Главная | Обратная связь
МегаЛекции

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ




Под ред. к.психол.н. Ф.К. Зиннурова

Корректор О.Н. Хрусталева

Компьютерная верстка Ф.Ф. Фаткуллина

 

 

 

 

Подписано в печать . .2009 Усл.печ.л. ,

Формат 60х90 1/16 Тираж 500 экз.

 

Типография КЮИ МВД России

420108. г. Казань, ул. Магистральная, 35

 

 

Отпечатано с готового оригинал-макета в Центре инновационных технологий

420111, Казань, ул. К.Фукса, 11/6


[1] Фаткуллин Ф.Н. Теория государства и права: учеб. пособ. под ред. к.ю.н., доц. Сафиуллина Н.Х /Ф.Н. Фаткуллин, Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: КЮИ МВД России, 2002. 215 с.; Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебное пособие под ред. к.ю.н., проф. Н.Х. Сафиуллина. Изд. 2-е, доп. и перераб / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: КЮИ МВД России, 2006. 248 с.

[2] Спекторский Евгений Васильевич (1875-1951) - русский социальный философ, правовед.

[3] Сократ(469-399 до н.э.) - древнегреческий философ (Энциклопедия афоризмов. С. 432); один из родоначальников диалектики; рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 474).

[4] Лукреций (99-54 до н.э.) - римский поэт и философ-материалист (Энциклопедия афоризмов. С. 822); рассматривал развитие общества как поступательный процесс, в основе которого лежат "нужда" (особенно нужда в жилище, в огне и одежде) и "разум пытливый". В ходе этого процесса возникают язык, государство (происхождение которого Лукреций объяснял договором людей), право. (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 259).

[5] В современных условиях продолжается бурный процесс в рамках отечественного правоведения становления новых научных отраслей и одноименных учебных дисциплин на стыке юриспруденции как с собственно гуманитарными, так и социально-техническими науками; например, можно указать на такие отрасли (дисциплины), как социология права, философия права, антропология права, биология права, правовая информатика и т.п. (Ковлер А.И. Антропология права: учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2002. 480 с.).

[6] См.: Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк. - М.: Политиздат, 1985. С.117.

[7] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 194.

[8] Субъект (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание) - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 154).

[9] Философия.Основные идеи и принципы: попул. очерк. - М.: Политиздат, 1985. С. 297.

[10] Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М.: Наука, 1983. С.264.

[11] См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.29. С. 84, 86.

[12] Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - воззрение, объясняющее бытие из двух противоположных и не сводимых друг к другу начал: духовного и материального (Философская энциклопедия. Т. 2. С. 79-80).

[13] Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - в широком смысле слова социально-нравственное явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 64).

[14] Прагматизм (от греч. pragma - дело, действие) - позитивистское философское учение, рассматривающее значение понятий, суждений и прочего в терминах практических последствий основанного на них действия, успешность которого составляет единственный критерий истинности и отождествляется с нею (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 336).

[15] Руссо Жан Жак (1712 - 1778) - французский писатель и философ (Энциклопедия афоризмов. С. 3348); выделялся пониманием противоречивости общественного прогресса, борьбой против всякого социального неравенства, революционным демократизмом; высказал глубокую догадку о частной собственности как причине общественных антагонизмов (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 542).

[16] Метод(от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод - способ построения и обоснования системы философского знания (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 409).

[17] Теория(от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 205).

[18]Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. С.8-12.

[19] Идеология (от идея и logos - слово, учение) - система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности (Философская энциклопедия. Т. 2. С. 229).

[20]Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. С. 22.

[21]Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. С.23.

[22] Ленин В.И. Великий почин // Полн. собр. соч. Изд. 5. Т.39. С.15.

[23]Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М.: Наука, 1983. С.17.

[24] Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований (Электронное изданиеИЭС).

[25] Теология (греч. teologia, букв.- богословие, от teos - бог и logos - слово, учение) - учение о боге, построенное в логических формах идеалистической спекуляции на основе текстов, принимаемых как свидетельство бога о самом себе, или откровение (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 194).

