Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Развитие психологического стресса




22_


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 1. Учение о психологическом стрессе


 


1. 2. История учения о стрессе

Многообразие форм проявлений стресса, причин возникно­вения эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность обусловливается тем, что практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает это состояние. По образному выражению N. H. Rizvi«... стресс вез­десущ; он является оттенком жизни: одним нравится его вкус и они используют его для достижения желаемого результата, другим он не нравится и их организм стремится отреагиро­вать на стресс должным образом» [440, с. 103]. В то же время обширность пространства жизненных явлений и событий, индивидуальных особенностей человека, связанных с прояв­лением стресса, определяют многоплановость этого понятия, а подчас и недостаточную его четкость. Г. Селье сказал, что «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании пред­ставлений, отражающих хорошее знание проблемы и недо­статочное ее понимание» [454, с. 127].

Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.

Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 году, опубликована в 1950 году, а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних исследованиях [194-196, 454, 455 и др. ].

В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и орга­нические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях.

1. Все биологические организмы имеют врожденные ме­
ханизмы поддержания состояния внутреннего баланса или
равновесия функционирования своих систем. Сохранение
внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомео-
стазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно не­
обходимой задачей организма.

2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители,
нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на


любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифиче­ским физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит не­
сколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию
зависит от уровня резистентное™ организма, интенсивности
и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных
возможностей по предупреждению и купированию стресса —
их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом.

Стадия тревоги возникает при первом появлении стрес­сора. В течение короткого периода снижается уровень рези-стентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и орга­низм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессоров разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Стадия резистентности (сопротивления) наступает в слу­чае продолжительного воздействия стрессора и необходимо­сти поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функцио­нальных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регу­ляции защитно-приспособительных механизмов борьбы орга­низма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьша­ются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Г. Селье [194] предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет другой — «глубо­кой». Последняя мобилизуется путем адаптационной пере-


24.

Раздел I. Развитие психологического стресса

стройки гомеостатических механизмов организма. Ее истоще­ние необратимо, как считает Г. Селье, и ведет к гибели или к старению. Предположение о существовании двух мобилиза­ционных уровней адаптации поддерживается, как отмечает Л. А. Китаев-Смык [105], многими исследователями.

В настоящее время сравнительно хорошо изучена первая стадия развития стресса — стадия мобилизации адаптацион­ных резервов («тревога»), на протяжении которой в основ­ном заканчивается формирование новой «функциональной системности» организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды. Второй и третьей стадиям развития стрес­са, то есть стадии устойчивого расходования адаптационных резервов и стадии их истощения, посвящены немногочислен­ные исследования.

Характеризуя основную особенность концепции стресса, Л. А. Китаев-Смык отмечает, что «объект исследований Се­лье — неспецифические симптомы адаптации стресса — по­нятие относительное. Их можно " увидеть", только вычленяя подобные симптомы из множества симптомов адаптации. Стресс — понятие, теряющееся при чрезмерно большом или чрезмерно малом круге наблюдаемых симптомов. В теорети­ческих построениях Г. Селье присутствуют относительность причинности и целесообразность стресса. Относительно и по­нятие целостности носителя стресса: это локальные структуры в организме при " местном адаптационном синдроме", это весь организм, отвечающий " общим адаптационным синдромом", это та или иная совокупность людей при социально-психоло­гических проявлениях эмоционального стресса» [105, с. 9].

Под влиянием взглядов Г. Селье внимание многих иссле­дователей сфокусировалось на физических, биологических или морфологических изменениях, возникающих в результате действия стресс-факторов. При этом отходит на второй план динамика соотношений реакций организма с побуждающей причиной (стресс-воздействием) и внутренними, психоло­гическими факторами данной личности. Детально изучаются гормональные, метаболические, нейрохимические сдвиги при развитии эмоционального стресса, но недостаточно сколько-нибудь систематизированных исследований по оценке дина­мики и сопряжения физиологических реакций организма с


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...