Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Венская конвенция о дипломатических сношениях




 

Принята 18 апреля 1961 года. Юридическая основа дипломатической службы.

Установление дипломатических отношений и учреждение постоянных дипломатических прндставительств - по взаимному согласию.

Функции дипломатических представительств

1) представительство своего государства в государстве пребывания

2) защита интересов государства и его граждан в рамках международного права в государстве пребывания

3) ведение переговоров с правительством государства пребывания

4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания

5) поощрение дружественных отношений между государствами

Государство пребывания должно дать агреман на лицо, которое аккредитующее государство предполагает сделать главой представительства. Мотивы отказа в агремане не сообщаются.

Государство может назначить главу представительства или члена дип. персонала в одно или несколько других государств (если не возражают все). Если глава один на несколько стран, то дип. представительство может возглавляться временным поверенным в делах.

Любой член дип. персонала может действовать в качестве представителя государства при любой международной организации.

Одно лицо может быть главой представительства 2 или нескольких государств, если государство пребывания не возражает.

Государство может свободно назначать членов представительства. Военные, морские, авиационные атташе - государство пребывания может предложить сообщать имена заранее на одобрение.

Члены дип. персонала - в принципе граждане аккредитующего государства. Не могут быть гражданами государства пребывания (только с согласия этого государства).

Государство пребывания может объявить любого члена дип. персонала persona non grata (не обязаны мотивировать). Аккредитующее государство должно отозвать соответствующее лицо. Может быть persona non grata - лицо неприемлимое для прибытия на территорию государства пребывания. Если государство отказывается выполнить - государство пребывания может отказаться признавать лицо сотрудником представительства.

МИД государства пребывания или иное министерство (по договоренности) уведомляется:

- о назначении сотрудников представительства, их прибытии, отбытии, окончании срока полномочий; прибытие или отбытие семей сотрудников, их частных домашних работников.

- найм и увольнение лиц, проживающих в государстве пребывания, в качестве сотрудников и т.п., имеющих право на привелегии и иммунитеты

Глава представительства приступает к своим обязанностям после вручения им верительных грамот (или заверенных копий в МИД страны пребывания - зависит от практики государства). Очередность вручения верительных грамот определяеься датой и часом прибытия.

Классы глав представительств:

- послы, нунции - аккредитованы при главе государства

- посланники, интернунции - аккрндитованы при главах государств

- поверенные в делах - аккредитованы при МИД

Кроме старшинства и этикета различий между ними не делают.

Старшинство глав представительств по дате и часу вступления в должность (не касается Ватикана).

Если глава представительства не может выполнять свои обязанности - вместо него временный поверенный в делах. Фамилия сообщается в МИД страны пребывания.

Право пользоваться флагом и эмблемой государства - у представительства и его главы.

Государство пребывания оказывает помощь в получении помощи для представительства.

Помещения представительства неприкосновенны. Государство пребывания должно обеспечить.

Помещения, обстановка, имущество - иммунитет от обыска, реквизиции, ареста.

Имеет смысл посмотреть вопрос о привилегиях и иммунитетах, потому что они тоже обозначены в Венской конвенции.

 

Содержание дипломатической службы

Задачи:

1) сбор информации о положении дел в данном государстве

2) информирование общественности страны пребывания о внутренней и внешней политике своего государства

3) укрепление политических, экономических, культурных, научных и прочих связей

4) продвижение отечественной продукции на мировых и региональных рынках

5) привлечение иностранных инвестиций

6) отстаивание интересов государства в этой стране и помощь гражданам при форс-мажорных обстоятельствах

 

Формы и методы дипломатической службы

1) переговоры (когда есть позиция, каждая страна высказывается; длительные, многоэтапные)

2) консультации (выяснение позиций противоположной стороны)

3) встречи (короткие)

4) беседы (обмен информацией, больше с одной стороны, обычно об одной проблеме, назначенные заранее)

5) визиты (официальные, частные)

6) участие в конференциях, форумах, круглых столах

7) заключение соглашений и договоров

8) дипломатическая переписка (личная, вербальная ноты, меморандум, памятная записка)

Информация должна быть: правдивой, соответствовать событиям; своевременной; регулярной; полной; информативной.

 

Дипломатический протокол

Дипломатический протокол (от греческого protokollon (protos — первый, kolla — клеить) — совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

Дипломатический протокол – это совокупность общепринятых правил, традиций и условности, соблюдаемых правительствами, ведомствами МИД, дипломатическими представительствами и официальными лицами в международном общении. При соблюдении этих требований протекает вся дипломатическая жизнь. Нужно всегда их соблюдать. Протокол – категория историческая.