[26] Аквинский Фома(1225 - 7 марта 1274) - средневековый философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений – томизма; отдавал предпочтение монархии; однако если монарх станет тираном, а его тирания - нестерпимой, народ имеет право выступить против тирана; все виды власти, в конечном счете, от бога; церковная власть выше государственной, ибо земные правители заботятся только о предварительных целях человека, а церковь - о его конечной, сверхъестественной цели. (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 382).

[27] Натурализм- направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети 19 в.; стремился к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному; исходил из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 559).

[28] Географическая школа - направление в социологии, рассматривающее географическое положение и природные условия в качестве определяющего фактора развития общественной жизни народов. Идея обусловленности общественных явлений географической средой высказывалась еще в античности. Демокрит, Гиппократ и Геродот, противопоставляя религиозно-мифологическому мировоззрению идею причинного, естественного понимания жизни людей, неоднократно отмечали влияние географических условий, особенно климата, на физический тип, обычаи и нравы, образ правления, уровень культурного и хозяйственного развития народов. В средние века арабский мыслитель историк Ибн Хальдун стремился выяснить значение географической среды для жизни общества. Наибольшее влияние географическая школа приобрела во Франции, где ее идеи еще в 16 в. высказывал Боден. Родоначальником географической школы можно считать Монтескьё (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 349).

[29] Боден Жан(1530-96) - французский политический мыслитель и социолог; изложил свой взгляд на общество как на сумму кровнохозяйственных союзов-семей; общество формируется независимо от воли человека под влиянием естественной среды; считал, что человеческое общество прогрессирует и что наука история изображает этот прогресс (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 179).

[30] Биологическое направление - социологические учения и школы второй половины 19 в., переносившие понятия и законы биологии на общество, что приводило к упрощенному истолкованию общественных явлений (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 167). Хотя аналогии с органическим миром в социальных теориях известны уже с античности, перенесение законов биологии на явления общественной жизни получило особенное распространение во 2-й половине 19 в., в связи с успехами биологии (открытие клетки, закона борьбы за существование и естественного отбора и др.); к биологическому направлению в социологии могут быть отнесены учение Г. Спенсера, расово-антропологическая школа (Ж. А. Гобино, Х. Чемберлен, Ж. Лапуж, О. Аммони др.), органическая школа в социологии (П. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс и др.), социал-дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, А. Смолл и др.). Школы биологического направления придерживались политики и ученые различной идеологической и политической ориентации - от реакционной, обосновывавшей войны, угнетение одних рас и социальных групп другими (расово-антропологическая школа), до либеральной (органическая школа). Биологические теории общества ставили некоторые сложные вопросы (проблема целостности общества, его структура и функции отдельных частей, изучение социальных конфликтов и др.). Однако эти теории были недостаточны для объяснения сложных социальных процессов, приводили к антиисторизму, поверхностные аналогии часто заменяли конкретное изучение явлений общественной жизни. В конце 19 - начале 20 вв. биологические теории постепенно вытесняются в немарксистской социологии психологическими теориями (Электронное издание БСЭ).

[31] Ламброзо Чезаре(1835 -1909) - итальянский тюремный врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве; развил теорию о биологической обусловленности уголовной преступности; первоначально толковал преступность как атавизм; развивал взгляд на преступника как на помешанного и эпилептика; биологизировал юридические функции государства, отождествляя их с защитной реакцией животных (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 251).

[32] Психологизм - в методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (Г. Тард, Ч. Кули, Дж. Мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др.), стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 419).

[33] Тард Габриель(1843-1904) - франц. социолог, психолог и криминалист; одни из создателей психологизма в социологии; заявлял, что народ. - это пассивная толпа, которая "гипнотизируется" гением, подражает ему; исходным пунктом общества является психология индивида, а фундаментальным принципом существования и развития общества служит подражание (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 535).

