Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система организации работы российского МИДа




Л2:

МИД РФ:

Обеспечение консул сношений с иностр. дипл. представительствами других стран через

- дип. представительства страны за рубежом (консульства),

- с США можно работать через дип. представительство в Вашингтоне и через посольство США.

Документы, которыми руководствуется МИД:

На основании документов работает МИД – «положение о МИД РФ», «Стратегия, либо концепция внешней политики», в РФ - «Концепция внешней политики», последняя её редакция в 2000 году, корректировалась в 2008 году. Это документ долговременного значения, меняется лишь тогда, когда меняется все коренным образом (внешняя обстановка, либо смена внутриполитического курса). Была такая в СССР - 1993 году, но не гос-ая, а внутри ведомственная. (цели ведь другие).

Необходимо, чтобы полит ведомство имело долговременную концепцию, к-ая ставит задачи на несколько лет вперед (формулируются конкретн задачи – цели, задачи, угрозы, защита своих интересов). Российская концепция была принята спустя 10 после распада СССР. Только в 2000 была принята.

 

Л3: Организация деятельности МИД

Координирующая роль МИД РФ:

В положении о МИДе 90-х годов была одна роль, но там недостаточно чётко прописано, поэтому 8 ноября 2011 год а было принято официальное решение президента: Устав президента о координирующей роли МИД РФ и о проведении единой политической линии.

МИД РФ

1) головной органом взаимоотношений с иностранными гос-вами (в США по-другому), МО, координирует деят-ть всех органов испольн, законод власти, кроме этого координирует международные связи субъектов федерации (любой субъект может выйти – но должны согласовывать свою внеш деят-ть)

2) задача контроля за выполнением международных обязат-в РФ.

3) правило единства внешней политики РФ;

4) МИД готовит в Администрацию президента материалы для президента с его участием (приезд за рубеж или приезд гостя). После окончания визита до 7 дней – анализирует встречу (задачи, что удалось, что нет, полный и всесторонний анализ).

5) От имени гос-ва МИД выступает с заявлениями и инициативами по всему кругу вопросов внешней политики, готовит материалы к выступлениям (президенту, председателю правит-ва);

6) предложения о приглашении в МИД иностранных гостей

7) подготовка всех проектов посланий, посланий, писем президента в адрес иностранным гос-вам. Президент, обращаясь к мировой обществ-ти, использует документы от МИДа.

 

Как организована работа в МИДе РФ:

Основные подразделения в МИДе РФ – департаменты.

Направления работы департаментов: (пересекаются с работой МИД):

1) Сбор информации по проблематики (МИД – по всему комплексу международных вопросов), только специализированная информация по каждому департаменту.

2) Классифицирование инфы, её анализ – выявляются новые моменты для ориентации страны – анализ новых явлений.

3) Анализируется политика лидеров иностранных гос-в (ведущих держав) + соседей (СНГ, страны по южному периметру и западному) – откуда могут исходить угрозы РФ

4) Анализ должен включать предложения – выступить с каким-то заявлением, поддержкой, сделать приглашение – выработка предложений в инстанциях (президент, правит-во, парламент)

5) Получив одобрение по предложениям, он дает конкретные рекомендации посольствам (посольства отслеживают инфу в своей стране, ведь они не видят полной международной картины/ цельной – поэтому МИД эту роль выполняет!)

6) Подготовка проектов двусторонних или многосторонних документов – либо присоединение к международным договорам, либо инициирование РФ о начале подписания важного регионального или международного документа.

7) Подготовка и направления кадров в посольства. Если направлять сотрудников в посольства –в индию, то готовят этого человека в департаменте южноазиатском (человек уже знает об Индии…, его не надо специально долго готовить – это рационально).

8) Основная задача: обслуживание всех визитов министра иност дел, президента и т.д. инфа должна пройти через несколько слоев анализа, качественная доработка документов, всё в срок. Своевременная, качественная подготовка документов. (лишь минимальная доработка допускается)

9) Информирование своих представительств в посольствах – и направления им установок, которые МИД разрабатывает.