В средние века под термином «протокол» понимались правила оформления документов и ведения архивов.

История отмечает, что при царствовании Ивана Грозного в 1561 году был создан Посольский приказ.

Выход Российского государства на международную арену потребовал дальнейшей разработки норм дипломатического протокола. Царь Петр I, «прорубая окно в Европу», среди многих великих дел — изменение структуры государственного аппарата, строительство флота и формирование регулярной армии, создание дипломатической службы — заложил своими указами и новые нормы дипломатического протокола и этикета.

Позже слово «протокол» стало употребляться применительно к дипломатии и дипломатической службе. Расширялось и его содержание: помимо правил оформления дипломатических документов к дипломатическому протоколу стали относить вопросы этикета и церемониала. И теперь, дипломатический протокол из года в год претерпевает изменения под воздействием политических причин, достижений науки, техники и факторов международной жизни.

 

Дипломатический протокол включает в себя этикет и церемониал:

· Этикет - совокупность правил, поведение дипломатов и других официальных лиц в ходе различных дипломатических мероприятий (переговоры, визиты, приемы). Включает в себя нормы и обычаи, связанные с культурой поведения, культурой быта, общения и.т.д.

· Церемониал - установленный порядок проведения торжественного официального акта (встречи глав государств и т. п.).

 

В дипломатическом протоколе приёмы делятся на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом, с супругами и без них. Сегодня наиболее широкое распространение получили следующие виды приемов: завтрак, обед, ужин, обед-буфет (шведский стол), а также приемы типа фуршет и коктейль.

 

Визиты

Все визиты делятся на: протокольные и для поддержания контактов и деловые.

Протокольные визиты наносят как главы дипломатических представительств, так и все остальные дипломатические работники, а также их жены. Формально считается, что в ходе протокольных визитов не обсуждаются конкретные деловые вопросы. Он длится около 20 минут.

Во время протокольных визитов дипломатов, должностных лиц, при убытии на родину посла от имени дипломатического корпуса в стране пребывания, в период пребывания военных делегаций, визитов военных кораблей практикуется вручение памятных сувениров (подарков) в дипломатической службе.

 

Для выполнения многочисленных функций дипломатического протокола во всех странах создаются специальные службы. Структура этих служб может быть различной.

Сегодня в мире сложились две такие системы:

1. Децентрализованная или распределенная. По этой системе протокольные подразделения присутствуют в разных государственных институтах на разных уровнях власти и государственного управления. Это самая распространённая система (США, Великобритания, ФРГ, Япония).

2. Централизованная система, в соответствии с которой в стране создается основной координирующий орган, который проводит единую государственную политику в протокольном обеспечении международных контактов должностных лиц различного уровня. Примерами этой системы могут служить протокольные службы Франции и Италии.

 

Департамент государственного протокола МИД РФ

18 декабря 1991 года - Указ № 291 Президента Б. Н. Ельцина о внешнеполитической службе РСФСР. В Указе говорилось: «Создать Службу Государственного Протокола, обеспечивающую единую протокольную практику в РСФСР».

Управление Государственного Протокола МИД СССР было преобразовано в Службу, а затем в Департамент Государственного протокола МИД России. Департамент государственного протокола Министерства иностранных дел РФ выступает в Российской Федерации в качестве единого государственного протокола.

 

Консульское право

КУ - консульские учреждения

КП - консульское право

Консульская служба(КС) - неотъемлемая часть российской дипломатической службы. Призвана обеспечить в рамках своих задач и функций защиту прав и интересов гос-ва, его юридических и физических лиц.

КУ - гос орган внешних сношений, осуществляющий в пределах соответствующего консульского округа на территории гос-ва пребывания консульские функции от имени своего гос-ва.

Департамент КС - функциональное структурное подразделение МИД РФ. Департамент направляет и координирует деятельность КУ.

Консульское право регулирует международно-правовой статус КУ и их персонала. Оно определяет статус, функции, полномочия, формы и методы работы КУ и их персонала. При этом международные обычаи до сих пор являются одним из источников КП, активно способствуя регулированию связей между государствами.

КУ осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента страны, Положением о Министерстве ин дел РФ, Положением о Посольстве+о консульском учреждении РФ, Положением о Постонном представительстве РФ при международной организации, постановлениями и распоряжениями Прав-ва России, нормативными актами МИД РФ, а также соответствующими международными договорами и конценциями. Все это с учетом законодательства и обычаев страны пребывания.

