Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения проверки




 

Для выявления допущенных нарушений часто достаточно по-лучить объяснения заявителя и иных лиц, обладающих информа-цией о совершенном либо готовящемся преступлении, а также сопоставления информации о допущенных нарушениях закона, содержащейся в заявлении (сообщении) и объяснениях, с содер-жанием КУСП в соответствующем органе внутренних дел. Одна-ко в случае выявления подобных нарушений прокурору не следу-ет ограничиваться проверкой только информации, поступившей по конкретному факту.

 

Анализ прокурорской практики свидетельствует о том, что та-кого рода нарушения, если допускаются, то носят систематиче-ский характер. Поэтому целесообразно продолжить проверку с целью выявления иных нарушений закона, допущенных при при-еме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о пре-ступлениях в данном органе (органах).

В ряде случаев допущенные нарушения могут быть выявлены

в результате сопоставления информации, послужившей поводом к проведению проверки, с информацией, имеющейся в право-охранительных или иных органах и организациях. В любом слу-чае по итогам разовых или ежемесячных проверок с учетом дан-ных сверок с предприятиями, учреждениями и другими органами района надзирающим прокурором составляется соответствующий документ, который может, например, называться: «Акт проверки состояния законности при регистрации и разрешении сообщений и другой информации поступающей в ОВД». Данный акт носит произвольную форму, но в обязательном порядке в нем должно быть указано:

 

количество сообщений, зарегистрированных в КУСП ОВД, и результат их рассмотрения («возбуждено», «отказано», «направ-лено в прокуратуру», «направлено в другие органы», «остаток неразрешенных сообщений»);

 

сроки разрешения сообщений о преступлениях («до 3 суток», «до 10 суток», «свыше 10 суток»);


 


сведения о принятии решений по сообщениям о преступлени-ях, по которым не были приняты решения во время предыдущей проверки;

 

количество сообщений о безвестном исчезновении граждан (сроки и результаты рассмотрения, принятое решении);

 

количество сообщений о преступлениях в сфере экономики, поступивших в проверяемый период (сроки и результаты рас-смотрения, принятое решение);

 

результаты сверок, проведенных прокуратурой с предприяти-ями, организациями, медицинскими учреждениями, страховыми компаниями, органами УФМС, военкоматами, БРНС (бюро несчастных случаев) и другими учреждениями; необходимо ука-зывать, какие сведения и из каких источников были получены, зарегистрированы ли они в ОВД, своевременность регистрации.

 

В качестве примера положительного опыта можно указать на су-ществующую практику, когда в целях выявления фактов сбыта наркотических средств и психотропных веществ лицам, посту-пившим в медицинские учреждения с признаками наркотическо-го опьянения и отравления, проводятся сверки сведений лечеб-ных учреждений (наркологического диспансера, больниц, в част-ности станций скорой помощи, поликлиник, иных медучрежде-ний, в том числе негосударственных), судебно-медицинских учреждений с данными органов внутренних дел либо нарко-контроля о выявлении ими фактов незаконного сбыта наркотиче-ских средств и психотропных веществ. Также необходимо прово-дить сверки со сведениями медицинских учреждений (бюро су-дебно-медицинской экспертизы (БСМЭ), стационарных учрежде-ний, где наступила смерть граждан), а также БСМЭ о лицах, смерть которых наступила в результате отравления наркотиче-скими средствами либо психотропными веществами, с материа-лами проверок по фактам смерти граждан. При проведении по данным фактам проверок в обязательном порядке должны быть приняты меры к установлению обстоятельств приобретения дан-ными лицами наркотиков (психотропных веществ) с принятием соответствующего правового решения;

 

выявленные при проверке нарушения учетно-регистрационной дисциплины, причины и условия, способствующие нарушению закона;

 

направленные руководству ОВД указания по устранению вы-явленных нарушений закона, принятые меры прокурорского реа-гирования на нарушения закона.

 

Акт проверки должен быть подписан прокурором и ответ-ственным руководителем ОВД. При этом следует помнить, что


 


статистические данные являются вторичными, основное — из-ложение работы, проделанной надзирающим прокурором в ходе проверки, выявленные нарушения, принятые меры прокурор-ского реагирования.

