Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Юридические лица как субъекты права




Для обозначения полноценных участников гражданского, хозяйственного и финансового оборота в правовых системах всех стран с давних времен используется особая правовая категория в виде понятия «юридическое лицо». При всем многообразии подходов к пониманию этой конструкции, имеющихся в зарубежной и отечественной литературе, считается бесспорным, что ею обозначаются предприятия, учреждения и организации, удовлетворяющие определенным требованиям.

Понятие юридического лица раскрывается в ст. 48 ныне действующего ГК РФ, хотя оно имеет значение для финансового, предпринимательского, земельного, международного частного и некоторых других отраслей права, превращаясь тем самым в одну из категорий общего учения о праве.

Юридическим лицом признается организация (предприятие, учреждение), которая обладает легитимно обособленным имуществом и отвечает им по своим обязательствам, самостоятельно приобретает и осуществляет права и обязанности, от своего имени выступает в качестве истца или ответчика в суде.

Соответственно, первичным (исходным) признаком юридического лица служит наличие легитимным (законным) образом обособленного имущества, необходимого для того, чтобы быть надежным партнером в экономических отношениях, нести ответственность по своим обязательствам. Причем обособленность имущества внешне выражается в существовании уставного (складочного, паевого) капитала и других активов, отражаемых на самостоятельном балансе или в самостоятельной смете учреждения, финансируемого из бюджета собственника. О легитимности же обособления имущества свидетельствуют право собственности или ограниченные вещные права, такие, как право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право аренды, право концессии, право трастового управления. В указанной выше статье ГК РФ, к сожалению, такие ограниченные вещные права на обособленное имущество перечислены неполно.

С этим первичным признаком тесно связаны другие, производныепризнаки юридического лица. Их два: а) приобретение и осуществление прав и обязанностей самостоятельно, от своего имени; б) способность быть истцом или ответчиком в суде, включая сюда суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды. Выделяемые некоторыми авторами дополнительные признаки (организационное единство и банковский счет) не имеют существенного значения, поскольку любая организация (предприятие, учреждение) с обособленным имуществом немыслима без единых дирекции, бухгалтерии, реквизитов и т.д.

При наличии указанных нами признаков организация, учреждение или предприятие признаются юридическим лицом. Они остаются таковым и в случае реорганизации (преобразования, выделения, присоединения, объединения, разделения), если сохраняют эти признаки. Вопросы же правопреемства решаются в таких документах, как передаточный акт и разделительный баланс (ст. ст. 57-60 ГК РФ).

Когда же организация (учреждение, предприятие) лишается перечисленных выше признаков, она теряет статус юридического лица. Ее ликвидация означает исчезновение данного юридического лица без какого-либо правопреемства.

Филиалы, представительства, факультеты, брокерские конторы и иные подразделения организации (учреждения, предприятия) не считаются юридическим лицом, поскольку они не обладают его обязательными признаками. На этот счет есть прямое указание в ст. 55 ГК РФ. Оно распространяется и на банковские структуры, в том числе на Национальный банк РТ, являющийся в действительности одним из территориальных учреждений (т.е. подразделений) Центрального банка России. Чтобы не оставить сомнений в этом принципиальном вопросе, в ст. ст. 83-84 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[396] особо подчеркивается, что «Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России» и как таковые «не имеют статуса юридического лица».

В некоторых западных странах допускается признание юридическим лицом одного человека, имеющего определенный статус. В Англии в таком качестве выступают единоличные корпорации (corporation sole), состоящие из одного физического лица, а равно архиепископ, доверительный собственник и некоторые другие участники делового оборота. В России ныне индивидуальные доверительные (трастовые) управляющие, частные нотариусы, частные аудиторы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальные предприниматели фактически тоже занимают положение, схожее со статусом юридического лица. Все они обладают легитимно обособленным имуществом, самостоятельно вступают в правоотношения, способны быть истцом или ответчиком в суде. В Татарстане ведомственным нормативно-правовым актом, утвержденным Госкомимуществом РТ 13 октября 1993 года, признано, что индивидуальные трастовые управляющие действуют на правах юридического лица. Это, по-видимому, не случайно, ибо указанные выше субъекты права, по существу, выполняют роль не физических, а, скорее, юридических лиц.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц по действующему законодательству РФ могут носить общий (универсальный) или специальный (ограниченный) характер. Те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли (доходов) в качестве основной цели своей деятельности и, соответственно, считаются коммерческими, наделяются общей правоспособностью и дееспособностью. Это хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и государственные или муниципальные унитарные предприятия. Все они, в принципе, могут заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом. А остальные юридические лица, которые существуют ради достижения других целей, не распределяют между своими участниками доходов и признаются некоммерческими, имеют лишь специальную правоспособность и дееспособность, поскольку должны заниматься в основном тем, для чего они созданы. Сюда относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, бюджетные учреждения, благотворительные и иные фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и союзы (ассоциации) юридических лиц, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан[397].

