Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аннотация теоретического курса «Методика обучения биологии»




Перспективы социально-экономического развития нашей страны неразрывно связаны с тенденцией роста уровня общего образования, что проявляется в изменении содержания и технологий образования, внедрении в учебный процесс дифференцированного подхода к обучению. Эти инновационные процессы отражают одно из важнейших направлений оптимизации учебного процесса – его вариативность. Интегрированность образовательных программ обеспечивает целостность научного знания в изучаемом курсе. Обучение базируется на принципиально новой, личностно-ориентированной модели образования, качественно новых типах образовательных учреждений, позволяющих учащимся сделать выбор в зависимости от их интересов. Культурологические и гуманистические установки и ориентиры, принятые на всех основных ступенях российского образования, определяют соответствующие цели, отбор и систематизацию учебного материала, требуют корректировки процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Данные обстоятельства обусловливают необходимость разработки и реализации нового содержания подготовки будущих учителей. В решении этой задачи особое место принадлежит совершенствованию профессионально-методической подготовки студентов педагогического вуза. Поэтому в учебный план подготовки учителя биологии включен курс «Теория и методика обучения биологии». Студенты-биологи педагогического университета должны быть знакомы с научно-теоретическими и практическими достижениями методики обучения биологии, способствующей развитию профессиональных качеств учителя. Все это отражено в теоретическом курсе указанной дисциплины.

Образовательные технологии

6.1. Технологии аудиторной работы Традиционные технологии: - лекции; - лабораторные занятия. Неигровые технологии, технологии проблемного обучения: - проблемныелекции; - интерактивные лекции с использованием современных информационных средств; - лекции-визуализации с привлечением большого числа наглядной информации, заполнение таблиц, выполнение схем; - лабораторные работы; - метод проектов; - студенческая конференция; - выступление с докладом, сообщением по реферату; - анализ конкретных ситуаций; - рецензирование студентами работ друг друга; - проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет. Игровые и имитационные технологии: - деловая игра; - ролевая игра; - мозговой штурм; - дискуссия. Комбинированные технологии: - мастер-класс; - анализ конкретных ситуаций; - экспертная оценка проектов группами студентов. Технологии формирования научно-исследовательской деятельности: - лабораторные работы; - мастер-класс. Занятия лекционного типа составляют 30% аудиторных занятий. Интерактивные и активные формы проведения занятий: - деловая игра; - ролевая игра; - анализ конкретных ситуаций; - мозговой штурм; - дискуссия. Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 30% аудиторных занятий.

Технологии внеаудиторной работы

Традиционные технологии: - конспектирование литературы; - подготовка к собеседованию; - реферирование монографий и периодических изданий; - подготовка реферата и доклада. Неигровые технологии и технологии формирования научно-исследовательской деятельности: - научно-исследовательская деятельность; - подготовка отчетов по результатам исследовательской работы; - подготовка презентаций; - проектная деятельность; - составление портфолио; - поиск и создание базы данных материалов из сети Интернет.

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Содержание самостоятельной работы студентов