[34] Гумплович Людвиг(1838-1909) - польский и австрийский социолог и правовед, представитель социального дарвинизма; считал, что государство возникает из борьбы за господство этнических групп (рас); ввел понятие «этноцентризм» («Расовая борьба», 1883); связывал возникновение общества с биологическим законом борьбы за существование (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 347).

[35] Вебер Макс(1864-1920 ) - немецкий социолог, историк, экономист и юрист; основоположник так называемой понимающей социологии; отрицал объективность законов обществ. развития; социологические понятия суть не отражение существенных черт объективной реальности, а чисто условные, лишенные объективного содержания "идеальные типы", создаваемые сознанием для удобства систематизации сложной и иррациональной действительности;. при выработке "идеальных типов" социолог руководствуется "ценностными идеями" своего времени; отстаивал методологический плюрализм, фактически маскировавший его субъективный идеализм (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 231).

[36] Боас Франц (1858 - 1942) - американский лингвист, этнограф и антрополог, основатель школы «культурной антропологии » (Электронное издание БСЭ).

[37] Зиммель Георг(1858 - 1918) - немецкий философ-идеалист и социолог; представитель т.н. философии жизни: внешний мир существует лишь постольку, поскольку он "переживается" субъектом; естественные науки исследуют лишь явления, они не могут охватить все многообразие жизненных форм, а также постигнуть жизнь в целом. Познание же истории следует искать не во внешних фактах, а в психологии, которая является априорной предпосылкой исторической науки; задача состоит в том, чтобы на основании документов и преданий заключать о психических явлениях, лежащих в основе исторических событий (Философская энциклопедия. Т. 2. С. 176).

[38]Маркс Карл(1818-83) - мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю, Маркс дал в предисловии к сочинению "К критике политической экономии" в следующих словах: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие, отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним… Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий» (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 303).

[39] Дарендорф Ральф Густав(р. 1929) - немецкий социолог, идеолог современного либерализма; придерживается концепции "многоизмеримой стратификации", по которой классы и слои выделяются на основе многих критериев (занятость, доход, образование, тип жилища, район проживания и др.) (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 80).

[40] Консенсус (лат. consensus - согласие, единодушие), принятие решений в парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений (Электронное издание ИЭС).

[41] Дюркгейм Эмиль(1858-1917) - французский социолог, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основатель французской социологической школы; поведение личности целиком определяется степенью сплоченности общества; если общество находится в состоянии кризиса, то для личности утрачивается значимость социальных регламентаций; отсюда - безудержность желаний и страстей. Такое состояние общества он. называет аномией; в нем находится современное. ему капиталистическое общество (Философская энциклопедия. Т. 2. С. 100).

[42] Парсонс Толкотт(1902-1979) - американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии. Согласно ему, в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме общественного сознания, прежде всего психологических и этических явлений - изменения ценностей, норм, обычаев и т.д. Их структуру Парсонс объявляет существом структуры "социальных институтов". Так, существование собственности - результат наличия в обществе ценностей, признающих ее "естественность". Представления Парсонса о явлениях распределения власти, классов в т.д. в американском обществе лежат в рамках "теорий технократии": согласно Парсонса, власть в США сосредоточена " руках "специалистов", отнявших в результате "мирной революции" власть у собственников (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 216).

[43] См. подробнее: Основы политической науки: учебное пособие для высших учебных заведений. Часть I. - М.: О-во «Знание» России, 1993. С.58-78.

[44] Монизм (от греч. monos - один, единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма - дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал) (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 489).

[45] Там же: С. 59.

[46] См.: Словарь иностранных слов. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952. С.442.

[47] Аспект (лат. aspectus вид, взгляд) - точка зрения, взгляд на что-нибудь (Электронное издание БЭС).

[48] Генезис (греч. genesis) - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления; есть момент закономерного процесса развития явлений, связанного с перерывом постепенности и скачкообразным переходом в новое качеств. состояние (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 347).