 

Непосредственно в дежурной части ОВД необходимо про-верять:

книгу учета сообщений о преступлениях;

книгу приема и сдачи дежурств;

регистраторы речи;

книгу учета лиц, доставленных в ОВД;

 

корешки протоколов задержанных лиц, водворенных в ИВС по подозрению в совершении преступления;

 

журнал учета найденных, изъятых, сданных предметов и ве-щей (транспортных средств, домашних животных), принадлеж-ность которых не установлена;

 

квитанционную книжку на прием изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов;

 

накопительное дело по суточным оперативным сводкам; журнал направления граждан на судебно-медицинское освиде-

тельствование;

корешки талонов-уведомлений.

В канцелярии ОВД следует проверять:

журнал учета входящей корреспонденции; журнал учета исходящей корреспонденции;

алфавитный журнал учета регистрации жалоб и заявлений

граждан;

книгу рапортов дежурных;

журнал учета выездов на место происшествия работников оперативно-технических служб;

журнал учета применения служебно-розыскных собак;

наряды — переписки с учреждениями, предприятиями, орга-низациями;

наряды по жалобам граждан.

В ходе проводимых ежедневных проверок необходимо изучать документацию отдельных подразделений органа внутренних дел:

журнал учета выездов на места происшествий работников экс-пертно-криминалистических подразделений;

материалы подразделений ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях;

материалы отдела профилактики правонарушений несовер-шеннолетних;

розыскные дела по фактам безвестного исчезновения граждан.


 


Проверку любого подразделения следует начинать с истребо-вания и изучения номенклатуры дел (нарядов),что позволяет об-легчить поиск необходимой для проверки документации.

 

В ряде прокуратур субъектов Российской Федерации (напри-мер, в прокуратуре Санкт-Петербурга) разработаны планы прове-рок учетно-регистрационной дисциплины, в соответствии с кото-рыми планируются и проводятся:

1. Комплексная проверка исполнения законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщений о пре-ступлениях:

 

сверка полноты и своевременности принятия процессуальных решений в порядке УПК РФ и их проверки в порядке ведом-ственного контроля;

 

проверка обоснованности списания материалов в специальное номенклатурное дело;

проверка деятельности комиссии ОВД по соблюдению требо-ваний учетно-регистрационной дисциплины;

организация работы дежурных частей, в том числе в части картотечных и списочных учетов, соблюдения прав администра-тивно-задержанных, ведения книги КУСП и полноты приема со-общений о происшествиях;

организация работы по заявлениям и жалобам граждан, свое-временности их учета, регистрации и качества проведенных по ним проверок.

 

2. Проверка законности принятых УМВД района решений по материалам, по которым прокурором вынесено постановление в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

 

3. Проверка состояния работы УМВД района в сфере профи-лактики преступности:

 

профилактического учета ранее судимых лиц, лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, качество ве-домственного контроля со стороны отделения участковых упол-номоченных полиции и подразделения по делам несовершенно-летних (ОУУП и ПДН) УМВД (с проверкой УПП);

работы по постановке на учет и осуществлению контроля за лицами, совершающими правонарушения в быту;

 

административной и процессуальной практики УМВД района

в части правонарушений линии НОН, в миграционной сфере, в сфере благоустройства;

 

работы по выявлению и раскрытию преступлений превентив-ной направленности, а также преступлений линии НОН, правона-рушений в миграционной сфере;


 


составления и отработки инициативных рапортов участковыми уполномоченными, ведомственного контроля в указанной сфере;

 

работы по профилактике преступлений, совершенных в обще-ственных местах и на улицах района.

 

4. Проверка работы по расследованию преступлений и со-блюдению требований статистического учета в СУ и ОД УМВД района:

соблюдение установленных сроков предварительного рассле-дования уголовных дел и их учета в данных ежемесячной стати-стической отчетности;

 

своевременность учета статистических форм № 3 в части при-нятия уголовных дел к производству (в том числе после отмены ранее принятых процессуальных решений) и продления сроков расследования;

 

качество выполнения указаний в порядке ст.ст. 37, 39, 401 УПК РФ, состояние ведомственного контроля за законностью принятых процессуальных решений (в том числе о приостанов-лении расследования, прекращении уголовного дела);

 

соответствие действительности показателей отчета по фор-ме 1ЕМ в части уголовных дел, принятых к производству, остатка уголовных дел, находящихся в производстве, числа приостанов-ленных производством уголовных дел;

 

качество организации работы по раскрытию преступлений в «дежурные сутки», состояние взаимодействия с подразделения-ми, осуществляющими ОРД;

оперативность и качество работы по уголовным делам, воз-вращенным прокурором (судом) для дополнительного расследо-вания (устранения недостатков), а также по материалам, по кото-рым отменено постановление о возбуждении уголовного дела.