Директор департамента планирует всю эту работу (числен департамента – от 10 до 50 человек), распределяет обязанности между заведующими отделами, предоставляет отчет о работе департамента – чтобы своевременно внести коррективы по разным вопросам.

Департамент работает не только со своими посольствами (не только со своими, но и с зарубежными представительствами), он работает со всеми посольствами, которые представлены в РФ. Сами дип. представительства будут обращаться в МИД, параллельно решая их вопросы (почему проблема возникла, например, помощь ли нужна…), можно анализировать, почему возникла та или иная проблема, короче всесторонний анализ полученной инфы.

Несмотря ни инфу с посольств, МИД самостоятельно широко анализирует полученную инфу.

 

Как МИД собирает инфу?

Широко используются электронные СМИ, и день всегда начинается с чтива перечня изданий (специальные файлы, куда он складывает). Получение новых знаний постоянно. Если вам задали подготовить спец. справку – от нескольких часов, до пару дней работа! Быстро это не делается – материал самый свежий нужен. Классификация инфы. Нюансы знать в каждой сфере деят-ти страны (внешней, внутр, политике, экономике.., личные какие-то факты). Например, о рождении ребенка у президента – такое поздравление вроде как мелочь, но располагает к общению. Очень редко бывает чисто информ справка, всегда инфа + анализ

1. СМИ – первый канал получение и анализа инфы.

2. Беседы со своими коллегами из дип представит-ва – второй канал – дипломат набирает себе круг ЛЕГАЛЬНЫХ информаторов. – инфа ближе к истине (на презентациях, других встречах – они организуются для этого! Чтобы потом иметь этот круг информаторов). Но проверять все равно ее надо.

Инфа для служебного пользования, приходит секретная и совсекретная (на уровень замминистра). Материал копится в общем отделе МИДа, а оттуда секретная инфа идет тем людям, которые имеют допуск к этой инфе.

(!) Совершенно секретная информация скрывает не просто к-л инфу, а источник этой информации.

Руководства дип. представительствами – абстрактно – МИД, а непосредственно – отдел департамента.

Ориентировка даётся, позволяющая понять посольству своё место в структуре деятельности/ в круге внешнеполитических задач - анализ внешней политики страны, ее конкретизация к региону, затем к стране >> исходя из этого ставятся задачи, потом эти задачи нужно реализовывать.

Это всё позволяет всем посольствам РФ бить в одну точку. Цепь – министр ин. дел, замы его, директора департаментов, отделов… и т.д.

Работники департаментов не только работают с посольствами других стран, они работают со своими коллегами из других департаментов (смежными). Они делятся между собой информацией (здесь нет соперничества!).

 

Представит-ва МИД в субъектах РФ:

Задачи:

1) Участвуют в соблюдении норм международного права и межд. Отношений при осуществлении субъектом своих полномочий в рамках субъекта.

2) Помощь в проведении межд. Мероприятий на территории субъекта – фестивалей, форумов, все инвестиции…

3) Информирование органов власти субъектов по вопросам внешней политики

4) Вопросы внешней миграции граждан в РФ и использование рабочей силы (визовые вопросы, проблема гастробайтеров).

5) Паспортно-визовое обслуживание граждан и юрид. лиц, выезжающих за границу (выдача загран. паспортов, визовая поддержка…

6) визовое обеспечение въезда и выезда иностр. граждан.

 

Функции:

1) вносить предложения о совершенствовании взаимодействия МИД (как центра) и субъектов федерации по вопросам внешней политики/ международных связей.

2) готовить рекомендации к документам о сотрудничестве субъектов федерации с органами власти иностранных гос-в.

3) подготовка информации полномоченным представителем президента в округе по вопросам связей с иностр странами.

4) содействие в организации зарубежных поездок властей.

5) прием и обслуживание иностр. делегаций

6) содействие в легализации документов юр. лиц и иностранных граждан, регистрация и учет работников иностр. и консульс-х учреждений (как они работают, как соблюдают требования..)