[49] Онтология (греч. ontos сущее + logos наука) - учение о бытии; в ряде филос. систем так называют ту их часть, в которой излагается учение о бытии как таковом, независимо от субъекта и его деятельности (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 140).

[50] Аксиология (греч. axios ценный + …логия) - философское учение о духовных, моральных, эстетических и др. ценностях; центральное понятие аксиологии определяющее предмет ее изучения, - понятие "ценности" (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 30).

[51] Базис и надстройка (от греч. basis - основание) - основные понятия исторического материализма, марксистского понимания общества. Великая историческая заслуга Маркса и Энгельса состояла в том, что они из всей совокупности общественных отношений, образующих данное общество, выделили отношения материальные как реальный базис, основание общества, а идеологические общественные отношения рассматривали как надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Основная идея исторического материализма, пишет Ленин, "состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми" (Соч. 4 изд. Т. 1. С. 134) (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 122).

[52] Эмпирия (empeiria опыт) - человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств; наблюдение, осуществляемое в обычных естественных условиях, в отличие от эксперимента (Словарь иностранных слов. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952. С.811).

[53] См., к примеру: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2008; Венгеров А.Б., Гафуров, З.Ш. Теория государства и права. М., 1993; Общая теория права / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996; Общая теория права:курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород: Н.ВШ МВД РФ, 1993; Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994; Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: НОРМА, 2000; Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА, 2002; Ромашев Р.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002; Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: учебник. СПб.: Питер, 2003; Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Норма, 2004 и др.

[54] Структура (лат. structura - строение, расположение, порядок) - относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; инвариантный аспект системы (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 140).

[55]Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 03.05.01.65 «Юриспруденция». Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.2005 г. N 180.

[56] См.: Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. - М.: Норма, 2004. С. X.

[57] Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА, 2002. С. ХIII.

[58] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18. С. 134-135.

[59] См.: Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М.: Наука, 1983. С.140.

[60] Цицерон Марк Туллий(106-43 до н.э.) - римский политический деятель, оратор и писатель (Энциклопедия афоризмов. С. 1319); идеальной формой правления считал соединение монархии, аристократии и демократии (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 468).

[61] История и социология. М., 1964. С.115; Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. К вопросу о классификации общественных наук // Методологические вопросы общественных наук. М., 1966. С.49.

[62] Философия (от фил... и греч. sophia - мудрость) - рефлексия о последних (предельно общих) принципах (основаниях) бытия и познания, о смысле человеческого существования. Философия дистанцируется от любых форм наличного (сложившегося) знания, ставя их под вопрос и делая предметом рассмотрения их явные или неявные предпосылки (Электронное издание БЭС).

[63] Логика (греч. logikn - наука о мышлении, от logos - слово, речь, разум, рассуждение) - наука о законах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления, а также о языке как средстве такого познания. Основная цель логики - выяснение условий истинности познания, выработка эффективных логических аппаратов и правильного метода познания (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 203).

[64] Социология (франц. sociologie, от лат. societas - общество и греч. logos - слово, учение; буквально - учение об обществе) - наука о закономерностях и движущих силах развития и функционирования социальных систем, как глобальных (общество в целом), так и частных (социальные группы, учреждения и процессы); изучает взаимосвязь различных социальных явлений, взаимодействие общества и природы, а также общие закономерности и элементы социального поведения людей (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 85).

[65] Политология (полит(ика) + …логия) - наука, изучающая политическую организацию и политическую жизнь общества, проблемы внутренней политики и международных отношений (Электронное издание БЭС).

[66] Культурология – наука о духовной культуре народа (Электронное издание БЭС); комплексная дисциплина, возникшая в 20 в. на стыке истории, философии, политологии, теории искусства, социологии, социальной психологии и др. наук о культуре и исследующая происхождение и сущность культуры, ее разновидности и типы, место человека в культуре, эволюцию культуры, причины революций в культуре и культурных деградаций, соотношение внутренней и внешней культуры, культуры и цивилизации, культуры и контркультуры, культуры и природы (Философия: энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004.С. С.414).

