Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к проведению проверки




 

На стадии подготовки к проверке прокурору необходимо тщательно изучить основные международно-правовые акты в об-ласти защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а также российские законодательные акты, регули-рующие порядок и определяющие условия содержания задер-жанных и заключенных под стражу. К данным актам прежде все-го относятся: Конституция Российской Федерации (ст.ст. 2, 18, 21, 23, 45, 46, 48, 55); Конвенция о защите прав человека и основ-ных свобод 1950 г.; Уголовно-процессуальный кодекс Россий-ской Федерации (УПК РФ); Федеральные законы: «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре-ступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ; «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г.

 

№ 323-ФЗ; «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ.

Прокурор должен также знать положения подзаконных норма-тивных и ведомственных правовых актов, регламентирующих условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых, изучить правоприменительную практику по данному вопросу. К таким актам относятся: постановление Правительства Российской Федерации «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозре-ваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время» от 11 апреля 2005 г. № 205; приказ МВД России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содер-жания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» от 22 ноября 2005 г. № 950; приказ Минюста России «Об утвержде-нии Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 14 октября 2005 г. № 189; приказ ФСБ России «Об утверждении Правил внутреннего рас-порядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и


 


обвиняемых пограничных органов» от 24 марта 2010 г. № 140; приказ Минюста России «Об утверждении норм вещевого до-вольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся

 

в следственных изоляторах» от 3 декабря 2013 г. № 216; приказ МВД России № 1115, Минздрава России № 475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» от 31 декабря 1999 г.; приказ Минздравсоцраз-вития России № 640, Минюста России № 190 «О Порядке орга-низации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» от 17 ок-тября 2005 г.

 

Основные требования к организации прокурорского надзора и специальные задачи рассматриваемого надзорного направления установлены в приказе Генерального прокурора Российской Фе-дерации «Об организации надзора за исполнением законов адми-нистрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стра-жей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 16 января 2014 г. № 6.

В то же время следует помнить, что Приказ Генерального про-курора Российской Федерации от 16 января 2014 г. № 6 не регла-ментирует организацию прокурорского надзора за исполнением законов в изоляторах временного содержания, которые имеются в МВД России и пограничных войсках ФСБ России.

Порядок осуществления проверок законности пребывания в изоляторах временного содержания граждан, задержанных по подозрению в совершении преступлений, регламентирован при-казом Генерального прокурора Российской Федерации «Об орга-низации прокурорского надзора за соблюдением законодатель-ства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» от 8 августа 2011 г. № 237.

 

Кроме того, при подготовке и проведении проверок прокурор должен руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном су-допроизводстве» от 27 ноября 2007 г. № 189.

 

При подготовке и согласовании отчетов, содержащих данные о количестве заключенных под стражу, необходимо проводить сверки с отчетными данными подразделений Федеральной служ-бы исполнения наказаний Российской Федерации о количестве


 


лиц, освобожденных органами следствия, дознания и судом. В случае несоответствия данных о количестве освобожденных из-под стражи лиц и данных о количестве заключенных под стражу необходимо устанавливать причины расхождения данных, доби-ваться внесения достоверных сведений и привлечения к ответ-ственности лиц, допустивших сокрытие указанных фактов.

 

Серьезного отношения на этапе подготовки к проверке заслу-живает такой элемент организации прокурорского надзора за ис-полнением законов, как информационное обеспечение надзорной деятельности прокурора. Исходными данными этой информаци-онно-аналитической работы, в том числе источниками информа-ции о нарушении законов в этой сфере, служат статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских, арбитражных дел, производств об административ-ных правонарушениях, данные контролирующих органов, пред-ложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, со-общения средств массовой информации и иные сведения. На эта-пе подготовки к проверке на основе имеющихся сведений целе-сообразно предварительно проанализировать и обобщить ин-формацию о состоянии законности в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания (СИЗО или ИВС). Это позво-лит определить задачи проверки, а также круг вопросов в дея-тельности администрации указанных учреждений, которым сле-дует уделить особое внимание. На этапе подготовки к проверки необходимо рассмотреть вопрос о привлечении к проверке спе-циалистов, обладающих специальными познаниями.

 

Вопросы, подлежащие выяснению

При проведении проверки

 

В соответствии с п. 1.1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 8 августа 2011 г. № 237 основное внимание прокуроры должны обращать на наличие оснований заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раз-дельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиня-емых, подсудимых, а также лиц, арестованных в администра-тивном порядке. В пункте 1.3 этого Приказа предлагается прак-тиковать проведение проверок мест содержания задержанных и заключенных под стражу в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни.

 

В соответствии с п. 1.4 Приказа Генерального прокурора Рос-сийской Федерации от 27 ноября 2007 г. № 189 в каждом случае задержания граждан по подозрению в совершении преступлений


 


необходимо выяснять основания и мотивы такого решения, про-верять соблюдение прав подозреваемых.

