Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие понятия теории организации




 

Термин «организация» (от лат. organizо – сообщаю стройный вид, устраиваю) имеет несколько различных смысловых толкований:

1) Организация как важное свойство системы, ее характеристика означает внутреннюю упорядоченность, согласованность час­тей системы, обусловленную ее строением.

2) Организация – функция управления, представляющая собой процесс, суть которого заключается в координации действий отдельных элементов системы.

3) Организация – совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимодействий между частями целого.

4) Организация – форма объединения людей для их совместной деятельности, социальная группа.

5) Организация – общефилософское толкование, предполагающее одну из высших форм существования материи.

В общем смысле под организациейимеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

В узком смысле под организациейпонимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой, заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Группа людей может считаться организацией, если выполняются следующие требования:

− наличие не менее двух человек, считающих себя частью этой группы;

− наличие хотя бы одной цели, общей для всех членов этой группы;

− наличие какой-либо деятельности, намеренно осуществляемой членами группы для достижения общей цели.

Отсюда можно сформулировать основные признаки организации:

1) организация – это объединение людей;

2) организации создаются и существуют для достижения общей цели;

3) необходимым условием достижения общих целей в организации явля­ется совместная деятельность, которая осуществляется в различных формах взаимодействия. Эти формы в каждой конкретной организации зависят от ее целей, видов деятельности, разделения труда и ряда других факторов;

4) организация имеет конкретные границы, позволяющие ей сущест­вовать автономно. Границы определяются видами деятельности, численно­стью работающих, капиталом, производственной площадью, материальными ресурсами и т.п.

Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя кото­рой люди объединяются и развивают свою деятельность. Миссия – понятие неоднозначное. Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей – выживания, роста, доходности. Она выпускает продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т.д.

Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает:

- предлагаемые продукты или услуги;

- место и роль в системе рыночных отношений;

- цели организации (выживание, рост, доходность);

- технологию (процессы, инновации);

- философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);

- внутреннюю концепцию (источники силы, степень конкурентоспособ­ности, факторы выживания);

- внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребите­лями, обществом в целом).

По мнению одного из крупнейших специалистов в области управления середины XX века Честера Бернарда, людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, самой примитивной из которых было, видимо, первобытное стадо, человеческий род не смог бы выжить и создать цивилизацию.

Организация использует возможности объединяемых ею людей для соб­ственного укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов на­личия определенного опыта, знаний, квалификации, активного участия в де­лах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения устано­вившимся правилам и нормам поведения, разделения своих целей и ценно­стей.

Главным признаком организации считается наличие цели, к достижению которой стремятся её члены. Общая цель организации служит фундаментом для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР (научно-исследова-тельские разработки), персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически выте­кающие из миссии как общей цели организации (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

Примеры ключевых целей организации (промышленного предприятия)

Функциональная подсистема Ключевая цель
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции на рынке
Производство Достичь наивысшей производительности труда при производ­стве всех видов продукции
НИР Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции, используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации
Финансы Сохранить и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе
Менеджмент Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланиро­ванных результатов

 

Другим признаком организации является её обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.

 

 

Социальная организация

 

Основываясь на признаках организации, можно сказать, что организация как социальная система представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, создаваемую (существующую) для достижения общей цели (целей), или организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Эти определения относятся к формальным организациям. Существуют также неформальные организации, главное отличие которых от формальных за­ключается в спонтанности их формирования.

Но социальную организацию можно определить и так: «Социальная организация это непрерывная система дифференцированных и координи­руемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, ма­териальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некото­рое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с дру­гими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении».

Очевидно сходство между определением социальной, т.е. человеческой, организации и открытой системы с нечетко выраженной структурой, потому что открытой называют систему, постоянно осуществляющую обмен вещест­вом, энергией и информацией со средой.

Поведение организации, в противоположность поведению личности, ха­рактеризуется большей четкостью, предсказуемостью и стабильностью. Только ориентируя личность на выполнение общих целей, организация спо­собна достичь их.

Существуют две противоречащие друг другу точки зрения относительно природы организаций. Для одной из них характерен рациональный или целе­вой подход к анализу природы организации. Эта точка зрения высказана в традиционной литературе по методам управления, где организацию рассмат­ривают как рациональное средство достижения определенных целей. Это ме­ханистическая точка зрения; каждый функциональный элемент организации интегрирован в ней так, чтобы наиболее эффективно достигались общие цели.

С другой стороны, существует подход к организации как к естественной системе. Данный подход заостряет внимание на таких свойствах, процессах и ме­ханизмах адаптации организации, которые делают ее динамической, деятель­ной единицей. Эта точка зрения, в основном, ориентирована на открытую мо­дель, которая подразумевает, что организация встречается с неопределенно­стью различной степени и должна развивать средства приспособления к из­меняющейся среде.