Правовой статус загранпредставительств определяется системой международно-правовых ном, определяющих положение, функции и права КУ гос-ва. Включает в себя правовые нормы (источники: рос зак-во, международные договоры и обычаи).

Статус формировался на протяжении многих веков. Консульские отношения зародились и начали складываться в древние времена, причем намного раньше, чем дипломатические. До начала 20-го века регулировались преимущественно на основе обычая. Возникновение консульских структур диктовалось потребностями развития торговли и мореплавания. В конце 3 в до н э в Греции, а затем и в ДР, появился ин-тут иностранных проксенов и преторов, занимавшихся улаживанием спорных вопросов с иностранцами. Именно от римлян пошло название консульской службы - consules - люди совета.

В 15-16 вв стали образовываться дип представительства, сохранялись и совершенствовались консульства. Первые консульские уставы, заключение договоров и конвенций по консульским вопросам. Первая консульская конвенци - 1769 - Франция-Испания. Затем появились первые многосторонние конвенции: Каракасская - 1911, Гаванская - 1928, на основе которых+многолетняя консульская практика был разработан фундаментальный документ - Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 года.

Консульская служба как неотъемлимая часть российской дип службы призвана обеспечить в рамках своих функций и задач защиту прав и интересов гос-ва, его юридических и физических лиц в отношениях с ин гос-вами, их ведомствами, организациями и частными лицами. Сохраняя функционально самостоятельный хар-р, консульские отношения между гос-вами являются составной частью дип отношений. Ин-тут консульской службы играет важную роль в обеспечении международных, межгос и внешнеэконом связей. Консульское право непосредственно связано с правом дипломатическим и является особой отраслью международного публичного и частного права. С учетом происшедших после распада СССР изменений в сфере международных отношений, когда в них включились дополнительно тысячи юридических и физических лиц, когда существенно возросла международная экономическая и политическая активность субъектов Российской Федерации и идет широкий процесс врастания России в международные структуры и рыночные отношения, значение консульской службы и ее учреждений объективно возрастает.

Ныне российская консульская служба имеет 209 загранучреждений в 138 странах мира. Они обеспечивают консульское обслуживание внешних связей РФ, содействуют расширению экономических, торговых, гуманитарно-культурных, научно-технических и туристических связей, развитию дружественных отношений с иностранными государствами.

Основным многосторонним нормативным актом, определяющим консульские отношения, является Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. (поскольку консульские функции выполняются также дипломатическими представительствами, в качестве нормативного акта их регулирующего в определенной мере выступает Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.). Венская Конвенция 1963 г. регламентирует порядок установления консульских отношений и создания консульских учреждений, определяет основные консульские функции, привилегии и иммунитеты консульств и персонала, формы и методы их работы. Венская Конвенция не ограничивает прав ее участников в отношении других международных соглашений по консульским вопросам, не препятствует им заключать новые конвенции и соглашения, дополняющие и конкретизирующие ее положения.

В качестве примера можно назвать многосторонние договоры между странами СНГ, Европейскую конвенцию о консульских функциях, Шенгенское соглашение о контроле лиц, пересекающих внешние границы ряда стран — членов Европейского Союза, а также действующий Консульский Устав в редакции 1976 г. (новый Устав находится в стадии разработки).

Правовое регулирование деятельности консульских учреждений осуществляется в соответствии с национальным законодательством: Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, в частности Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Посольстве Российской Федерации, Положением о консульском учреждении Российской Федерации, нормативными актами и указаниями МИД России, а также многосторонними и двусторонними конвенциями и соглашениями, учитывая законы, правила и обычаи государства пребывания. Все эти нормы в совокупности представляют собой консульское право, регулирующее статус, функции и полномочия консульских учреждений и их персонала.

Являясь составляющей частью государственной службы в целом, консульская служба руководствуется также принципами и нормами Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими законодательными актами, определяющими функционирование органов государственной власти. В этом контексте на нее возлагаются задачи активного участия в обеспечении реализации Концепции внешней политики Российской Федерации, в том числе таких ее установок, как «защита интересов личности, общества и государства», «всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом», «содействие развитию национальной экономики путем широкого включения России в систему мирохозяйственных связей» на основе международного права и действующих международных соглашений.

