Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общепедагогические методы обучения




· Рассказ - словесный метод эмоционального изложения с незначительной долей новой информации.

· Лекция (от лат. «чтение») - словесный метод изложения со значительным содержанием новой информации (до 85%) (Пак М.С.).

· Лекция – это последовательное изложение учебного материала с соблюдением требований научности, доступности, эмоциональности, связи с другими организационными формами обучения (Зайцев О.С.).

· Повествование – описание конкретных научных химических фактов, развёртывающихся во времени (например, история открытия различных химических объектов).

· Рассуждение – изложение с последовательным развитием положений, доказательств, подводящих учащихся к определённым выводам и заключениям.

· Беседа – словесный метод в вопросно – ответной форме с постановкой вопросов и нахождением ответа на них.

Образовательный стандарт - нормативный документ, определяющий содержание и уровень образования, а также требования к результатам усвоения. Логику построения курса, используемые учебники и программы стандарт не определяет.

Олимпиада химическая - форма эпизодической внешкольной работы по предмету. Выделяют этапы олимпиады (для Москвы): школьный, межшкольный (или районный), окружной, городской теоретический, городской практический, заключительный Всероссийский.

Основная школа - часть общеобразовательной школы, включающая 5-9 классы. Выпускники основной школы получают неполное среднее образование.

Отметка – количественное выражение результата обучения.

Оценка – процесс диагностики и выставления отметки

Обязательный минимум содержания – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано представить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Педагогический тест – множество заданий специфической формы, позволяющее объективно измерять уровень подготовленности испытуемого по определенной области знания.

Педагогическая технология – совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

План занятия – краткое обозначение основных элементов базовой, дидактической и методической структур занятия, системный перечень действий педагога и обучающихся.

Предметные результаты образовательной деятельности - Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Принцип вариативности - предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок.

Понятие - форма знания, логически оформленная общая мысль о предмете. В школьном курсе химии формируются три основные системы понятий: о веществе, о химических реакциях, о растворах.

Поурочное тематическое планирование - документ, отражающий определенную систему уроков, соответствующую программе, распределенных по темам и объединенных поставленными задачами обучения. Примерное поурочное планирование составляется автором программы или методистом. Поурочное планирование учителя составляется на основе примерного планирования.

Программа учебная - это основной научно-методический документ, определяющий содержание, логическую структуру, распределение времени обучения по темам, а также требования к результатам усвоения.

Представления - это чувственные образы (мысленные картины) географических объектов. Разделяются на представления памяти и воображения.

Причинно-следственные связи - выражают причинные отношения между объектами, явлениями, процессами.

Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса.

Профильная - часть общеобразовательной школы, включающая в себя 10-11 классы. В соответствии с концепцией «О профилизации старшей ступени образования» изучение химии в профильной школе может осуществляться на базовом, профильном и углубленном уровнях. Вместо курсов химии, физики и биологии в профильной школе может изучаться курс «естествознание» (3 часа в неделю).

Общие понятия - это класс однородных предметов и явлений, носящих одно и то же наименование (главные и подчиненные).Прием - это элементы, составные части, из которых складываются методы обучения (беседа, рассказ, объяснение, нанесение на контурную карту, сравнение и т.д.). Одни и те же приемы могут быть составной частью разных методов.

Проблемное изложение - назначение этого метода - показать образец доказательного решения проблемы.

Репродуктивный метод - основное назначение - научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или по образцу.

Специфические методы в химическом образовании:

· Наблюдение химических объектов – метод целенаправленного восприятия химических объектов или специально приготовленных образовательных средств органами чувств.

· Моделирование химических объектов – метод изучения химических объектов с помощью моделей.

· Модель – образец, отображающий или воспроизводящий существенные признаки или свойства оригинала химического объекта.

· Описание химических объектов – метод изложения с последовательным раскрытием признаков и особенностей химического объекта.

· Объяснение – метод изложения, раскрывающий сущность химических объектов, связи между изучаемым и теми теоретическими положениями, истинность которых доказана.

· Предсказание – метод, выполняющий прогностическую функцию на основе важнейших химических понятий, законов, теорий химии и её ведущих идей.

К этой же группе относятся химический эксперимент и решение химических задач.

· Эксперимент химический школьный - вид содержания и метод обучения. Подразделяют на: демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты и практические занятия.

Средства обучения - материальные объекты, способствующие выполнению целей и задач обучения, многогранный комплекс объектов, предметов, приборов, приспособлений и т.п. Для школьной химии к средствам обучения относятся: учебные программы, учебники, книги, таблицы, схемы, диаграммы, макеты и модели, диапозитивы и диафильмы, кинофильмы и телепередачи, компьютерные программы, школьная химическая лаборатория и др.

Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем.

Типовая (примерная) образовательная программа – программа, которая утверждается Министерством образования РФ, является базисной в работе по данному профилю и может быть рекомендована в качестве примерной по той или иной образовательной направленности.

Термин - слово, которым обозначается понятие.

Тест - в психологии и методике система стандартизированных заданий определенного содержания и обладающих определенной статистической характеристикой. По результатам выполнения заданий теста судят об определенных характеристиках личности, о сформированности знаний и умений и т.п.

Тестовое задание - задание, включенное в тест. Различают задания с закрытой формой ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом.

Теория - система научных принципов, отражающих понимание сущности объективной реальности вид содержания обучения. В химии: атомно-молекулярная теория, теория строения атома и химической связи и др.

Тип урока - элемент классификации уроков. Уроки различных типов характеризуются различными наиболее существенными дидактическими задачами, связанными с объяснением нового материала, совершенствованием ранее полученных знаний или с контролем знаний.

Традиционный курс химии - систематический курс химии, логика которого подчиняется развитию системы понятий о веществе. Критерием истинности знаний в традиционном курсе химии служит эксперимент, а не учитель и учебник. В традиционном курсе обобщение происходит на основе изученных фактов.

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Упражнение - вид задания нацеленного на закрепление полученного умения.

Уровень изучения химии - глубина объяснения сущности химических явлений, определяемая изучаемым теоретическим материалом. Различают эмпирико-аналитический, атомно-молекулярный, периодического закона, теории строения атома и др. уровни.

Урок химии - это 40-45 минутное занятие по химии с постоянным составом учащихся (классом) в процессе которого учитель реализует поставленные задачи обучения, развития и воспитания учащихся.

Учебное занятие – промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом (Л.В. Егорова).

Учебная задача - химическое задание, которое требует выполнения конкретных учебных действий в соответствии с установленным самостоятельно способом решения.

Учение – специфическая форма управляемой или полностью самостоятельной познавательной деятельности человека, направленная на овладение опытом предшествующих поколений.

Учебные пособия – печатные, графические, изобразительные и др. материалы, предназначенные для обеспечения доступного и наглядного восприятия учащимися изучаемых предметов и явлений. К учебным пособиям относятся словари, справочники, таблицы, карты, картины, макеты, модели, коллекции минералов и т.п.

Цели образования - заключаются в общекультурном, личностном и познавательном развитие учащихся, обеспечивающим такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Частично-поисковый метод - назначение - постепенное приобщение школьников к творческой деятельности.

Эксперимент в образовании – научно обоснованная и корректно поставленная проверка выработанной в результате теоретического поиска гипотезы, направленная на повышение эффективности образовательной деятельности.

Методическое издание

«Теория и методика обучения химии»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...