Во многих современных работах по проблемам организации в качестве основы для анализа используется подход к организации как к естественной системе.

Человеческие организации имеют многообразные формы: пре­дельно четкие военные организации, предпринимательские и политические организации, добровольные ассоциации вроде спортивных федераций и дру­гие формы организации общественной деятельности.

Одна из характерных особенностей современного общества состоит в увеличении размеров и сложности организации.

По мере того как человек создавал свои все более сложные культурные, технические и общественные институты, усложнялись и организационные отношения. Развитие современной организации можно представить себе, на­пример, сравнив добровольные, стихийно возникавшие и не оформленные ор­ганизационно «дворовые» футбольные команды прошлого с современными высокоорганизованными командами Федерации футбола, с их четкой органи­зационной структурой и предсказуемым поведением.

Во взаимоотношениях людей внутри организации существует
иерархия − принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями от высшего к низшему.

Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций, причем на более высоких уровнях иерархии преимущественно осуществляются функции согласования, интеграции. Иерархия в организации систем необходима в связи с тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижних уровнях используется конкретная, охватывающая лишь отдельные стороны функциони­рования системы, информация, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия существования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом.

Относительно простым примером взаимоотношений внутри организации может служить университет. Прежде всего, су­ществует организация или система, характеризующая университет в целом. Внутри него есть отдельные институты или факультеты. Следующий уровень организации строится вокруг учебных групп и кафедр, т.е. соответствует преподаваемым дисциплинам. Помимо этих аспектов универ­ситетской жизни действуют и другие формы организации − профсоюзы или общества по интересам. Далее, на эти системы накладывается еще система обслуживания. Существует, наконец, большое разнообразие организацион­ных взаимоотношений внутри университетской системы в рамках различных объединений выпускников или других групп по интересам. Рассматриваемый в целом университет представляет собой сложную систему подразделений, имеющих разнообразные цели, выполняющих множество функций и требую­щих постоянного руководства для оптимизации общих целей универси-тета.

Аналогичные иерархические построения справедливы для большинства организационных, и каждую из них нельзя рассматривать как изолированную в себе сущность; они составляют только часть еще более крупных сложных систем.

Современное представление о создании организаций как целенаправленных объединений людей выдвигает на первый план проблему мотивации.

Исходным моментом, побуждающим людей объединяться в организации, является весьма распространенное представление о том, что путем сотрудничества можно достичь более высоких результатов как с точки зрения отдельной личности, так и сообщества в целом. Важно, чтобы каждый член коллектива делал все от него зависящее для достижения общей цели организации. Поэтому разработке системы мотиваций, как побудительных причин трудового поведения персонала, в менеджменте уделяется особое внимание. С этой целью создается система стимулов, ориентирующих человека на выбор определенных форм деятельности, необходимых для достижения целей организации.

Прежде всего, следует выяснить потребности и мотивы, которыми руководствуется человек, когда приходит трудиться в данную организацию. Необходимо также понять, каких вознаграждений он ждет за свою работу, и оценить, заслуживает ли он этих вознаграждений или нет. Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя.

Мотивы, по которым люди объединяются в организации, можно условно разделить на две группы:

- достижение общих целей через достижение индивидуальных целей;

- достижение индивидуальных целей через достижение общих целей.

Первый тип мотивации характерен для организаций делового типа – фирм, предприятий, финансовых учреждений и т.д. Человек, который устраивается на работу, будет трудиться ради удовлетворения своих личных потребностей в зарплате, человеческом общении, в реализации своих способностей, продвижении по служебной лестнице и признании со стороны коллег. Он решает свои собственные проблемы, для него это − главное. При правильной организации труда суммарные усилия всех сотрудников предприятия приведут к успешному достижению общей цели, приносящей доход предприятию при одновременном решении социально значимых задач. В данном случае – это обеспечение населения необходимыми товарами и услугами.

Второй тип мотивации более характерен для организаций общественного типа – партий, союзов и т.д. Работники предприятий объединяются в профсоюзы для борьбы за свои права. Единомышленники объединяются в партии и решают определенные общественно значимые проблемы. Образуются всевозможные союзы и клубы по интересам. Организуются самостоятельные творческие коллективы. Наиболее активные члены общества бескорыстно заботятся об охране окружающей среды.

Современный менеджер должен руководствоваться одновременно двумя типами мотиваций. В данном случае можно говорить только о преобладании одного из двух типов мотивации в его поведенческой ориентации. Какой из них будет основным, зависит от вида организации, особенностей ее работы и личных качеств менеджера. Более того, менеджер должен разработать систему мероприятий, побуждающих к сознательному труду членов коллектива, находящихся в его подчинении.

Таким образом, организация успешно развивается только в том случае, когда достижение общих целей осуществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных целей всех членов коллектива и когда достижение личных целей осуществляется с учетом интересов всей организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...