Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Развитие психологического стресса




т


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 1. Учение о психологическом стрессе


 


матико-адреналовые и эндокринные корреляты обнаружива­ются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической деза­даптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального (психологи­ческого) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.

С введением нового термина не исчезла терминологи­ческая путаница. Р. Лазарус [118] отмечает, что отдельные исследователи используют термин «стресс» там, где другие применяют такие психофизиологические понятия, как «кон­фликт», «тревога», «фрустрация», «защитная реакция».

С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие, как «напряжение» и т. п.

По утверждению Ч. Д. Спилбергера [204], состояние тре­воги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважения, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. Склонность к такого рода эмоциональной реактивности ха­рактеризуется как личностная тревожность.

При описании тревоги как процесса существенным явля­ется не только отчетливое разделение понятий «стресс» и «со­стояние тревоги», но и акцентирование на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время Ч. Д. Спилбергер [469] предложил использовать термины «стресс» и «угроза» для обозначения различных аспектов временной последователь­ности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По его мнению, понятие «стресс» должно использоваться для соот­несения с условиями-стимулами, порождающими стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реак-


ции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления претерпело зна­чительные изменения, связанные как с расширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы — причин­ности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса. Понятие «стресс» применяется не всегда обоснова­но, иногда им подменяются другие близкие (но не всегда) по смыслу термины — например, довольно часто любое эмоцио­нальное напряжение называют стрессом. Неоднозначность понимания стресса приводит к различиям во взглядах на сущность тех или иных психических явлений, несовпадению трактовок изучаемых феноменов, противоречивости получен­ных данных, отсутствию строгих критериев при их интерпре­тации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т. д.

В данной работе психологический стресс рассматривается как функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности).

В литературе помимо понятия «психологический стресс» часто используются родственные ему, но более частные по­нятия стресса профессионального, рабочего, организацион­ного, информационного, семейного и т. д. Анализ содержания этиопатогенетических процессов развития этих видов стресса, особенностей проявления и последствий позволяет считать их разновидностью психологического стресса. Их связывает то, что все эти виды стресса характеризуются наличием таких признаков, как индивидуально-психологическое своеобразие процессов психического отражения сущности экстремальных ситуаций (независимо от их природы) и личностных особен­ностей по их преодолению, которые выражаются в системе оценочных суждений о характере внешних требований и воз­можностей по их удовлетворению.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...