Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Невербальные компоненты общения.




Тема № 4. Педагогическая ситуация в работе врача.

Профессиональное общение. Конфликты в медицине.

Цели занятия: изучить педагогические ситуации в работе врача. Барьеры общения. Ознакомить с условиями эффективного общения. Конфликты в медицине.

Место проведения: аудитория.

Продолжительность: 4 часа.

Студент должен знать:

1. Педагогическое общение в работе врача.

2. Определенный минимум информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.

3. Средства общения.

4. Невербальные компоненты общения.

5. Каналы восприятия.

6. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.

Студент должен уметь:

1. Владеть определенным минимумом информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.

2. Владеть средствами общения, невербальными компонентами, необходимыми для успешного диалога с пациентом.

3. Владеть стратегиями поведения в конфликтной ситуации.

 

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.

2. Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с.

3. Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

Дополнительная литература:

7. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. – 320 с.:ил.

8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М.: Омега – Л., 2005 – 336с.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2- е, доп., исп. и перераб. – М., Льюс, 2001- 384с.

10. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 –е Ростов на Дону.: Феникс,2006 – 704с.

11. Творогова Н. Д. Психология управления. Лекции. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 528 с.

12. Творогова Н. Д. Психология управления. Практикум. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 496 с.

13. Стародубов В. И., Сидоров П. И., Коноплева И. А. управление персоналом организации. Учебник для вузов/Под ред. Стародубова В. И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 1104 с.: ил.

14. А. Карелин. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

15. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. / Н. В. Кудрявая и др. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001- 301 с.

16. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 448 с.

17. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

18. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальна педагогическая психология. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. - 416 с.: (Серия «Мастера психологии»).

 

Контрольные вопросы:

1. Приходилось ли вам осознавать какую - либо жизненную ситуацию в медицинской практике, как педагогическую?

2. Когда, при каких, на ваш взгляд, условиях процесс лечения можно назвать врачеванием? Как в этом случае должно измениться общение доктора с пациентом? Какими качествами должен быть наделен врач?

3. Назовите и опишите возможные обстоятельства медицинской практики, в которых возникает необходимость педагогических действий врача. Кому адресовано такое действие? Какие задачи решаются с его помощью?

4. Какие средства построения пространства встречи и общения врача с пациентом вы знаете? Какие из них вы наблюдали в действии: при обращении к вам как к пациенту, в работе врачей – преподавателей, в художественном изображении (в книгах, кинофильмах)?

5. Перечислите дополнительные материалы, которые могут использовать врачи в общении с разными категориями слушателей (пациентами, их родственниками, коллегами, учениками) для передачи специального материала медицинского содержания.

6. Каковы условия эффективного общения? Что способствует, а что мешает собеседникам понять друг друга.

7. Какие индивидуальные особенности пациентов необходимо учитывать для организации терапевтического сотрудничества?

8. Какие черты характера и особенности поведения, способствующие возникновению конфликтов, выделяют психологи?

9. Вспомните последний конфликт, участником которого вы были. Какую стратегию вы использовали для его решения и почему? Была ли она эффективной.

10. К какой стратегии вы чаще всего прибегаете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?

Содержание занятия

В основе деятельности врача лежат специальные знания, в целом относящиеся к естественным наукам. Однако в ситуации практического действия врач выступает как сотрудник медицинского учреждения, или как профессионал, обязанный действовать согласно нормам, принятым в этой деятельности, и постоянно повышать уровень своего мастерства. Однако в деятельности врача существуют такие ситуации, которые предполагают не только принятие решения о своем действии, но и необходимость управлять действиями другого, строить взаимные с ним действия. К ним можно отнести общение с подчиненными и начальством, разрешение деловых конфликтов, установление отношений с пациентом и его родственниками и т.п. В этих случаях недостаточно только осознания собственной позиции и привлечения неких положений, описывающих поведение людей, включенных в ситуацию. Требуются дополнительные знания, выступающие в функции регуляторов деятельности и дающие представление о возможных вариантах действий. Таким практическим знанием отражающим опыт управления другими людьми, может служить педагогика.