 

В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении

 

к лицу незаконных методов ведения следствия прокурор обязан организовывать проверку, а при наличии к тому оснований сле-дует выносить мотивированное постановление и направлять ма-териалы для решения вопроса об уголовном преследовании в со-ответствующий следственный орган.

Кроме того, согласно Приказу Генерального прокурора Рос-сийской Федерации от 27 ноября 2007 г. № 189 необходимо ре-гулярно, в том числе в вечернее и ночное время, проверять за-конность содержания под стражей подозреваемых и обвиняе-мых в совершении преступлений. При выявлении лиц, содер-жащихся там без законных на то оснований, а также лиц, срок содержания под стражей которых истек, необходимо незамед-лительно принимать меры к их освобождению. По каждому факту незаконного содержания граждан в следственном изоля-торе следует проводить проверки, материалы которых при наличии оснований должны передаваться в соответствующие следственные органы. В случае обнаружения иных нарушений закона прокуроры обязаны тщательно выявлять их причины и принимать меры к их устранению.

 

В ходе проверки мест содержания задержанных и заключен-ных под стражу необходимо установить:

1. Соответствует ли санитарная площадь в камере на одного человека установленным нормам. В соответствии со ст. 23 Феде-рального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

 

В постановлениях Европейского Суда по правам человека ука-зано, что ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. обязывает государство организовать свою пени-тенциарную систему таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, несмотря на проблемы материально-технического либо финансового характера. Европейский Суд от-метил, что недостаток личного пространства, предоставляемого в российских следственных изоляторах заключенным, порой настолько критичен, что это само по себе является нарушением ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Суд отмечает, что в обязанность властей входит защита


 


физического благополучия заключенных вследствие нахождения их в уязвимом состоянии.

 

Во избежание в дальнейшем нарушений положений Конвен-ции, отмеченных Европейским Судом в своих постановлениях, прокурорам субъектов Российской Федерации следует постоянно требовать от руководителей пенитенциарных учреждений и тер-риториальных органов ФСИН России приведения условий со-держания в соответствие с нормами действующего законодатель-ства и международными стандартами. При осуществлении надзорных функций с учетом характера и распространенности нарушений законов в конкретном субъекте Российской Федера-ции надлежит использовать наиболее эффективные формы и ме-тоды реализации полномочий прокурора для достижения поло-жительных результатов.

 

2. Обеспечиваются ли подозреваемые и обвиняемые ежеднев-ным бесплатным горячим трехразовым питанием по нормам, установленным Постановлением Правительства Российской Фе-дерации от 11 апреля 2005 г. № 205. В соответствии с указанным Постановлением устанавливается следующее количество продук-тов на одного человека в сутки: хлеб пшеничный из муки II сор-та — 200 г, мясо — 100 г, рыба — 100 г, сахар — 30 г, карто-фель — 450 г для женщин и 500 г для мужчин, овощи — 250 г, молоко коровье — 200 мл для женщин и 100 мл для мужчин, крупа разная — 90 г, макаронные изделия — 30 г и т. д.

 

3. Выдаются ли подозреваемым и обвиняемым бесплатно по-стельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло), постельное белье (две простыни, наволочка), полотенце, столовая посуда и столовые приборы на время приема пищи (миска, кружка, лож-ка), мыло хозяйственное, бумага для гигиенических целей, настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды), издания пе-риодической печати, предметы для уборки камеры, швейные иг-лы, ножницы, ножи для резки продуктов питания.

4. Оборудованы ли камеры индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шка-фом для хранения индивидуальных принадлежностей и продук-тов, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одеж-ды, радиодинамиком для вещания общегосударственной про-граммы, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для пи-тьевой воды, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, тазами для гигиенических целей и стирки одежды и др.


 


5. Предоставляется ли подозреваемым и обвиняемым возмож-ность еженедельной помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

 

6. Выдаются ли подозреваемым и обвиняемым письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка) для написания пред-ложений, заявлений и жалоб по их просьбе.

 

7. Пользуются ли подозреваемые и обвиняемые ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовер-шеннолетние — не менее двух часов.

 

8. Оказывают ли в местах содержания задержанных и заклю-ченных под стражу медицинскую помощь, выполняются ли сани-тарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоро-вья подозреваемых и обвиняемых.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что не всегда проводятся первичные или текущие медицинские осмотры, флюорографическое обследование лиц, находящихся в следственных изоляторах.

 

Одной из причин высокой смертности осужденных является неквалифицированное, несвоевременное оказание медицинской помощи и использование устаревшего оборудования. В 2009 г. в следственных изоляторах зарегистрирован 521 смертный случай.