Что касается деликтоспособности юридических лиц, то она тоже не всегда носит общий (универсальный) характер.

Бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности дополнительная ответственность возлагается на собственника имущества таких юридических лиц. Собственник несет дополнительную ответственность и по обязательствам казенных предприятий, если недостаточно имеющегося у них имущества (ст. ст. 115, 120 ГК РФ). Есть и некоторые другие обстоятельства, позволяющие говорить об ограниченной деликтоспособности некоторых юридических лиц.

Юридические лица вступают в соответствующие отношения, приобретают права и принимают на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными нормативно-правовыми актами и учредительными документами.

Некоторые из них (в частности, полные хозяйственные товарищества) действуют через своих участников. Но в любом случае лицо, выступающее от имени юридического лица, должно представлять юридическое лицо в его интересах, добросовестно и разумно. Оно обязано возместить убытки, причиненные им представляемому юридическому лицу (ст. 53 ГК РФ).

В вопросе о национальной принадлежности юридических лиц, действующих на территории двух и более стран, законодательство и практика различных государств существенно отличаются друг от друга. В одних странах предпочтение отдается месту регистрации учредительных документов юридического лица (например, Англия), в других - месту его офиса (ФРГ, Франция), в третьих - месту деятельности (Италия).

Иные субъекты права

В эту группу субъектов права входит, прежде всего, государство. В нашей стране - это Российское государство в целом (РФ). Оно выступает как самостоятельный субъект права в международных отношениях, при осуществлении права государственной собственности на федеральном уровне, в конституционных, гражданских и иных правоотношениях. Государству свойственна универсальная правосубъектность.

В федеративных государствах субъектами права являются также члены федерации. Это - штаты, земли, республики и т.д. В современной России таковыми считаются находящиеся в ее составе республики, края, области, федеральные города (Москва, С. Петербург), автономная область и автономные округа. Некоторые из них претендуют на статус государства (Татарстан, Башкортостан и др. республики), хотя лишены его признаков. Эти субъекты права самостоятельно участвуют во внешнеэкономических операциях, в отношениях с федеральным центром и между собой, в гражданско-правовых, финансовых, земельных и некоторых административных отношениях. Для них характерна, скорее, ограниченная (специальная) правосубъектность, поскольку не имеют юридически признанной способности вступать в международные публичные отношения, а внутри страны ограничены кругом вопросов, очерченным в ст. ст. 71-73 Конституции РФ.

Субъектами права могут быть и сугубо административно-территориальные образования государства, такие, как районы, города России. Их нередко называют муниципальными образованиями, хотя для этого нет достаточного основания. Муниципальные, т.е. самоуправляющиеся, общины существуют в сельских поселениях, в микрорайонах городов. Они, как и административно-территориальные образования государства, вступают в регулируемые правом жизненные отношения и, следовательно, в пределах своей компетенции являются субъектами права со специальной (ограниченной) правосубъектностью.

От имени государства, государственных и муниципальных образований в правоотношения вступают их органы и должностные лица, действуя в рамках своего статуса и компетенции. В гражданском праве на них распространяются нормы для юридических лиц, если иное не вытекает из закона и особенностей данного конкретного субъекта (ст. 124 ГК РФ).