[67] Психология (от греч. psyche - душа и logos - наука) - наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и др. явлений психики (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 420).

[68] Педагогика (греч. paidagogike) - наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования (Электронное издание БЭС).

[69] История - применительно к обществу обозначает: 1) реальный процесс развития общества в целом, а также отд. стран, народов или сторон обществ. жизни; 2) науку, изучающую этот процесс во всей его конкретности и многообразии (Философская энциклопедия. Т. 2. С. 368).

[70] Политика (греч. politikos - государственный, от polis - государство) - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самое существенное в политике - это "устройство государственной власти" (см. В.И. Ленин. Соч. Т. 19. С. 98); "...политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства..." (Ленинский сб. XXI, 1933. С. 14). Содержание политики определяется интересами данного класса или союза классов. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или опосредованно связано с проблемой власти (см.: К.Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 1. С. 360) (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 295).

[71] Социология права – научная и учебная дисциплина. Родоначальником социологии права является французский философ и социолог Огюст Конт, впервые использовавший понятие социологии для характеристики новой системы научного знания в обществе, определивший ее место в системе наук и роль в общественной жизни (Электронное издание БЭС).

[72] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т.20. С.9.

[73] Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 29.

[74] Судебная медицина - раздел медицины, изучающий медицинские и биологические проблемы, возникающие в следственной и судебной практике. К ним относятся: процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы; изучение причин расстройств здоровья и смерти человека от различных внешних воздействий; судебно-медицинская экспертиза живых людей (по поводу телесных повреждений, состояния здоровья, определения возраста, при половых преступлениях и др.); экспертиза трупа; экспертиза вещественных доказательств (исследование крови, выделений организма, волос и др.) и т. д. Судебная медицина тесно связана со многими медицинскими (патологическая анатомия, травматология, токсикология и др.) и правовыми (криминалистика, уголовное и гражданское право и процесс) дисциплинами. По мере развития судебной медицины выделились как самостоятельные отрасли судебная химия, судебная психиатрия, судебная токсикология (Электронное издание БЭС).

[75] Судебная психология – прикладная юридическая наука, предметом которой является психика человека в ее правовых проявлениях: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, вменяемость, мотив, вина и т.д. (См. подробнее: Ю.В. Чуфаровский. Юридическая психология: теоретические аспекты, практическое применение. М., 1996); отрасль науки, изучающая особенности проявления закономерностей психической жизни в области предупреждения преступлений судопроизводства, исправления и перевоспитания преступников; исследует психологический «механизм» проникновения в сознание и укоренения антиобщественных взглядов и привычек, процесс формирования и реализации преступных целей и мотивов; влияние особенностей психики лиц, участвующих в судопроизводстве, на их позицию по делу, на содержание их объяснений и решений и т. д. (Электронное издание БЭС).

[76] Судебная психиатрия - отрасль психиатрии, изучающая психику человека с точки зрения анализа ее внутренних процессов; имеет много общего с юридической психологией и общей психологией; специфика предмета заключается в том, что она изучает и характеризует патологические явления человеческой психики, отклоняющиеся от нормы, тогда как психология занимается изучением психики человека в пределах нормы. Судебная психиатрия - пограничная наука, в которой проявляется синтез вопросов правового характера, медицины, общей психиатрии (Электронное издание БЭС).

[77] Криминалистика (от лат. criminalis - относящийся к преступлению) - область научных знаний о механизме преступления, о средствах и методах собирания, исследования, оценки и использования документов, раскрытия, расследования и предотвращения преступлений (Электронное издание БЭС).

[78]Криминология (от лат. crimen, родительный падеж criminis - преступление и logos - слово, учение) - наука, изучающая преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности (Электронное издание БЭС).

[79]В литературе отмечены и иные подходы в дифференциации юридической науки на отрасли научного знания; см., например: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2007. С. 948-949; Теория государства и права: учебник / Пиголкин А.С. и др. М., 2007. С. 30 и т.д.

