Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этапы проектирования организационных систем

 

Проектирование организационной системы представляет собой процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно вклю-чать в себя не только описание организации на начальный момент ее существования, но и прогноз ее дальнейшего развития. Особое место в этом процессе отводится формированию организационной структуры.

Приведение структуры организации в соответствие с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления. В большинстве случаев решения о корректировке структур принимаются высшими руководи­телями организации. Значительные по масштабам преобразования не должны начинаться до тех пор, пока не появятся для этого серьезные причины, не вы­зывающие сомнений.

Можно выделить следующие ситуации, когда могут быть оправданы за­траты на корректировку структуры или разработку нового проекта:

- изменение внешней экономической обстановки;

- неудовлетворительное функционирование предприятия (рост издержек, снижение производительности труда, текучесть кадров, сужение внутренних и внешних рынков, уменьшение масштабов деятельности, недостаток ресур­сов);

- перегрузка высшего руководства;

- изменение технологии управления;

- разногласия по организационным вопросам;

- необходимость перераспределения прав и функций;

- отсутствие перспективы.

Каждое из отмеченных обстоятельств приводит к изменениям структуры и может в такой же степени указывать на необходимость пересмотра главной стратегии предприятия. Ни стратегия, ни структура не могут быть установ­лены независимо друг от друга. Тем не менее приоритет отдается задачам, целям, распределению ресурсов и основным программам, составляющим стратегию предприятия. Связано это с тем, что большинство серьезных про­блем на крупных предприятиях имеет скорее стратегический, чем организа­ционный характер.

Внесение корректив в организационную структуру должно сопровож­даться систематическим анализом функционирования организации и изуче­нием окружающей ее среды с целью выявления проблемных зон. Для этого необходимо разработать генеральный план совершенствования организаци­онной структуры и гарантировать, что в программе нововведений содер­жатся максимально простые и целенаправленные предложения. Кроме того, важно определить последовательность в реализации планируемых перемен.

Особое значение имеет характер влияния внешней среды на построение организационных систем и всю систему связей элементов структуры с эле­ментами внешних воздействий. Исследование влияния внешней среды на процесс проектирования складывается из следующих действий:

- выявление и описание элементов внешней среды (вход, выход, техно­логии, знания);

- выявление основных взаимосвязей между элементами внешней среды, включая элементы прямого воздействия;

- определение степени разнообразия элементов внешней среды (измене­ния, определенность, обратная связь);

- проектирование каждого элемента организационной структуры с уче­том внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать;

- формирование механизма управления с учетом специфики элементов организационной структуры и ее внешней среды.

Можно выделить пять этапов проектирования организационных систем в рамках формирования эффективной организационной структуры:

1) системный анализ факторов, определяющих организационную структуру;

2) анализ стратегии и построение «дерева целей» системы;

3) определение функций по 1-му и 2-му уровням «дерева целей»;

4) разработка положений о структурных подразделениях и должностных инструкций по главным специалистам и заместителям руководителя;

5) разработка проекта организационной структуры, его согласование и утверждение.

При проектировании любой организационной структуры фирмы, ориентированной на достижение своих стратегических целей, за основу берется общая схема организационной разработки (рис. 7.1).

При проектировании организационной структуры следует соблюдать ряд требований:

- производственный процесс изготовления продукции как результат функционирования структуры управления должен максимально отвечать требованиям пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности и ритмичности;

- количество элементов структуры (отделы, бюро, службы) должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы;

- коммуникации между элементами системы, а также системы с окружающей средой должны быть четкими, а качество информации – высоким;

 

Рис. 7.1. Этапы организационной разработки

 

 

- структура должна быть мобильной, способной быстро адаптироваться к изменениям и перестраиваться на решение новых задач;

- система управления должна обеспечивать достаточную эффективность функционирования организации и ее производственного процесса.

Таким образом, вся работа по проектированию организационных систем предполагает принятие нестандартных организаци­онных решений с учетом внешней и внутренней среды организации.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.