Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гимнастика для мышц шеи. Логопедический массаж язычной мускулатуры. Схема логопедического массажа язычной мускулатуры. Направление движения




Гимнастика для мышц шеи

Гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомен­дуются:

1. Наклоны головы вправо-влево и вперед-назад с нара­
щиванием нагрузки от 1—3 до 10—12 раз.

2. Круговые движения головой — не более 3 раз в каж­
дую сторону.

На начальном этапе эта гимнастика может выполняться пассивно руками логопеда или родителя.

Логопедический массаж язычной мускулатуры

При недостаточной подвижности языка проводят мас­саж с помощью деревянного шпателя, зубной щетки, либо большим и указательным пальцами правой руки (в напаль­чниках).


 


30 Логопедический массаж


            Логопедический массаж 31


     
 




Продольные мышцы

Вертикальные мышцы

Поперечные мышцы

Активизация мышц

Подъязычная уздечка

Схема логопедического массажа язычной мускулатуры

Направление движения

Тип движения

поглаживающие

Массируемые мышцы языка

от корня или средней части к кончику

от корня языка к кончику и обратно

ритмичное надавливание, проведение щетиной зубной щетки

поглаживающие

из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно

от корня к кончику

потягивание

вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щетки

снизу вверх до легких болевых ощущений


Рекомендации логопелу

Массаж языка выполняется только специалистом! Масса­жу лица можно обучить и родителей.

ш Зубная щетка и напаль­чники для массажа должны быть индивидуальными для каждого ребенка. Щетку и напальчники необходимо промывать горячей водой с мылом после каждого приме­нения. Надетые на пальцы напальчники нужно протереть медицинским спиртом перед применением. Марлевые сал­фетки предназначены для од­норазового использования.

■ Массаж выполняют
большим и указательным
пальцами правой руки, оде­
тыми в напальчники, или
зубной щеткой. Большим и
указательным пальцами ле­
вой руки аккуратно придер­
живают язык. Пальцы необ­
ходимо обернуть стерильной
марлевой салфеткой.

■ Каждое движение по­
вторяют 4—6 раз.

■ Вибрирующие движе­
ния выполняются в течение
5—10 секунд.


32  Логопедический массаж


Логопедический массаж 33


 


 


■ При отклонении языка в какую-либо сторону (одно­сторонняя спазма) спасти­ческую часть языка расслаб­ляют поглаживанием, а вя­лую, наоборот, укрепляют с помощью глубоких размина­ний и вибрации.

Чтобы определить, в ка­кую сторону отклоняется язык, попросите ребенка широко открыть рот и высу­нуть язык. Пусть он удержи­вает язык в спокойном по­ложении некоторое время. Через несколько секунд, а возможно и сразу, вы заметите отклонение языка. Та сто­рона, в которую он отклоняется, — спастическая, проти­воположная — вялая.

■ Массаж рекомендуется выполнять через день.

■ Количество сеансов зависит от степени выраженности
дефекта.

■ Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артику­
ляционной гимнастиками. Комплексы составляются инди­
видуально для каждого ребенка с учетом характера наруше­
ний произношения. Начальный комплекс, рекомендуемый
для детей, страдающих дизартрией, в том числе ее стертой
формой, представлен далее. После того как ребенок овла­
деет упражнениями этого комплекса, необходимо добавить
новые, более сложные, с учетом дефекта звукопроизноше-
ния малыша.


Логопедический массаж мягкого нёба при коррекции ринолалии

(послеоперационный период)

При коррекции ринолалии и нарушений голоса, связан­ных с ней, рекомендуется массаж мягкого нёба как вспо­могательная реабилитационная терапия в послеоперацион­ный период. Как уже отмечалось ранее, устранение всех видов ринолалии предполагает оперативное вмешательство, направленное на восстановление анатомо-физиологических функций органов ротовой и носовой полостей.

Разминание рубцовой ткани производится по следующей схеме:

■ Поглаживающие движения по линии шва вперед-на­
зад до границы твердого и мягкого нёба.

■ Поглаживающие движения по линии шва вправо-вле­
во вдоль границы твердого и мягкого нёба.

■ Чередование поглаживающих движений с надавлива­
ющими по вышеуказанным направлениям.

■ Легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесе­
нии звука а. Рот широко открыт.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...