[80] Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, 1914. С.6.

[81]Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин и др. М., 2007. С.53.

[82] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. С.54-58.

[83] Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко. М., 1999. С.8.

[84] Ларошфуко Франсуа де(1613-80) - французский писатель-моралист (Энциклопедия афоризмов. С. 2657); считал человека произведением природы, а личные интересы - двигателем его поступков (Философская энциклопедия. Т. 3. С. 148).

[85] Хун-Цзычен (XVII в.) – китайский писатель (Энциклопедия афоризмов. С. 2481).

[86] Сен-Симон Анри де(1760 - 1825) - французский мыслитель-утопист (Энциклопедия афоризмов. С. 5297); утверждал взгляд на человеческое общество как на закономерно развивающийся целостный организм, в котором все стороны жизни связаны воедино и который объединяет своих членов не только определенными философскими, религиозными и моральными принципами, но и общеполезной трудовой деятельностью, являющейся естественной необходимостью и обязанностью человека и создающей важнейшую связь между людьми (Философская энциклопедия. Т. 4. С. 584).

[87] Държава, право, управление. София, 1977. С.7-30.

[88] Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права / Ф.Н. Фаткуллин. - Казань, 1987. С.33-40.

[89] См.: ст. ст. 12, 130-133 Конституции РФ.

[90] См.: п. 2 ст. 3, ст. ст. 10, 116-120 Конституции Республики Татарстан (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII) (с изм. и доп.).

[91] См.: Кашко В.С. Ответственность в системе местного самоуправления. Красноярск, 2005. С.88-100; Безруков А.В. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: проблемы соотношения и интеграции // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сб.н.т. Выпуск 4 . Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2008. С.4-22.

[92]Цицерон Марк Туллий(106 - 43 до н. э.) - римский политический деятель, оратор, философ, писатель (Энциклопедия афоризмов. С. 1321); сторонник республиканского строя; в 44, после убийства Цезаря, был фактически главой республиканского Рима, но в 43 цезарианцы взяли верх и убили Цицерона (Философская энциклопедия. Т. 5. С. 468).

[93]Личность - 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие “личность” отличают от понятий “индивид” и “индивидуальность”. Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями (Электронное издание ИЭС).

[94] Ст. ст. 17-19 Конституции РФ.

[95] П. 2 ст. 3, ст. 32 Конституции РФ.

[96] Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.) - древнегреческий ученый (Энциклопедия афоризмов. С. 102); философ, основатель Ликея; учитель Александра Македонского; не был ни сторонником афинской аристократии, ни афинского демократического строя, считая их неправильной формой государственного устройства; предпочтение отдавал умеренной демократии (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 91).

[97] Демократия (греч. dеmokratia - власть народа, от dеmos - народ и kratos - власть) - термин "демократия" употребляется: 1) для обозначения народовластия, 2) для характеристики государства, которое отличается рядом юридических признаков (признание воли большинства в качестве источника власти и декларирование свободы и равноправия граждан), 3) как синоним прав и свобод граждан (Философская энциклопедия. Т. 1. С. 456).

Демократия - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную демократию, когда основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов, и представительную демократию, когда решения принимаются выборными органами, в том числе парламентами (Электронное издание БЭС).

[98] Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. М. Юрист, 1994. С.100-101 и др.

[99] Политическая система общества - система социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели (Электронное издание ИЭС).Политическая организация общества - система политических учреждений государственно-организованного общества. Политический характер организация общества приобретает с возникновением классов и появлением государства. В ходе истории политическая организация общества усложняется, и в развитом обществе наряду с государством как основным звеном включает в себя партии, профсоюзы, церковь и др. организации и движения, преследующие политические цели, а также нормы, политические традиции и установки, связывающие политическую организацию общества в систему и обеспечивающие её функционирование. Деятельность учреждений и институтов, составляющих политическую организацию общества, охватывает все общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления политической власти. В качестве синонима политической организации общес





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.