Педагогические действия предполагают обращенность к человеку, но одновременно и к определенному культурному содержанию с целью передачи и усвоения содержания этим человеком. В рамках обобщенного понимания педагогической ситуации такого человека называют учащимся - постигающим для него неизвестное, чужое. Для педагогической ситуации принципиально, что между преподавателем и обучаемым лежит особый предмет, сформированный в ходе отбора культурного содержания, в процессе обучения его называют учебным предметом. Схематично педагогическую ситуацию можно описать, как наличие трех составляющих и их связей: преподаватель, обучаемый и то отобранное культурное содержание, которое приготовлено к передаче.

Во всем многообразии человеческой жизни каждый сталкивается с ситуациями, которые могут быть определены с точки зрения педагогики. Часто позиции обучаемого и преподавателя обозначены социальными ролями и имеющимися у участников жизненным опытом. Так, студенты почти автоматически воспринимаются в качестве учеников, а на родителей возлагаются педагогические функции, так же как и на лектора или выступающего по отношению к аудитории. И пациент почти всегда ждет от врача не только профессиональной помощи, но и человеческой поддержки, которая не в последнюю очередь связана с передачей опыта в формировании умений. Таким образом, пациент готов быть «обучаемым», он нуждается в том, чтобы врач занял по отношению к нему позицию сходную с педагогической. В практике повседневной работы врач попадает в педагогическую ситуацию не только с пациентом. В качестве его партнера – могут выступать другой работник здравоохранения (коллега – врач или средний медицинский персонал), родственники пациента, социальные работники и д.р.

В работе врача в качестве педагогических признанны случаи:

1. Обучение младшего персонала отдельным приемам и навыкам.

2. Передача личного опыта коллегам.

3. Составление методики приема лекарственных препаратов для пациентов.

4. Обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными.

5. Формирование у пациента ответственного отношения к лечению.

6. Объяснение ему значений процедур и лекарственных средств.

7. Убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни.

8. Участие в просветительских программах.

Приняв на себя педагогическую задачу, врач должен позаботиться о психологической комфортности пациента, которая состоит в защищенности от стрессовых состояний, возможности выяснить все для него необходимое. Особое значение в таком случае приобретает характер протекания беседы, которую ведет врач.

Практические советы.

1. Сделайте знак приветствия, который будет символом того, что вы готовы принять другого человека как друга. Посмотреть ему в лицо, укажите рукой и на словах, куда присесть. Если вы начнете встречу с рукопожатия, то кроме жеста вежливости это может дать вам важную информацию. Во – первых, то, как человек пожимает руку, может многое рассказать о характере, физическом психологическом состоянии. Во – вторых, сама форма его поведения может прояснить его настрой на встречу с вами (нерешительность, смущение или, наоборот, агрессивность).

2 Выберите удобное место для общения, которое подчеркнет равноправность ваших позиций в диалоге. Если есть возможность сесть, то лучше поставить стул напротив, а не рядом или повернуться к пациенту (его родственнику) лицом. Если такой возможности нет, то при разговоре вам самому надо встать.

3 После вашего приветствия или первого сообщения сделайте паузу, позволив вступить в диалог вашему партнеру.

4 Сразу же объясните, каким вы видите ход данной встречи, и когда он сможет задать вам вопросы.

5 Обязательно время от времени уточняйте, все ли ему понятно и не испытывает ли он каких либо затруднений.

6 При разговоре старайтесь смотреть в лицо собеседника. Если вам требуется визуальное подкрепление в виде, какого либо источника информации, то во время чтения протяните свободную руку в сторону пациента, подчеркивая его сопричастность.

В большинстве случаев врач должен испытывать профессиональную необходимость поддержания деловой связи с пациентом, т.к. результаты его работы напрямую зависят от их совместных действий. В общении врача с пациентом большую роль играет личное доверие, которое может установиться (в благоприятных случаях) между партнерами взаимодействия.

Существует определенный минимум информации, который становится основой для планирования и осуществления лечения. По мнению Б. Лоуна, в той или иной форме врач должен донести до пациента ответы на следующие вопросы.

«1. Ясно ли он понимает природу проявляющихся симптомов и существует ли способ их лечения.

2. Если болезнь, не излечима можно ли, тем не менее, облегчить ее проявление?

3. Если болезнь опасна для жизни, сколько приблизительно лет человек может прожить.

4. Если она не опасна для жизни, то может ли состояние стабилизироваться или будет прогрессировать? Если да, то с какой скоростью?

5. Какие осложнения возможны при данном заболевании и как их избежать? Как это отразится на образе жизни?