 

20. Различия в структурах МИД РФ и Госдепа США

Структура МИД РФ

Министерство обладает статусом юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в учреждениях банков Российской Федерации, в том числе в иностранной валюте. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и частично из внебюджетных средств.

В соответствии с целями и задачами выстраивается структура министерства:

A. Руководящий состав:

- Министр — член правительства Российской Федерации;

- Первый заместитель министра;

- Заместители министра — 8 человек (их число может меняться). Все они назначаются Президентом Российской Федерации;

- Коллегия министерства в составе министра — председателя коллегии, его заместителей по должности, а также утверждаемых в качестве членов других руководящих работников, ученых и специалистов системы министерства. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности министерства и принимает соответствующие решения. Принимаются они простым большинством голосов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра;

- Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы Российской Федерации, курирует деятельность секретариатов министра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.

Б. Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями.

B. Департаменты и управления функционального характера.

Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения ад-министративно-хозяйственного характера.

Д. Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организаций, а также загранпредставительств.

 

Структура госдепа США

В Соединенных Штатах Америки ситуация принципиальным образом отличается от британской. В отличие от Форин офиса, госдепартамент США, как уже говорилось, разделяет ряд внешнеполитических полномочий с другими учреждениями — с Минис-терством обороны, Советом Национальной Безопасности, Центральным разведывательным управлением, Конгрессом, аппаратом Белого Дома, с большим числом отраслевых министерств. Все эти органы власти и управления не только способны эффективно влиять на приятие внешнеполитических решений президентом США, но и определять расстановку кадров в самом госдепартаменте и его зарубежных представительствах.

Роль карьерных дипломатов «Заграничной службы США» — несравнимо ниже, чем в Великобритании, сводится, за редкими исключениями, к выполнению исполнительной функций рутинного характера. В Госдепартаменте отсутствует аналог поста британского кадрового дипломата № 1 — постоянного заместителя министра, выполняющего роль связующего звена между политическими руководителями МИД и профессиональными кадрами дипломатической службы. Нередко последним практически невозможно «пробиться» к высшему руководству Госдепартамента. Тем более, что руководящее звено Госдепартамента чрезвычайно разветвлено.

Оно включает госсекретаря, его первого заместителя по общеминистерским вопросам (осуществляет общее руководство Госдепартаментом в отсутствие госсекретаря и контроль за решением административно-кадровых вопросов), пять первых заместителей (курируют важнейшие направления работы, например, глобальные проблемы), шестнадцать заместителей (ответственных за частные участки работы и за отношения с отдельными регионами), более десяти директорских постов. Оперативная работа ведется в управлениях, каждое из которых возглавляется заместителем или директором.

По преимуществу эти должности замещаются профессиональными дипломатическими кадрами. А вот все высокие посты в основном «люди со стороны».

В настоящее время США содержат 260 дипломатических и консульских учреждений в 160 государствах, в которых представлены 28 учреждений США, включая Госдепартамент. Штатное расписание Госдепартамента — около 14 тыс. сотрудников, из них карьерных служащих и собственно дипломатов — около трети. В загранпредставительствах их еще меньше (15—25%). Другая особенность — многочисленность персонала посольств (100—150 рангированных сотрудников), у других государств — втрое меньше.

Неоправданно большое число сотрудников, назначенных в посольства для поддержания «имиджа» Америки, высокая сменяемость кадров и неуверенность значительной части дипломатических служащих в своем будущем, напряженность в отношениях между представителями различных ведомств, частые реорганизации аппарата и, наконец, рост международного терроризма против посольств США и их сотрудников отрицательно сказываются на эффективности работы Госдепартамента и посольств. Они едва справляются с постоянно растущим объемом текущих дел. Тем более в условиях неуклонного сокращения ассигнований на деятельность дипломатических учреждений, численность которых, наоборот, растет: с 1986 г. было открыто 40 новых посольств и кон-сульств.

Большой интерес для России представляет опыт, накопленный в Великобритании и США в сфере работы с дипломатическими кадрами. Особенно в вопросах отбора, обучения, продвижения по службе и рангирования, отставки и социальной защиты дипслужащих, находящихся на пенсии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...