 

5. Состояние оперативно-розыскной деятельности, включая организацию работы по раскрытию наиболее характерных для района преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, — хищений автотранспорта, преступлений линии НОН, квартир-ных и иных краж, разбоев (проверка дел оперативного учета, литерных дел). Оценка роли подразделений, осуществляющих ОРД, в раскрытии преступлений, совершенных в условиях неоче-видности.

 

В ходе ежедневных проверок необходимо изучать находящие-ся в производстве сотрудников органов дознания и предвари-тельного следствия материалы проверок по заявлениям и сооб-щениям о преступлениях. В каждом случае следует проверять книгу учета уголовных дел и книгу учета сообщений о преступ-лениях в части регистрации соответственно уголовных дел и со-


 


общений о преступлениях, произошедших за проверяемый пери-од на поднадзорных территории и объектах.

При проверке книги учета сообщений о преступлениях необ-ходимо устанавливать материалы, находящиеся в производстве, по которым процессуальные решения не приняты, изучать их на предмет соблюдения установленных УПК РФ сроков проверки, наличия постановлений о продлении срока проверки сообщения о преступлении, их обоснованности; выявлять волокиту, допущен-ную при проведении проверки сообщений о преступлениях. При анализе данных КУСП рекомендуется обращать особое внимание на надлежащее осуществление руководством следственных под-разделений процессуального контроля, в том числе при продле-нии сроков принятия процессуального решения.

 

При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокурор должен добиваться незамедлительного возбуждения уголовного дела, применяя весь арсенал средств прокурорского реагирования. В случае необходимости следует давать органу дознания письменные указания (прокурором, его заместителем) и рекомендации (помощником прокурора) о про-ведении конкретных проверочных действий.

 

При наличии зарегистрированных сообщений о преступлениях по устным заявлениям граждан нужно проверять корешки тало-нов-уведомлений на соответствие содержащейся в них информа-ции книге учета сообщений о преступлениях.

 

По зарегистрированным в КУСП сообщениям о преступлени-ях, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уго-ловного дела, требуется производить сверки занесенных в книгу сведений о принятых решениях с поступившими в прокуратуру копиями постановлений об отказе в возбуждении уголовного де-ла. Аналогичные сверки должны производиться в случае приня-тия решения о возбуждении уголовного дела по результатам рас-смотрения сообщения о преступлении: необходимо сопоставлять имеющиеся в книгах сведения о возбужденных уголовных делах

 

с информацией, изложенной в представленном в прокуратуру постановлении о возбуждении уголовного дела.

Целесообразно обращать внимание на надлежащее заполнение всех граф КУСП и книги учета уголовных дел — проверять нали-чие всей необходимой информации, подписей.

 

В ходе проверки нужно установить, уведомлен ли заявитель о результатах рассмотрения его сообщения; разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования, а также исполнены ли требования ч. 4 ст. 148 УПК РФ о необходи-мости направления заявителю и прокурору копии постановления


 


об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения.

Следует проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всех материа-лов проверки.

 

Нужно учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 148 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмот-ренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, допускается лишь в отношении конкретного лица.

 

Данные мероприятия необходимо проводить лично работни-ками прокуратуры, осуществляющими надзор за процессуаль-ной деятельностью ОВД или соответствующего правоохрани-тельного органа.

 

Необходимо оперативно реагировать на выявленные наруше-ния законности, в том числе на случаи непредставления необхо-димых для проверки регистрационно-учетных и иных докумен-тов и материалов.

 

Признав решение следователя об отказе в возбуждении уго-ловного дела незаконным или необоснованным, прокурор должен вынести мотивированное постановление о его отмене, в котором следует изложить свое мнение о необходимости либо возбужде-ния уголовного дела (при достаточности к тому оснований), либо возобновления проверки.

 

На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, ст.ст. 6, 30 Федерально-го закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует тре-бовать полного устранения нарушения закона, используя преду-смотренные в указанных нормативных актах формы реагирова-ния, и привлечения виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка при-ема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступ-лениях, к ответственности вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании лица, допустив-шего содержащее признаки преступления нарушение.

 

При необходимости, руководствуясь ст. 22 Федерального за-кона «О прокуратуре Российской Федерации», требуется вызы-вать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для получения объяснений по поводу допущенных нарушений законов.

 

По результатам проверок следует составлять справку или до-кладную записку об исполнении законов о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях соответствующими объ-ектами надзора.


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...