Особо следует остановиться на утвержденном 5 ноября 1998 г. Указом Президента Российской Федерации № 1330 «Положении о консульском учреждении Российской Федерации». Согласно этому нормативному акту, российское консульское учреждение — это государственный орган внешних сношений Российской Федерации, осуществляющий в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение открывается по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.

Консульские учреждения входят в систему МИД России и подчинены главам российских дипломатических представительств в соответствующих государствах пребывания. В Положении подробно сформулированы задачи и функции консульских загранучреждений. Главные из них:

· защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;

· содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей с государством пребывания, установление с ним дружеских отношений;

· распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике России, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

· осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа, в реализации их избирательных прав и права на участие в референдуме;

· осуществление нотариальных действий, регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, решение проблем, касающихся наследства;

· представительство граждан России в судебных и иных учреждениях страны пребывания;

· принятие мер по учету, обеспечению, сохранению, благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа;

· формирование банков данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребывания;

· содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа;

· участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций.

В настоящее время Россия как правопреемник бывшего Советского Союза продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, в том числе и по консульским вопросам. Консульские конвенции и договоры имеются с 78 странами. Кроме того, с этими странами подписано свыше 300 договоров и соглашений по конкретным вопросам консульских отношений.

 

Ведомство иностранных дел

Ведомство иностранных дел - центральный орган государственного управления внешних сношений страны.

Внешнеполитич.ведомство – центр.орган исполнительной власти, осуществляющий 2 осн.ф-ции: выработку гос.пол-ки в сфере МО и реализацию этой пол-ки.

МИД РФ руководствуется «Положением о МИД РФ»; последнее утверждено 11 июля 2004.

 

Осн.задачи любого внешнеполитич.ведомства:

· Участие в разработке стратегии внешней пол-ки.

· Реализация внешней пол-ки.

· Обесп-е дипломатический и консульских сношений с иностр.гос-вами.

· Защита суверенитета, терр.целостности и безопасности страны.

· Защита прав, свобод и интересов граждан и юр.лиц.

 

Другой основополагающий док-т – стратегия/концепция внешней пол-ки. В РФ – концепция внешней пол-ки (разработана 2000г); последняя редакция – 2008г. Док-т долговременного значения. Может меняться лишь в случае коренного изм-я внешнеполитич.ситуации или кардинальной смены курса страны. Не только МИД разрабатывает концепцию, но и президент, к-рый задает осн.напр-я внешней пол-ки государства. К работе над концепцией привлекается широкий круг специалистов, в т.ч.ученых-международников. Создается рабочая комиссия, вырабатывающая осн.положения концепции.

Также участвуют аппарат президента, прав-во, аппарат МИДа и Совет нац.безопасности. На МИД, прежде всего, возлагается задача сбора и обработки материалов от всех этих структур. МИД также предоставляет ведомствам всю необходимую инф-ю о ситуации в мире.

Важнейшая структура МИДа – департамент планирования, опр-щий важнейшие проблемы, к-рые должны быть в центре внимания прав-ва, Совбеза и тд.

 

Структура внешнеполитического ведомства.

 

Главная роль любого МИДа – реализация разработанной концепции, целей и задач внешней пол-ки гос-ва через центральный аппарат, представительства за рубежом (РФ – почти 250 в 154 странах мира) и территориальные подразделения МИДа в регионах.

 

МИД осуществляет внешние сношения через:

- Представительство своей страны за рубежом

- иностранные представительства в своей стране

- прямые контакты МИДа (командировки, встречи)

Полномочия МИДа:

· Выдвигать руководству страны предл-я по всем вопросам отн-ий с иностр.гос-вами и межд.орг-ями.

· Отслеживая договорную базу двусторонних отн-ий, предлагать дополнить эту базу новыми соглашениями.

· Сделать представление по поводу пол-ки того или иного гос-ва (выступления).

· Предлагать установить дип.отн-я с какой-либо страной или разорвать их.

· Отслеживать географию визитов главы гос-ва и предлагать программу поездок президенту. Для этого необходимо обладать всей полнотой инф-ю об отношении к своей стране гос-в, куда предлагается совершить визит.

· Вносить в Думу/прав-во проекты межд.док-тов, для принятия к-рых требуется решение высших органов власти.

· Принимать нормативные док-ты межд.хар-ра, к-рые касаются сфер его деятельности, напр.соглашение об установлении дип.отн-ий, док-т об открытии посольства, конвенции по консульским и визовым вопросам.

· Переговоры, принятие двусторонних и многосторонних док-тов, налаживание контактов с представителями других гос-в и тд и тп.

