Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегии поведения в конфликтной ситуации.




Оказавшись в конфликтной ситуации человек, выбирает часто неосознанно, одну из возможных стратегий поведения: избегание проблемы или уход от нее, приспособление, соперничество или конкуренция, компромисс, сотрудничество.

Предоставляемая ниже методика определит, какой способ реагирования в конфликтной ситуации вами предпочитаем.

Практический совет

Если вы попали в конфликт, можно поступить следующим образом:

-посмотреть на конфликт со стороны, мысленно предоставить всю картину сложившейся ситуации, рассмотреть разные способы ее разрешения-техника визуализации (особенно подходит для визуалов);

-провести эмоциональную разгрузку: применить аутотренинг, заняться спортом, поиграть в теннис, футбол или любую игру, позволяющую выплеснуть агрессию, выдержать паузу (посчитать до 10 и обратно или выпить чашечку кофе) и т.д. (больше помогает кинестетикам);

-попробовать каждую позицию конфликтной ситуации пересказать от первого лица-техника «Я - переименования» (лучше получается у аудиалов)

-проанализировать ситуацию и выбрать оптимальную стратегию поведения (эффективно для дигиталов)

 

Практическая часть.

1. Определение ведущей сенсорной системы человека, по методике «Ведущий орган чувств».

Определение ведущей сенсорной системы человека

Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека. Предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.

Для определения ведущей сенсорной системы предлагается методика «Ведущий орган чувств» (ВОЧ), предложенная польскими психологами, в переводе Ефремцевой. Методика приводится по книге: Кулешова Л. Н. Психология древних ощущений. — СПб, 1999.

Оборудование. Испытуемым предлагается стандартный бланк с вопросами (см. далее).


Инструкция испытуемым. Внимательно прочитайте вопросы и в опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны.

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами 13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое 25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя 37. У меня неплохая стереоаппаратура
2. Часто напеваю себе потихоньку 14. Люблю читать во время еды 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой
3. Не признаю моду, которая неудобна 15. Люблю поговорить по телефону 27.Придаю значение манере одеваться у других 39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры
4. Люблю ходить в сауну 16. У меня есть склонность к полноте 28.Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться. 40. Не выношу беспорядок
5.В автомашине цвет для меня имеет значение 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому 29.Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука. 41. Не люблю синтетических тканей  
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение 18. После плохого дня мой организм в напряжении 30. Мне нелегко найти удобную обувь 42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения
7. Меня развлекает подражание диалектам 19. Охотно и много фотографирую 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы 43. Часто хожу на концерты
8. Внешнему виду придаю серьезное значение 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые. 32. Узнаю, когда-либо виденные лица даже через годы 44. Само пожатие руки много мне говорит о данной личности
9.Мне нравится принимать массаж 21. Легко отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику 45.Охотно посещаю галереи и выставки
10. Когда есть свободное время, люблю наблюдать за людьми 22. Вечером люблю принять горячую ванну 34. Люблю слушать, когда говорят 46. Серьезная дискуссия – это интересно
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением 23. Стараюсь записывать свои личные дела 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать 47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо 24. Часто разговариваю с собой 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть 48. В шуме не могу сосредоточиться

 

Обработка и интерпретация данных. Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов.

Ключ для обработки результатов.

Визуальный Аудиальный Кинестетический
1,5,8,10,12,14,19,21,23,27,31,32,39,40,42,45 2,6,7,13,15,17,20,24,26,33,34,36,37,43,46,48 3,4,9,11,16,18,22,25,28,29,30,35,38,41,44,47

 

Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему.

Методика Томаса «Способы реагирования в конфликтных ситуациях»

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

Инструкция. Оцените, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто — 3 балла, от случая к случаю — 2 балла, редко — 1 балл.

Опросник

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

3.Ищу компромисс.

4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.Избегаю противника.

6.Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем — категорически нет.

8.Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

10.Меняю тему.

11.Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.

12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13.Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.

14.Предлагаю мир.

15.Пытаюсь обратить все в шутку.

 

Ключ

А — вопросы 1, 6, 11; Б — вопросы 2, 7, 12; В — вопросы 3, 8, 13; Г — вопросы 4, 9, 14; Д — вопросы 5, 10, 15.

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитайте баллы в соответствии с ключом, и их общее количество позволит выявить преобладающую стратегию поведения в конфликте.

А - Конкуренция — жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди стоят на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Б — Сотрудничество — примиренческий стиль — ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, а также на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

В - Компромисс — с самого начала прослеживается установка на

справедливое решение.

Г — Приспособление — мягкий стиль — проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

Д — Избегание — этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить ее до открытого столкновения.

Рассмотрите два примера, приведенных ниже, и ответьте на предложенные к ним вопросы.

 

Ситуационная задача

А. Пациент Г. 37 лет на приеме у врача-стоматолога потребовал срочно удалить больной зуб. После осмотра и рентгенологического обследования врач объяснил пациенту, что зуб может быть сохранен при условии еще двух сеансов лечения. Недовольный таким, по его мнению, надуманным промедлением, больной в раздражении покидает кабинет. В регистратуре его несколько успокоили и посоветовали обратиться к другому врачу в этой же клинике. Зная о случившемся конфликте, новый врач, игнорируя стандарты технологии лечения, пошел «на поводу» у пациента и немедленно выполнил просьбу, удалив зуб без каких-либо предложений о лечении:

а) является ли эта ситуация конфликтной? Кого можно считать субъектами этого конфликта? Какие стратегии поведения они выбрали?

б) оцените эту ситуацию и ее возможные последствия с точки зрения конфликтолога и стоматолога-профессионала?

в) как бы вы поступили в подобном случае?

Б. Медсестра должна делать уколы антибиотиков в определенное время (6 ч., 12 ч., 18 ч., 24 ч). Об этом знают пациенты. Но из-за большой загруженности последним пациентам процедура проводилась на полчаса позже. Один из пациентов возмутился и обратился с жалобой к врачу.

Какую стратегию поведения выбрали бы вы на месте врача и почему?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...