовали известный способ действия (действо­вали в соответствии с планом) и способы самопроверки при его использовании.

2.Обязательными являются задания, содержащие ошибки, связанные с использованием изученного способа действия. Их выполнение предполагает поиск, обнаружение, исправление ошибок и анализ их причин. Как умение младшего школьника найти, исправить ошибку и объяснить ее причину, так и неуме­ние ее обнаружить является для учителя достоверным показа­телем качества овладения учащимся определенным способом действия.

3.Среди предложенных на уроке заданий должны быть за­дания с «ловушками». Объясняя смысл «ловушек», дети сно­ва будут возвращаться к характеристике исходного отноше­ния, лежащего в основе понятия. При этом обязательными являются задания, выводящие учащихся на определение гра­ниц применения изученного способа действия, границ своего знания и незнания, а также содержащие ситуации открытого незнания.

На уроках контроля и оценки младшие школьники действу­ют в соответствии со знакомым планом действия. Они череду­ют развернутые и сокращенные формы контроля, используют специальные способы самопроверки. Дети учатся разграничи­вать собственное знание и незнание, задавать «умные вопросы», осознанно отказываться от выполнения некоторых заданий. Вместе с учителем они выделяют критерии оценивания качества освоения определенного способа действия и учатся оцени­вать свою работу в соответствии с этими критериями.

Учащимся должна быть предоставлена возможность выбо­ра для выполнения заданий из предложенных, а также возмож­ность составления проверочных работ (в том числе заданий с «ло­вушками») для одноклассников или детей из другого класса.

Уроки проведения диагностических и контрольных работ яв­ляются разновидностями уроков контроля и оценки. В ходе уроков этого типа младшие школьники контролируют процесс и результат использования известного способа действия, овла­девают так называемым контролем-вниманием. Вситуа­ции появления новой учебной задачи они анализируют соответ­ствие плана действия ее условиям и овладевают рефлексивным контролем.

Основные компоненты в структуре урока контроля и оценки:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...