· Обеспечивать деятельность межд.орг-ий через представительства своей страны в этих структурах. ДИАЛОГ

· Обсуждать вопросы нац.безопасности и укреплять обороноспособность страны.

· Поддерживать всех участников внешнеэкономической деятельности страны.

· Вести переговоры с иностр.и межд.орг-ями. МИД выступает координатором переговоров других ведомств с иностранными орг-ями.

· Организовывать консульскую работу за рубежом.

· Распространять за рубежом инф-ю о внутренней и внешней пол-ке страны.

· Протокольное и содержательное обесп-е визитов главы гос-ва.

· Кадровое обесп-е дип.службы. Подготовка работников дип.службы, их переподготовка и напр-е на работу.

 

Организация работы центрального аппарата МИД.

 

Структура внешнеполитич.ведомство.

Глава – обычно министр. Назначается и снимается главой гос-ва (или прав-ва, в зав-ти от гос.устройства).

Полномочия министра (внутри аппарата, помимо вышеуказанных):

· Распределять обязанности между своими заместителями.

· Утверждать положения о структуре центр.аппарата МИД. Ограничен бюджетом и штатным расписанием.

· Назначать на работу о освобождать от должности работников центр.аппарата (кроме своих замов и чрезвычайных и полномочных послов).

· Утверждать смету расходов МИДа.

· Давать президенту рекомендации о назначении или отзыве послов.

· Присваивать дип.ранги.

 

Коллегия МИД (24 человека в РФ):

· Министр

· 8 замов

· Ген.директор

· Руководитель Россотрудничества

· 2 посла по особым поручениям

· Директор Ген.секретариата МИД

· Директора 1го европейского департамента, деп-та Ближнего Востока и Сев.Африки, правового деп-та, деп-та эк.сотрудничества, 2го деп-та Азии, 1го и 3его деп-тов СНГ, консульского деп-та и деп-та безопасности

· Ректор МГИМО

 

Первый замминистра занимается хоз.деятельностью.

Указом президента от 11 сент 2007 в МИДе разрешено иметь 39 деп-тов. Предельная численность центр.аппарата МИДа – 3278 чел.

 

Статс-секретать МИДа (еще один зам) осуществляет связи с гос.структурами, курирует двусторонние отн-я с гос-вами СНГ, Россотрудничеством, обществ.орг-ями итд.

 

Ген.директор МИДа (зам) отвечает за всю инфраструктуру министерства, обесп-е безопасности и ее ф-рования.

 

Деп-ты МИДа разбиты на 2 группы:

· территориальные.

· 2ой деп-т СНГ (Беларусь, Молдавия, Украина).

· 3ий деп-т СНГ (ЦАР).

· 4ый деп-т СНГ (Азербайждан, Армения, Грузия).

· 1ый европейский деп-т (Бенилюкс, Италия, Испания, Фр., Португалия, карлики).

· 2ой европейский деп-т (ВБ, Дания, Ирландия, балтийские и скандинавские страны).

· 3ий европейский деп-т (ФРГ, Австрия, Венгрия, Польша, Словакия итд).

· 4ый европейский деп-т (Балканы).

· Деп-т Северной Америки.

· Латиноамериканский деп-т.

· Деп-т Ближнего Востока и Сев.Африки.

· Деп-т Африки.

· 1ый деп-т Азии (КНР, КНДР, Монголия, Юж.Корея).

· 2ой деп-т Азии (Афганистан, Индия, Бангладеш, Пакистан и проч.)

· 3ий деп-т Азии (страны АТР – Австралия, Вьетнам, Камбожда, Япония, Нов.Зеландия итп).

· Функциональные.

· 1ый деп-т СНГ (общие вопросы сотрудничества).

· Деп-т общеевропейского сотрудничества.

· Деп-т межд.орг-ий.

· Деп-т внешнеполитического планирования.

· Деп-т по вопросам безопасности и разоружения.

· Деп-т по вопросам новых вызовов и угроз.

· Деп-т по гуманитарному сотрудничеству и правам человека.

· Деп-т по инф-и и печати.

· Деп-т общеэкономического сотрудничества

· Деп-т общеазиатских проблем

· Правовой деп-т

· Консульский деп-т

· Деп-т гос. протокола

· Деп-т кадров

· Историко-документальный деп-т

· Деп-т по работе с соотечественниками

· Деп-т безопасности

 

Есть департаменты собственно функциональные и проблемные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...