Органы государства и их должностные лица как бы представляют государство и его территориальные образования в тех или отношениях, регулируемых нормами права. Соответственно, они участвуют в правотворческих, правоохранительных, судебных, управленческих, контрольно-надзорных и во многих других отношениях, регулируемых нормами конституционного (государственного), административного, природоохранительного, финансового, процессуального и некоторых иных отраслей права. Определяя их статус, компетенцию (юрисдикцию), формы и методы работы, правовые нормы наделяют их необходимыми правами и обязанностями, устанавливают меру их ответственности. Это говорит о том, что органы государства и их должностные лица наделяются специальной правосубъектностью, ограничивающей каждого из них правами и полномочиями, которые прямо предусмотрены в законах и подзаконных нормативно-правовых актах. Никто из них не может выйти за пределы норм права; каждый может делать только то, что разрешено этими нормами.

Следующую группу субъектов права составляют политические партии и иные общественные или религиозные организации, когда они не обладают признаками юридических лиц. В современной России «признается политическое многообразие, многопартийность», «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», а «свобода деятельности общественных объединений гарантируется» (ст. ст. 13, 30 Конституции РФ).

Политические партии и иные общественные или религиозные объединения имеют право собственности на свое имущество, участвуют в выборах, могут иметь свои фракции в Государственной Думе и других представительных органах власти, вступают в гражданско-правовые отношения, платят налоги[398]. Соответственно, политические партии, общественные и религиозные организации становятся участниками отношений, регулируемых конституционным, гражданским, предпринимательским, трудовым, природоохранительным и земельным законодательством, нормативными актами о печати, образовании, здравоохранении и т.п. Запрещаются лишь создание и деятельность таких общественно-политических объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности российской государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.13 Конституции РФ). Правосубъектность здесь ограниченная, ибо партии, общественные и религиозные организации должны заниматься деятельностью, ради осуществления которой они созданы.

Наконец, специфическим субъектом права надо признать естественноисторические общности людей; таковыми являются народ, нация, народность, национальные меньшинства. В соответствии с Конституцией РФ народ является «носителем суверенитета и единственным источником власти» (ст. 3). По общепризнанным нормам каждому народу (нации, народности) принадлежит право на самоуправление, в силу которого он свободно устанавливает политический статус и свободно обеспечивает свое экономическое, социальное и культурное развитие. Это естественное историческое право каждого народа, подтвержденное во Всеобщей декларации прав человека[399], принятой Генеральной Ассамблеей ООН[400] 10 декабря 1948 года, а затем кодифицированное в Декларации о принципах международного права 1970 года[401]. Позднее это право подтверждено в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в Декларации о праве на развитие, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1986 году. В статье 27 Международного пакта о гражданских и политических правах указано, что в странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды, пользоваться родным языком.

Обладая указанными выше правами, народы, нации, народности и национальные меньшинства (этнические, религиозные) выступают в качестве полноправного субъекта права. Причем в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1952 года специально подчеркнуто, что «право народов и наций на самоопределение является предпосылкой для пользования всеми основными правами человека» (ст. 12, с. 101). Безусловно позитивным шагом в данном направлении является принятие в России Федерального закона "О национально-культурной автономии"[402]

Вопросы для самоконтроля

1) Кого следует понимать под субъектом правоотношения?

2) Существует ли различие между субъектом общественного отношения, урегулированного правом, и субъектом правоотношения (права)?

3) Какие виды (категории) субъектов права (правоотношений) выделяет действующее российское законодательство?

4) Что понимают под правосубъектностью, какие составляющие образуют ее содержание?

5) В чем отличие правоспособности от дееспособности?

6) Как соотносятся дееспособность и деликтоспособность?

7) Какие существуют виды дееспособности и правоспособности у ряда субъектов права?

8) Что понимают под компетенцией и юрисдикцией?

9) Дайте определение физического лица.

10) Какие элементы образуют общий правовой статус физического лица?

11) Как соотносятся понятия «человек» и «физическое лицо»?

12) Приведите основные признаки юридического лица.

13) Приведите примеры на основе действующего законодательства, где в качестве субъектов правоотношения выступают иные категории субъектов права.

14) От чего зависят дееспособность и деликтоспособность физического лица?

15) Что понимают под общей и отраслевой дееспособностью физического лица?

16) Какая бывает правоспособность у юридических лиц?

17) Кем и на каких основаниях может быть ограничена дееспособность физического лица?

18) Какой юридический смысл имеет выделять деликтоспособность как специфическое проявление дееспособности?

19) Может ли дееспособное лицо обладать ограниченной деликтоспособностью?





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.