№ п/п Тема Самостоятельная работа Кол-во часов
Очная форма обучения ОЗО
1. Методика обучения биологии как наука и учебный предмет   1. Ознакомьтесь с содержанием Государственного образовательного стандарта подготовки специалиста «Учитель биологии». 2. Ознакомьтесь с содержанием и основными положениями профессиограммы учителя биологии. Запишите основные положения в тетрадь    
2. Краткая история становления и развития методики обучения биологии   1. Ознакомьтесь с содержанием программы методики обучения биологии как учебной дисциплины в педвузе. 2. Ознакомьтесь с концепцией естественнонаучного и биологического образования в 12-летней школе (журнал «Биология в школе», 2000. С. 146-178). 3. Ознакомьтесь с литературой по истории методики биологии, имеющейся в вузовской библиотеке. Составьте библиографию. 4. Проанализируйте содержание журналов «Биология в школе» за последний год и укажите, какие современные проблемы в них отражены    
3. Современные проблемы методики обучения биологии 1. Проанализируйте цели и задачи действующих вузовских программ по методике обучения биологии. 2. Охарактеризуйте развивающие возможности программы по методике обучения биологии в подготовке студентов.3. Проанализируйте цели методики обучения биологии и установите их связь с целями и задачами школы. 4. Охарактеризуйте взаимосвязь методики обучения биологии с другими науками.    
Продолжение таблицы
№ п/п Тема Самостоятельная работа Кол-во часов
Очная форма обучения ОЗО
3. Современные проблемы методики обучения биологии 5. Проанализируйте систему принципов в методике обучения биологии и укажите среди них специфические методико- биологические. 6. Раскройте взаимосвязи специфических методико-биологических принципов организации процесса обучения    
4. Содержание предмета «Биология» в средней школе 1. Проанализируйте характер изменения целей биологического образования в школе от 80-х годов XX в. до настоящего времени. 2. Сопоставьте обязательные минимумы основной и старшей средней школ. Охарактеризуйте их основные отличия. 3. Ознакомьтесь с двумя разными авторскими программами по биологии. Охарактеризуйте основные компоненты их содержания. 4. Ознакомьтесь с содержанием одной из авторских программ по биологии. Проверьте ее соответствие обязательному минимуму. Какие рекомендации вы дадите учителю, который работает по этой авторской программе?    
5. Развитие биологических понятий в школьном предмете   1. Проследите по действующим программам и учебникам развитие таких понятий, как «организм», «биосистема», «биологическое разнообразие», «дыхание». 2. Отберите наглядность и дидактический материал для формирования одного из предложенных понятий. 3. Смоделируйте перспективные и ретроспективные линии развития понятия «обменвеществ»в курсе «Человек и его здоровье». 4. Смоделируйте систему физиологических понятий и ее развитие в курсе биологии 6 класса      
Продолжение таблицы
№ п/п Тема Самостоятельная работа Кол-во часов
  Очная форма обучения ОЗО
6. Деятельность в содержании биологического образования 1. Проанализируйте состав умений и навыков, представленных в школьной программе по биологии. 2. Сравните состав умений, обозначенных в школьной программе по биологии для основной общеобразовательной школы (6 – 9кл.) и полной общеобразовательной школы (10 – 11кл.). Укажите, в чем проявляются сходство и различие составов умений в этих программах. 3. Поясните выражение: «Обучение ведет за собой развитие». 4. Смоделируйтеэтапы формирования общего умения сравнивать в процессе изучения раздела «Животные». 5. Охарактеризуйте процесс развития практических умений и навыков при изучении курса общей биологии    
7. Воспитание в процессе обучения биологии 1. Охарактеризуйте взаимосвязи эстетического, этического и экологического воспитания на примере обучения зоологии. 2. На материале темы «Кровь и кровообращение» в курсе «Человек и его здоровье» покажите возможности осуществления гражданского воспитания. 3. Ознакомьтесь с программой школьного предмета «Биология» и охарактеризуйте систему элементов воспитания, которая задана в программе, отметьте развитие воспитания при освоении курса биологии с 6 по 9 класс    
8. Методы обучения биологии 1. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями для учителя к уроку биологии 6 класса. Найдите рекомендации к уроку «Строение почек у растения» (или к другому уроку по вашему выбору). Какие методы предлагаются учителю для этого урока? Можно ли выделить ведущий метод данного урока?    
Продолжение таблицы
№ п/п Тема Самостоятельная работа Кол-во часов
Очная форма обучения ОЗО
8. Методы обучения биологии Какие бы методы на этом уроке использовали вы? 2. Из курса «Человек и его здоровье» ознакомьтесь с содержанием параграфа об иммунитете. Какие виды методов вы выберете для проведения урока по этой теме? Какими средствами вы обеспечите активность познавательной деятельности школьников на уроке?    
9. Средства обучения биологии 1. Составьте перечень наглядных пособий к уроку в 6 классе по теме «Дыхание растений и обмен веществ» и перечень наглядных пособий к уроку биологии в 9 классе по теме «Обмен веществ и обеспечение клеток энергией» в виде таблицы. 2. Сравните составленные вами перечни наглядных пособий. Охарактеризуйте особенности тех и других наглядных пособий, применяемых фактически при изучении одного и того же вопроса. 3. Разработайте фрагмент конспекта урока «Цветок и его строение» с применением живого объекта и рисунка строения цветка    
10. Формы организации обучения биологии в средней школе 1. Разработайте тематический план одной из тем по курсу зоологии с учетом принципов краеведения, сезонности и системности.2. Составьте план урока по теме «Многообразие и значение грибов». Учтите при этом направленность школы на экологическое и гуманистическое воспитание. 3. Определите тему экскурсии, составьте ее план,маршрут по уголку живой природы.. Подготовьте задания для самостоятельной работы учащихся во время экскурсии.      
Продолжение таблицы
№ п/п Тема Самостоятельная работа Кол-во часов
Очная форма обучения ОЗО
10. Формы организации обучения биологии в средней школе 4. Проанализируйте характер вопросов и заданий учащимся в ходе изучения темы «Бактерии» (6 класс) по учебникам разных авторов (В.И. Сивоглазова, И.Н. Пономаревой, В.В. Пасечника и Д.И. Трайтака). Предложите ваши варианты внеурочных и домашних заданий учащимся. 5. Разработайте внеурочные задания учащимся 8-го класса по разделу «Человек и его здоровье», урок по теме «Система органов дыхания». 6. Смоделируйте план проведения внеклассного занятия на тему «Редкие и исчезающие виды животных Пермского края»      
11. Контроль за достижениями учащихся в процессе обучения биологии 1. Сопоставьте требования к уровню подготовки выпускников основной школы с контролем знаний и умений и определите, в каких видах контроля вы будете их использовать. 2. Изучите требования к уровню подготовки выпускников основной школы и выпускников полной средней школы и на основании их анализа определите, какие виды достижений контролируются – знания или умения, или ценностные отношения    
12. Материальная база обучения биологии 1. Изучите материальную базу конкретной школы. Оцените ее состояние. Дайте рекомендации по ее совершенствованию. 2. Составьте инструкцию для учащихся по уходу за растениями: хлорофитум, зефирантус, пеларгония, фуксия, нефролепис.3. Составьте список семян для полевого отдела учебно-опытного участка с учетом того, что там выращиваются растения, изучаемые на уроках биологии    
Продолжение таблицы
№ п/п Тема Самостоятельная работа Кол-во часов
Очная форма обучения ОЗО
  Аудиовизуальные технологии при обучении биологии 1. Охарактеризуйте интерактивные технологии обучения, дидактические принципы построения, типологию аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий и методику их использования. 2. Ознакомьтесь с банком аудио-, видео - и компьютерных учебных материалов кабинета методики обучения биологии, составьте их перечень    
14. Информационно- коммуника-ционные технологии обучения (ИКТ) на уроках биологии 1. Изучите методические аспекты использования ИКТ в школе. 2. В период прохождения педагогической практики определите: - как используются ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся; - как влияют ИКТ на активизацию познавательной деятельности школьников    
Итого:    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...