6. Может ли изменение образа жизни существенно повлиять на развитие болезни».

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Передача знаний пациенту невозможна без доверительного полноценного общения, партнерской позиции, без уважения к его личности.

Барьером для установления доверительных отношений и полноценного общения между врачом, пациентом и другими могут послужить:

1. Личностные черты, особенности характеров партнеров, затрудняющие общение. К ним относят следующие качества: эгоцентризм (неспособность стать на позицию другого человека), властность, стремление к доминированию, категоричность («по любому вопросы существуют два мнения – одно мое, а другое – неправильное!»), нетерпимость к недостаткам других, агрессивность.

2. Барьер отрицательных эмоций. Человек, охваченный гневом или полный обиды, не способен к нормальному взаимодействию, он не в состоянии адекватно воспринимать собеседника. Испытывая по отношению к пациенту чувства брезгливости, раздражения, страха, невозможно рассчитывать, что его удастся понимать правильно. Возникающие негативные чувства не всегда осознаются.

3. Барьеры восприятия. Первый момент восприятие человека человеком во многом предопределяет последующее взаимодействие, создает соответствующую установку, которая может быть либо положительной, либо отрицательной (в последнем случае в дальнейшем приходиться тратить много усилии, чтобы ее изменить). Значимую информацию о другом человеке несут такие элементы, как его внешний вид (общий облик, одежда, прическа, аксессуары), голос, манера поведения.

Практический совет.

Попробуйте выяснить ожидания ваших пациентов по поводу внешнего вида врача (его кабинета) и постарайтесь не шокировать их яркой татуировкой или экстравагантной прической и т.п. Если же вы отличаетесь очень высоким ростом, или вы стоматолог левша, или у вас аллергия на парфюмерные запахи, постарайтесь, чтобы пациентов, обратившихся к вам впервые, к этому подготовили.

Невербальные компоненты общения.

В формировании впечатления о человеке большую роль играют невербальные (т.е. неречевые, несловесные)способы общения, которые не всегда осознаются партнерами,но почти всегда оказывают влияние. Установлено, что передача информации за счет слов достигается только на 7%, за счет звуковых средств на38%, а за счет невербальных средств на 55%.

К невербальным (неречевым) средствам общения относятся: интонация, тембр голоса, паузы, скорость речи т п.; мимика и пантомимика; дистанция в общении (расстояние между говорящими); контакт глаз. Повышенная громкость в целом свойственна возбужденному, напряженному общению. Носители громкой речи воспринимаются окружающими, как доминирующие, желающие привлечь к себе внимание (однако не следует, и забывать о возможности нарушения слуха, при котором у человека искажается восприятие собственной речи).

В создании доверительной спокойной атмосферы в общении большую роль играет пантомимика – позы и жесты собеседника. Они могут быть напряженными, закрытыми. Для создания атмосферы сотрудничества, внимательного слушания, при котором пациента обычно не торопят, врачу обязательно нужно сидеть в удобной, спокойной, стабильной позе.

Важный фактор общения – дистанция, при которой комфортно беседовать с человеком. Расстояние, которое мы стараемся сохранять при общении с разными людьми, больше всего зависит от характера общения (интимное, личное, деловое, или публичное общение), а также от индивидуальных особенностей собеседника, их социального статуса, национальной культуры.

Практический совет.

При сборе анамнеза дайте пациенту обратную связь. Кратко резюмируйте его жалобы и спросите, правильно ли вы его поняли. Тогда у него будет уверенность в том, что вы услышали все, что он хотел сказать, а также появиться возможность исправить или дополнить свои жалобы.

Не забывайте воспользоваться и обратной связью от пациента – попросите его рассказать, как и какие ваши рекомендации, он выполнял и какие получились результаты. В этом случае вы сможете не только более эффективно помочь этому пациенту, но и обучаться на его примере, получая подтверждение или опровержение своих прогнозов.

Каналы восприятия.

Человек воспринимает окружающий мир при помощи всех своих органов чувств, но при этом одним из них он бессознательно отдает предпочтение. Выделяют три типа людей по ведущему каналу восприятия: визуалы - зрительный канал, кинестетики - чувственный канал, аудиалы – слуховой канал - и четвертый тип людей у которых нет четкого предпочтения- дигиталы( логики, как правило это взрослые ). Характерные особенности каждого из названных типов представлены в таблице

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...