Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 ■ Учение о психологическом стрессе




Г

I


 

Глава 1 ■ Учение о психологическом стрессе

мы; 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения; 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему; 5) типа выбранного реагирования — защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяют выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.

1. 3. Теории и модели психологического стресса

С именем Р. Лазаруса [118, 119, 368—379] связана разработка когнитивной теории психологического стресса, основу кото­рой составляют положения о роли субъективной познаватель­ной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса. Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов определенного вида. «Вредоносные» свойства стимула (условий) оцениваются по характеристикам интенсивности его воздействия, степени неопределенности значения стимула и времени воздействия, ресурсов индивида по преодолению такого воздействия. В этих условиях ресурс индивида (субъекта) в основном характеризу­ется состоянием и потенциями ряда компонентов психологи­ческой структуры субъекта.

R. Lazarus [362] высказал предположение о том, что адапта­ция к среде определяется эмоциями. В его теории когнитивные процессы обусловливают как качество, так и интенсивность эмоциональных реакций, причем краеугольным камнем явля­ется когнитивная оценка, детерминируемая взаимодействием личностных факторов индивида с теми стимулами среды, с которыми он сталкивается. Качество и интенсивность эмоции и результирующее поведение зависят от когнитивной оценки значимости реального или антиципирующего взаимодействия со средой, определяемой исходя из благополучия личности.

Подчеркивая специфику психологического стресса и отли­чие от биологических и физиологических его форм, Р. Лазарус [118] обращает внимание на необходимость использований адекватных понятий: «Психологические механизмы должны


10.


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 1. Учение о психологическом стрессе


 


иметь отличный характер от физиологических, относясь к пси­хологическим, а не физиологическим процессам. Мы можем искать формальные параллели и взаимосвязи, но процессы не являются тождественными, и мы не можем объяснить за­висимость в одной системе, используя понятия, изобретенные в другой» [с. 191].

Автор выдвигает идею опосредованной детерминации наблюдаемых при стрессе реакций. По его мнению, между воздействующим стимулом и ответной реакцией включены промежуточные переменные, имеющие психологическую природу. Одним из таких психологических процессов является оценка угрозы, которая представляет собой предвосхищение человеком возможных опасных последствий воздействующей на него ситуации.

Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, имеют сложный характер: они состоят не только из относительно простых перцептивных функций, но и процессов памяти, способности к абстрактному мышлению, элементов прошлого опыта субъекта, результатов его обучения и т. п.

Понятие угрозы является основным в концепции Р. Ла-заруса, когда он описывает установленный в эмпирических исследованиях сложный комплекс явлений, связанных с по­ведением человека в трудных условиях. Так, по его мнению, угроза порождает защитную деятельность или защитные импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям. Они направлены на устранение или уменьшение предполагаемых опасных воздействий и выражаются в различном отношении к последним, например, в отрицании, преодолении ситуации или принятии ее. Природа защитных механизмов зависит как от ситуационных (характер стимула, его локализация, вре­менные характеристики и т. д. ), так и личностных факторов (интеллектуальные возможности субъекта, мотивация, про­шлый опыт, предпочтение тех или иных защитных реакций, убеждения, удерживающие от некоторых решений и т. д. ). Р. Лазарус, однако, не раскрывает, каким образом осущест­вляется эта зависимость, каковы критерии возникновения того или иного защитного механизма. Важной чертой его кон-


цепции является требование учитывать индивидуальный, не­повторимый характер структуры личности каждого человека, которая обусловливает различия между людьми в отношении процессов оценки угрозы и преодоления стресса.

Р. Лазарус подчеркивает необходимость разделения оценок угрозы от оценок процесса ее преодоления. С момента оцен­ки угрозы воздействия начинается процесс ее преодоления с целью устранения или уменьшения ожидаемого вредного эффекта. Характер, интенсивность этого процесса зависят от когнитивных оценок сочетания купирующих возможностей субъекта и требований к нему.

Поскольку угроза является решающим фактором психоло­гического стресса, встает вопрос о его критериях. Неявным об­разом автор принимает за такой критерий различные проявле­ния стресса, особое внимание среди них уделяя физиологиче­ским индикаторам. Он считает, что каждый физиологический индикатор угрозы дает какую-то специфическую информацию об ориентациях индивида по отношению к угрожающему стимулу. В целом, по мнению Р. Лазаруса, анализ различных категорий реакций и их компонентов (вегетативные или био­химические реакции, поведенческие изменения) дает нам наи­лучший ответ о природе психологических процессов, которые мы желаем понять.

Это положение имеет важное значение для оценки кон­цепции Р. Лазаруса в целом. Оно свидетельствует о том, что, признавая, с одной стороны, качественное своеобразие пси­хологического стресса, несводимость его к физиологическим процессам, он, с другой стороны, делает уступку бихевиоризму в вопросе о критериях стресса, полагая, что психологическую природу последнего можно установить на основе непосред­ственно наблюдаемых реакций. Таким образом, справедливо отметив недостатки анализа психологического стресса, базиру­ющегося на изучении его внешних проявлений и физических характеристик стимула, Р. Лазарус оказался не в состоянии преодолеть их, что привело к внутренним противоречиям в его теоретической схеме.

Данная теория позволяет сделать ряд важных выводов. Во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей, — личностные когнитив-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...