Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Развитие психологического стресса




Раздел I. Развитие психологического стресса


 


Глава 3. Механизмы регуляции психологического стресса


Л


 


тельно к мозговой ткани [46]. Воздействие информационных процессов высшего ранга на соматическую сферу (в плане ответных вегетативных реакций, энергетических сдвигов, поведения) особенно важно. Это проявление информацион­ного регулирования подсистемами, где отчетливо проявляется «усилительный» характер содержательной информации.

Характеристика процесса отражения действительности с учетом отношения личности к этой действительности является наиболее важным аспектом психофизиологического анализа механизмов развития психологического стресса.

Объективно стрессовые ситуации и воздействия, воспри­нятые как сигналы, но не усвоенные личностью, не оказывают заметного влияния на поведение, соматические и вегетативные процессы. И наоборот, объективно менее существенные сиг­налы, но сразу усвоенные личностью, вызывают значительные изменения вегетативных и энергетических процессов. В этом и сказывается роль личности. Критичность, неустойчивость данной системы по отношению к определенной (содержатель­ной) информации вызывают значительные энергетические преобразования в системе. Свободная энергия трансформи­руется либо в связанную энергию новых структурных связей (например, пластические преобразования в нейрональных элементах мозга), либо на производство внешней работы.

Развитие синдрома психологического стресса на значимую для данного индивида информацию в существенной мере будет определяться также состоянием процессов внутриклеточной саморегуляции элементов центральной нервной системы. Они в конечном итоге обусловливают обеспечение адекватного поведения организма в стресс-ситуации. В противном случае происходит «прорыв» системы психологической адаптации индивида к информационному стресс-воздействию.

В изучении механизмов регуляции психологического стресса важным, но еще не до конца ясным остается вопрос о соотношении эмоции и стресса. В целом, в ряде работ под­черкивается неразрывная связь стресса и эмоций и даже до­минирующая роль эмоций в развитии стрессовых процессов [200, 207, 210 и др. ]. Однако в пользу разделения механизмов стресса и эмоций Г. Г. Аракелов приводит достаточно аргумен­тированные данные:


«... 1) эмоции разнонаправлены (положительные и отри­цательные), их механизмы различны, а стресс всегда однона-правлен — на мобилизацию жизненных сил организма, неза­висимо от последующей направленности (" знака" ) эмоций;

2) величина стрессовой реакции прямо зависит от силы
стрессора, а иногда и превышает ее; у эмоций эта зависимость
более многозначна и значительно менее жестка;

3) при всем внешнем сходстве исполнительных структур
мозга (гипоталамус) конкретные зоны их инициации раз­
личны;

4) стресс и эмоции выполняют разные функции» [12, с. 48].
О специфичности механизмов развития эмоций и стресса

свидетельствуют результаты исследования экстремальных воз­действий информационных факторов операторской деятель­ности, когда проблемность и значимость сложной или опасной ситуации, возникновение «информационно-когнитивного конфликта» первично вызывают стрессовые реакции, на фо­не которых зарождаются либо стенические, либо негативные (астенические) эмоции [29].

3. 2. Нейро-гуморально-гормональные процессы

Психофизиологический стресс является столь же значимым для человека, как стресс физической природы для любого живого организма. То есть основу психологических меха­низмов стресса составляют явления общего адаптационного синдрома, концепцию которого разработал Г. Селье [194, 195]. В общем виде схему воздействия стресс-факторов можно представить следующим образом. Ответное раздражение на воздействующий фактор со стороны коры головного мозга поступает в структуры гипоталамуса, где происходят генерация соответствующих фактору эмоциональных реакций и стиму­ляция симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Активация последних вызывает раздражение мозго­вого вещества коры надпочечников, что приводит к выбросу в кровяное русло адреналина и норадреналина. Гиперадрена-линемия, в свою очередь, вызывает повышение содержания других гормонов и биологически активных, энергоемких


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 3. Механизмы регуляции психологического стресса


JZ2


 


веществ, в частности, сахара и холестерина. Повышенная секреторная активность стимулирует работу практически всех органов систем, в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную, повышает интенсивность течения обменных процессов.

