Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Средства обучения биологии




1. На какие группы делят средства обучения?

2. Какие виды наглядности называют основными?

3. Какие виды наглядности называют вспомогательными?

4. Укажите различие между понятиями – принцип наглядности, средство наглядности и наглядное пособие.

5. В какую группу средств обучения входит учебник?

6. Какие виды реальной наглядности применяются в обучении биологии?

7. Почему средства наглядности имеют большое значение для обучения биологии?

8. Почему методика обучения биологии придает такое большое значение живым средствам наглядности?

9. Зачем нужны изобразительные средства наглядности при обучении биологии?

Тема 10. Формы организации обучения биологии в средней школе

1. Назовите формы обучения биологии в средней школе.

2. Почему урок считается основной формой обучения?

3. Какие виды планирования применяются в школе?

4. Каким требованиям должны отвечать план урока и его оформление?

5. В чем заключается подготовка учителя к уроку?

6. Назовите основные этапы урока?

7. В чем отличие внеурочной работы как формы обучения от внеклассной работы?

8. Какие виды внеклассной работы вы знаете?

9. Почему экскурсии считаются дополнительной формой обучения?

10. Как происходит подготовка учителя к проведению экскурсии?

11. Каково значение разных форм обучения в образовательном процессе по биологии?

12. Назовите виды домашних работ по биологии.

Тема 11. Контроль за достижениями учащихся в процессе обучения биологии

1. Какое значение имеет контроль за достижениями учащихся?

2. Какие формы контроля знаний вы знаете?

3. Каковы методы текущего контроля знаний и умений по биологии?

4. Какие виды периодического контроля вы знаете?

5. Какова роль предварительного и итогового контроля?

6. Как понимать выражения «внешняя обратная связь контроля» и «внутренняя обратная связь контроля»?

Тема 12. Материальная база обучения биологии

1. Какие требования предъявляют к кабинету биологии?

2. Как хранят таблицы и чучела в кабинете биологии?

3. Какие функции у кабинета биологии?

4. Каково оформление кабинета биологии?

5. Какую роль в образовательном процессе выполняет кабинет?

6. Какие объекты содержатся в уголке живой природы?

7. Как используют в обучении биологии уголок живой природы?

8. Где размещают уголок живой природы в школе?

9. Каково значение уголка живой природы для учащихся?

10. Какие отделы имеются на учебно – опытном участке?

11. Какие виды деятельности школьники осуществляют на учебно -опытном участке?

12. Какие отделы особенно важны на учебно - опытном участке?

13. В чем отличие отдела экологии от других отделов учебно - опытного участка?

14. Какова роль материальной базы в обучении биологии?

9.3.2. Критерии оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа; - последовательность и логика изложения; - связь теоретических положений с практикой; - обоснованность и доказательность излагаемых положений; - наличие иллюстраций к ответам в виде примеров; - уровень культуры речи.

При промежуточной аттестации учитываются разработка планов и проведение студентами фрагментов урока и внеклассного занятия на лабораторном практикуме, их анализ; написание и защита рефератов; подготовка сообщений и докладов; выступление на конференциях; составление аналитических таблиц; моделирование и решение проблемных ситуаций на уроках; работа с монографиями; результаты проверочных работ; подготовка презентаций; составление портфолио; проектная и другая деятельность. При проведении аттестации важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний, умений, владений студентов. Проверка, контроль и оценка знаний, умений, владений студента требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки обязательно для преподавателя и студента.

Вопросы к устному экзамену по курсу «Методика обучения биологии»

1. Предмет и задачи методики биологии, её связь с другими науками. Признаки методики обучения биологии как науки. Методы её исследования.

2. Развитие методики обучения биологии в 18 веке. Роль В.Ф. Зуева в становлении методики естествознания.

3. Цели и задачи школьного биологического образования. Требования к преподаванию биологии в современной школе.

4. Педагогические идеи А.Я. Герда и их отражение в современной теории и практике методики обучения биологии.

5. Формы организации обучения биологии, их взаимосвязь.

6. В.В. Половцов и его методическое наследие.

7. Урок – основная форма учебно – воспитательного процесса. Типы, виды и структура уроков биологии. Методические требования к их подготовке и проведению.

8. Уголок живой природы в школе.

9. Методы и приёмы обучения биологии, их классификация, отбор и сочетание.

10. Вклад Б.Е. Райкова в развитие отечественной методики естествознания.

11. Основные положения теории развития понятий. Классификация понятий.

12. Научно – методическое наследие Н.М. Верзилина. Н.М. Верзилин и детская литература.

13. Личность учителя биологии. Профессиограмма учителя биологии Н.А. Рыкова и А.И. Щербакова.

14. Развитие экологических понятий в курсе биологии.

15. Значение оценки и проверки знаний, умений и навыков учащихся на уроках биологии. Формы, виды, методы и приёмы учета знаний школьников.

16. Особенности преподавания любого раздела школьной биологии по плану: учебно – воспитательные задачи, краткая характеристика содержания, структура, формы, методы, приёмы и средства обучения, ведущие методисты, литература.

17. Значение внеклассной работы по биологии в развитии творческих способностей учащихся. Виды внеклассных занятий, методика их подготовки и проведения.

18. Профильное обучение и его перспективы.

19. Экскурсии в природу, их место и значение в системе биологического образования школьников. Требования к подготовке и проведению экскурсий. Классификация экскурсий. Вклад Б.Е. Райкова в развитие экскурсионного дела.

20. Возможности мультимедиа на уроках биологии.

21. Школьный учебно – опытный участок, его структура и использование. Методика организации на нем практических работ.

22. Объяснительно – иллюстративное обучение на уроках биологии.

23. Система средств обучения на уроках биологии и методика их использования.

24. Современные формы, методы, приёмы и средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.

25. Учебно - познавательные задачи в обучении биологии.

26. Элементы межпредметной интеграции на уроках биологии.

27. Роль кабинета биологии в учебно – воспитательном процессе. Современные требования к его оформлению и оборудованию.

28. Нетрадиционные уроки биологии. Их классификация, методика подготовки и проведения.

29. Дифференцированное обучение на уроках биологии.

30. Организация, содержание и значение домашних заданий по биологии.

31. Проблемное обучение на уроках биологии.

32. Методический анализ учебной темы по общей биологии (на выбор).

33. Программированное обучение на уроках биологии.

34. Работа с тетрадью на уроках биологии и в процессе подготовки домашних заданий.

35. Модульное обучение на уроках биологии.

36. Развитие понятия «клетка» в школьном курсе биологии.

37. Коллективный способ обучения (КСО) на уроках биологии.

38. Система форм и методов природоохранной работы в школе.

39. Организация индивидуально – групповой работы на уроках биологии.

40. Развитие интереса учащихся к изучению биологии на уроках и во внеклассной работе.

41. Анализ программ и учебников по биологии (на выбор). Государственный образовательный стандарт.

42. Словесные методы и приёмы обучения биологии.

43. Использование методической системы В.Ф. Шаталова в обучении биологии.

44. Наглядные методы и приёмы обучения биологии.

45. Виды планирования. Требования к составлению плана урока биологии. Поурочная картотека.

46. Практические методы и приёмы обучения биологии.

47. Экспериментальные исследования в области биологического образования. Инновационные процессы в школе. Методы научно – педагогических исследований.

48. Внеурочные работы учащихся по биологии.

49. Решение воспитательных задач в процессе обучения биологии.

50. Использование динамических экранных пособий на уроках биологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...