9. Обеспечена ли медчасть лекарственными средствами, а также необходимыми для оказания медпомощи аппаратурой и оборудованием, нет ли лекарственных препаратов с истекшими сроками годности.

10. Имеется ли в изоляторе лицензия на осуществление меди-цинской деятельности. В случае отсутствия лицензии (лицензий) необходимо установить причины, а также выяснить, какие меры принимались администрацией к получению лицензий, оценить достаточность этих мер.

11. Соответствуют ли места содержания задержанных и за-ключенных под стражу требованиям пожарной безопасности. Укомплектован ли изолятор первичными средствами тушения пожара, допускается ли использование в отделке помещений горючих материалов без обработки противопожарным составом, надлежащим ли образом обеспечивается возможность эвакуа-ции, оборудовано ли помещение автоматической пожарной сиг-нализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, проводилась ли проверка работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода, имеются ли знаки пожарной безопасности на путях эвакуации из помещений изолятора.


 


12. Соблюдаются ли требования, предусмотренные законода-тельством, о раздельном содержании различных категорий подо-зреваемых и обвиняемых. Так, раздельно должны содержаться: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ра-нее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые и др. В том числе не допускается совместное содер-жание в изоляторах подозреваемых и обвиняемых, являющихся или являвшихся судьями, адвокатами, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов, налого-вой инспекции, сотрудниками правоохранительных органов, с подозреваемыми и обвиняемыми, не относящимися к таковым.

 

Оценивая законность применения физической силы или спе-циальных средств, прокурор должен установить не только соот-ветствие закону оснований их применения, но и соблюдение предусмотренных ст. 28 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-1, ст. 19 Фе-дерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ условий их применения. О каждом случае применения водометов

и бронемашин администрация изолятора в течение 24 часов с момента их применения обязана уведомить прокурора.

 

Начальники изоляторов обязаны сообщать прокурору обо всех фактах наступления в результате применения физической силы, специальных средств или оружия смерти заключенных или иных лиц либо причинения им ранений. В интересах максимальной объективности в подобных случаях целесообразно оперативно провести проверку обстоятельств, причин и условий применения с выездом на место.

 

В ходе проверки прокурору необходимо обратить внимание на соблюдение должностными лицами изолятора порядка примене-ния мер взыскания. Установленный Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в со-вершении преступлений» перечень поощрений и взысканий явля-ется исчерпывающим. В связи с этим прокурору необходимо проверять, не применяются ли к подозреваемым и обвиняемым меры воздействия, не предусмотренные законом. Прокурор дол-жен пресекать случаи неоправданного предоставления обвиняе-мым и подозреваемым дополнительных льгот и одновременно осуществлять надзор за тем, чтобы налагаемые взыскания соот-ветствовали тяжести и характеру совершенного проступка. Оцен-ка законности применения взысканий к указанным лицам вклю-чает в себя следующие критерии: обоснованность наложения


 


взыскания (подтверждены ли совершенное нарушение и винов-ность наказанного лица соответствующими документами); сораз-мерность взыскания содеянному проступку и личности наруши-теля; своевременность наложения взыскания; соблюдение уста-новленного законом порядка наложения взыскания. Основными документами, удостоверяющими нарушения режима, являются акты, рапорты, докладные записки сотрудников учреждения. К указанным документам должны приобщаться: письменное объяс-нение нарушителя, объяснения очевидцев, акт медицинского освидетельствования при алкогольном опьянении (нахождении в наркотическом опьянении) или освидетельствования на степень тяжести телесных повреждений, другие материалы, в частности акты порчи имущества, справка о поощрениях и взысканиях.

 

Кроме того, необходимо проверить законность рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб обвиняемых и по-дозреваемых. Важной обязанностью прокурора является обеспе-чение прав обвиняемых и подозреваемых обращаться с предло-жениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам. Прокурор проверяет, как учитываются жалобы и заявления, своевременно ли они направляются адресатам, правильно ли разрешаются. Особого внимания требует проверка сообщений об унижении человеческого достоинства подозреваемых и обвиняемых, о про-изволе и беззаконии при наложении взысканий, применении фи-зической силы, оружия и других мер воздействия, недозволенных связях работников изоляторов с обвиняемыми и подозреваемыми.

 

Должностные лица мест содержания задержанных и заклю-ченных под стражу во исполнение законодательных предписаний совершают определенные служебные действия, принимают юри-дически значимые решения, издают правовые акты, налагают на задержанных и заключенных под стражу дисциплинарные взыс-кания. Оценка соответствия правовых актов (нормативно-правовых и индивидуально-правовых), издаваемых в процессе правоприменения, действующим федеральным законам Россий-ской Федерации входит в предмет рассматриваемого направления прокурорского надзора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...