Стресс, согласно определению Г. Селье, — состояние, в котором происходит комплекс неспецифических изменений, возникающих под влиянием силовых воздействий любой природы и сопровождающихся перестройкой механизмов за­щиты организма. Первоначально основное внимание в своей концепции он уделил нейро-гуморальным реакциям адапта­ционного синдрома. Дальнейшая разработка этой проблемы показала, что проявления стресса гораздо шире изменения биохимического статуса организма и рассматриваться они должны с позиций своей конечной реализации — поведен­ческого акта, завершающего цикл разнообразных и сложных реакций всех органов и систем организма субъекта [196].

Теория нейро-гуморально-гормональной регуляции стрес-сорного воздействия в настоящее время разработана достаточно фундаментально, что позволяет определить основные механиз­мы адаптивной реакции организма.

В развитии реакции организма на сильные и сверхсильные раздражения наибольшее значение имеют две системы — сим-пато-адреналовая и гипоталамо-гипозифарно-надпочечная [101, 106, 144 и др. ]. Особо важную роль в развитии стресс-реакций играет гипоталамус, который через гипофиз направ­ляет, стимулирует и угнетает ряд гуморально-гормональных реакций, характерных для состояния стресса. Нейрогормоны передней доли гипоталамуса (вазопрессин и окситоцин) по­ступают по гипофизарно-портальному пути в заднюю долю гипофиза, а нейрогормоны задней доли гипоталамуса (стати-ны) подавляют деятельность его передней доли. Как отмечает Г. Н. Кассиль, любой стресс — физический, эмоциональ­ный, — вызванный болезнью, потрясением, болью, травмой, сопровождается цепной реакцией, начиная с коры головного мозга, кончая субклеточными, молекулярными образова­ниями. «Дыхание стресса проносится по всему организму, и внутренняя среда перестраивает (адаптирует) свой состав, физико-химические и биологические свойства, обеспечивая


организму условия наибольшего благоприятствования в борь­бе с опасностью» [101, с. 156].

Исследования, выполненные под руководством Г. Н. Кас­силя, позволили ему предложить схему развития стресс-ре­акции, отражающую нервные и гуморально-гормональные механизмы регуляции стресса.

Возбуждение коры головного мозга при стрессовых воздействиях передается на гипоталамус, где происходит освобождение и переход из связанной в активную форму нор-адреналина нервных клеток. Активируя норадренергические элементы различных отделов центральной нервной системы, в первую очередь ее лимбико-ретикулярной формации, нор-адреналин через высшие симпатические центры стимули­рует деятельность симпато-адреналовой системы; это ведет к повышению образования и поступлению во внутреннюю среду гормона мозгового слоя надпочечников — адреналина. Адреналин через гемато-энцефалический барьер проникает из крови в заднюю долю гипоталамуса, а возможно и в другие отделы мозга. Возникающее под влиянием адренергических элементов общее возбуждение мозга в силу противоположной реакции центральных и периферических образований нервной системы на действие одного и того же химического раздра­жителя способствует повышению активности трофотропных механизмов — серотонинергических и холинергических. Они стимулируют образование нейросекреторными клетками кор-тиколиберинов, которые, попадая в гипофиз, вызывают уси­ленное поступление в кровь адренокортикотропного гормона. Под его влиянием в коре надпочечников увеличивается синтез кортикостероидов, содержание которых в крови нарастает. Кортикостероиды, легко проникая через гематоэнцефаличе-ский барьер в мозг, по закону обратной связи тормозят обра­зование кортиколиберинов, что ведет к снижению их уровня во внутренней среде. При длительных и угрожающих жизни стрессовых ситуациях кортикостероиды связываются с особым белком крови — транскортином и перестают проникать в мозг (соединение кортикостероидов с транскортином задерживается гемато-энцефалическим барьером). В мозг перестает поступать достоверная информация об уровне кортикостероидов в крови, что приводит к нарушению обратной связи и расстройству за-


 



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...