Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надзор за субъектами административного права




Надзор за субъектами административного права представляет собой разновидность государственного контроля. Он является особым видом контрольной деятельности специально уполномоченных государственных органов, к которым относятся государственные инспекции и иные надзорные органы государственного управления, прокуратура. Существует два вида надзора: административный и прокурорский.

Общим, характерным для этих двух видов надзора является то, что он:

1) осуществляется специальными органами;

2) осуществляется в отношении неподчиненных субъектов;

3) проводится по специальным вопросам;

4) осуществляется только за законностью действий конкретного объекта

контроля.

Последняя особенность является наиболее важной, объединяющей административный и прокурорский надзор. Контроль «включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает управленческий, организационный аспект контрольной деятельности».

Во-первых, он имеет надведомственный характер.

Во-вторых, осуществляется специально уполномоченными органами

государственного управления.

В-третьих, многочисленными и разрозненными органами, каждый из

которых действует в своем одном, узком направлении.

В-четвертых, с целью проверки соблюдения поднадзорными специальных правил и требований, обязательных для них, установленных в законах и

подзаконных актах.

Должностные лица, осуществляющие административный надзор, как

правило, наделены полномочиями:

− по беспрепятственному вхождению на территорию, в помещения, на

склады поднадзорных;

− по истребованию, изучению, изъятию документов;

− по осуществлению технических проверок, замеров, вскрытий элементов;

− по уничтожению вредных для здоровья продуктов, предметов;

− по получению объяснений;

− по требованию устранения выявленных в ходе проверок нарушений;

− по внесению в органы, выдавшие лицензии, представлений о лишении

или приостановлении их действия;

− по приостановлению деятельности организаций, эксплуатации

механизмов, транспортных средств.

Прокурорский надзор как вид государственного контроля проявляется в

точном и единообразном исполнении законов всеми юридическими и физическими лицами. Прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций. В ст. 2 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» дан точный перечень субъектов. Ими являются республиканские, местные органы государственного и хозяйственного управления и контроля, местные Советы депутатов и иные органы местного самоуправления, воинские формирования и учреждения, органы государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъекты хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждения и организации, политические партии, иные общественные и религиозные объединения, должностные лица и граждане.

Протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение являются актами прокурора, юридическими формами реагирования прокурора на нарушения закона (законности), это формы выражения требований прокурора.

Протест – акт прокурора, в котором он требует отмены соответствующе-

го акта либо приведения его в соответствие с законом, а также прекращения

незаконного действия и восстановления нарушенного. Он приносится в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, компетентный принять по нему решение. Протест обязательно должен быть рассмотрен органом, должностным лицом, которому он направлен, не позднее 10 дней после его поступления.

Местные Советы депутатов должны его рассмотреть на очередной сессии.

В случае рассмотрения протеста коллегиальным органом о дне заседания заранее сообщается прокурору, который вправе принять участие в его рассмотрении.

О результатах рассмотрения протеста должно быть сообщено в письменной

форме. Принесением протеста не отменяется, а лишь приостанавливается действие противоречащего закону акта до рассмотрения протеста. Это свидетельствует о том, что прокурор не пользуется административными полномочиями.

Представление – акт прокурора, в котором он требует устранить нарушения закона, причин нарушений и условий, им способствующих. Он вносится в

орган или должностному лицу, правомочному их устранить. Представление

также обязательно должно быть рассмотрено, и не позднее месячного срока

должно быть письменно сообщено прокурору о принятых мерах.

Постановление – это акт прокурора о возбуждении уголовного дела, дела

об административном правонарушении или дисциплинарного производства

против должностного лица или гражданина, нарушивших закон. Постановление должно быть мотивированным, должно быть обязательно рассмотрено органом.

Предписание – акт об устранении нарушений закона органом или должностным лицом; вносится в случаях, когда такое нарушение носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина. В предписании указываются нарушенная норма и предложения о мерах по восстановлению законности. Предписание должно быть немедленно исполнено, о чем безотлагательно сообщено прокурору. Оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору. Однако обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

Официальное предупреждение – акт прокурора, в котором прокурор

предупреждает должностных лиц, граждан о недопустимости нарушения ими

требований закона.

 

Общественный контроль

Общественный контроль – это такой вид контроля за субъектами административного права, который осуществляется общественностью (общественными объединениями, их членами), не от имени государства. У субъектов общественного контроля значительно меньше возможностей знакомиться с деятельностью органов исполнительной власти и других объектов контроля и воздействовать на них. В настоящее время нет правового акта, определяющего статус общественного контроля. В ст. 5 Конституции лишь закреплено, что «Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах».

Профсоюзы принимают участие в разработке государственной политики

занятости, вносят предложения по социальной защите лиц, которые увольняются с предприятий, из учреждений, организаций, в соответствии с коллективным договором (соглашением) и действующим законодательством (ч. 1 ст. 10 Закона).

Профсоюзы защищают трудовые права граждан – членов профсоюзов при

заключении или расторжении трудовых договоров (контрактов). Если трудовой

договор (контракт) не соответствует законодательству Республики Беларусь,

коллективному договору (соглашению), профсоюзы наделены правом требовать от нанимателя в интересах работника – члена профсоюза изменения условий трудового договора (контракта) (чч. 2 и 3 ст. 10 Закона).

наделены общественные объединения потребителей. Они, в соответствии с Законом от 9 января 2002 г. № 90-3 «О защите прав потребителей», наделены правами:

1) участвовать в разработке нормативных документов, устанавливающих

требования к качеству товара (работы, услуги),проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) изучать потребительские свойства товаров, спрос на них, проводить

опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

3) участвовать по поручению потребителя в проведении экспертиз

по фактам нарушения прав потребителя. Общественные объединения могут проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

4) вносить в органы управления предложения о мерах по повышению

качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования, снятию здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, о запрете ненадлежащей рекламы и информации, вводящих в заблуждение потребителя, о прекращении продажи товаров по неправомерно завышенным ценам;

5) осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей,

составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять

указанные акты для рассмотрения в уполномоченные государственные органы;

6) направлять в государственные органы в соответствии с их компетенцией материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и

реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также о нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством;

7) обращаться в органы прокуратуры с предложениями принести протесты на акты государственных органов, противоречащие законодательству о защите прав потребителей;

8) обращаться в суд с иском о защите прав потребителей (неопределенного круга потребителей);

9) предъявлять иск в суд о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца) противоправными;

10) обращаться по поручению потребителя с претензией к изготовителю

(исполнителю, продавцу) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями ущерба.

В итоге можно сказать, что общественные объединения потребителей

имеют значительные права в области контроля по защите прав потребителей.

Они, как и профсоюзы, не наделены лишь властными полномочиями.

Контрольные полномочия за субъектами административного права

выполняют и некоторые другие общественные объединения, например, добровольные народные дружины, политические партии.

Граждане также наделены правами по контролю за субъектами административного права. Граждане в таком качестве выступают как частные лица.

Они вправе по своему усмотрению u1086 оценивать деятельность того или иного органа государственного управления, любого должностного лица и служащего с позиций ее законности и эффективности. Граждане не вправе осуществлять проверки этой деятельности, однако могут использовать доступные им методы контроля, получения информации о деятельности указанных субъектов, например, при обращении в орган, учреждение, организацию для решения какого-то своего вопроса или

удовлетворения материальной или духовной потребности. Подобную информацию они могут получать из источников радио, телевидения, периодической печати, от близких и знакомых людей. Средствами обеспечения законности у них являются: жалобы, заявления, предложения, которые обобщенно названы обращениями граждан (ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан»).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...