Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства и показатели качества.




Свойство товара — это его объективная особенность, проявляющаяся при создании, эксплуатации или потреблении, т.е. то, что отличает один товар от другого. Каждому товару присущи многие свойства, которые могут проявляться как при создании, так и при эксплуатации или потреблении. Термин «потребление» применим к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (например, духи), а термин «эксплуатация» — к изделиям, при использовании которых расходуется ре­сурс (например, телевизоры, магнитофоны). Свойства товара, обусловливающие его полезность в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими.

В случаях, когда изделие, обладая полезными свойствами, не соответствует требованиям удовлетворения конкретных потребностей, оно не имеет высокого качества. Высокое качество продукции в повседневном понимании — это надежные машины, станки, добротные товары.

В понятие качества товара следует включать полноту и разнообразие ассортимента, так как это одно из условий наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей. Иногда под качеством понимают соответствие товара требованиям нормативно-тематической документации, т.е. так называемое производственное качество, которое не отражает всей полноты рассматриваемого понятия, характеризуя лишь качество изготовления. Качество товара зависит от комплекса присущих ему свойств, а также от соответствия определенным требованиям.

Товары высокого качества полнее удовлетворяют потребности потребителей и пользуются повышенным спросом. Товары низкого качества не находят покупателя и оседают в торговой сети, создавая сверхнормативные запасы.

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. В результате повышения качества готовой продукции увеличивается срок службы изделий, снижаются их себестоимость и затраты труда, а также полнее удовлетворяются потребности населения, возрастает конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.

Торговля как связующее звено между производством и потреблением играет важную роль в повышении качества товаров, особенно при установлении прямых хозяйственных связей между торгующими организациями и промышленностью, когда план производства устанавливается по заказу торговли. Торговля заказывает, а промышленность обеспечивает выпуск товаров высокого качества и в необходимом ассортименте.

Свойства товаров характеризуются соответствующими показателями, по совокупности которых оценивается уровень качества товара в целом.

Показатели качества товаров — это количественные характеристики свойств, определяющих качество товара применительно к конкретным условиям его производства и эксплуатации или потребления, т.е. показатели качества характеризуют степень пригодности товара удовлетворять те или иные потребности. Показатели качества товаров делятся на группы по следующим признакам:

1. По количеству характеризуемых свойств показатели качества бывают:

- единичными;

- комплексными.

Единичные показатели качества товара характеризуют только одно из его свойств, например, стойкость запаха духов.

Paзличают следующие группы единичных показателей: показатели назначения; надежности и долговечности; технологичности; стандартизации и унификации; эргономические; эстетические, патентоправовые; экономические. Показатели назначения, к примеру, определяют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область её применения. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий.

Комплексные показатели качества характеризуют несколько его свойств. Он может относиться как ко всей совокупности свойств, составляющих качество, так и к определенной их группе. В последнем случае он называется групповым комплексным показателем.

2. По способу выражения различают показатели качества, выраженные в:

- баллах;

- натуральных единицах (километрах, часах и т.д.).

Иногда они могут быть и безразмерными.

3. По методу определения показатели качества бывают определяемые следующими методами:

- органолептическими;

- социологическими;

- экспертными и т. п.

4. По стадии определения показатели качества делят на:

- проектные;

- про­изводственные;

- эксплуатационные.

5. По области применения различают показатели:

- применимые к единице продукции;

- совокупности единиц однородной продукции;

- совокупности единиц разнородной продукции.

6. По применению для оценки уровня качества показатели бывают:

- базовые;

- относительные;

- обобщающие;

- определяющие;

- прямые;

- косвенные;

- интегральные и др.

Оптимальное значение показателя — значение, позво­ляющее достигнуть наиболее полного удовлетворения час­ти потребностей, которые обусловливает данный показа­тель.

Так, оптимальное значение показателя «внешний вид плодов и овощей» характеризуется типичными или свой­ственными природному сорту формой, окраской, чистой и сухой поверхностью без повреждений. Такое значение по­казателя свидетельствует о способности этих товаров наи­более полно удовлетворить потребности: физиологичес­кие - по функциональному назначению, эстетические и безопасности благодаря отсутствию микробиологической порчи и микотоксинов. Если оптимальное значение устанавливается стандартами и ТУ, то оно приобретает статус регламентированного. Оптималь­ное на прак­тике не всегда достижимо.

Действительное значение показателя — значение, оп­ределяемое однократным или многократным измерением его.

Регламентированное значение показателя — значение, установленное действующими нормативными документами.

Содержание (массовая доля) жира в сливочном масле устанавливается действующим ГОСТом — не менее 82%. Указанное значение является регламентированным и одно­временно предельным.

Предельное значение — значение показателя качества, превышение или снижение которого регламентируется как несоответствие действующей нормативной документации.

Предельное значение показателей качества может быть:

- минимальным;

- максимальным;

- диапазонным.

При минимальном предельном значении в нормативной документации устанавливается регламентированное значение — не менее, при максимальном — не более, а при диапазонном — не менее и не более.

Если действительное значение показателя ниже мини­мального предельного, но не связано с потерей безопаснос­ти продукции, то выявленное несоответствие может стать основанием не только для снижения сорта и категории то­вара (например, перевод его в пониженный сорт или не­стандарт), но и для уценки его.

Максимальное предельное значение исполь­зуется для показателей, ухудшающих качество, если установленные пределы будут завышены.

Оптимальное значение приобретает статус регламентированного, когда применяется в ка­честве нормы, устанавливаемой стандартами и ТУ. При оценке качества оп­ределяется действительное значение показателя качества.

Номенклатура показателей качества зависит от назначения товара. Для продукции одноцелевого назначения она может быть выражена однозначным показателем, а для продукции многоцелевого назначения, как правило, многочисленным. При рассмотрении показателей качества необходимо различать наименование показателя и его числовое значение.

Определяющий показатель качества продукции – это тот, по которому оценивают ее качество.

Прямые показатели качества непосредственно связаны с потребительскими свойствами товаров (например, содержание углерода в чугуне или стали).

Косвенные показатели качества товаров непосредственно связаны со свойствами, зависящими от ряда факторов (к примеру, плотность стекла).

Относительный показатель качества характеризует отношение показателя качества конкретного товара к соответствующему базовому показателю эталона. Эти показатели выражают в отвлеченных числах либо в процентах. Зная величину одного или нескольких показателей оцениваемого изделия и эталона, можно характеризовать качество изделия в целом, т.е. говорить об его уровне качества. По единичному или комплексному показателю качества не всегда можно сопоставить однозначные изделия и тем более правильно оценить эффективность их производства и потребления с учетом всех затрат. Поэтому для определения технико-экономического «уровня качества» пользуются так называемым интегральным показателем качества.

Интегральный показатель качества продукции (И) есть отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции (Э) к суммарным затратам на ее создание (Зс) и эксплуатацию или потребление (Зэ). Его вычисляют по формуле:

И = Э/ Зс+Зэ

Величина, обратная интегральному показателю качества, называется удельными затратами на единицу эффекта.

Определить интегральный показатель качества и суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления товара можно не для каждого вида продукции. Поэтому при решении задачи повышения качества того или иного товара необходимо учитывать его оптимальное качество, позволяющее получать соответствующий экономический эффект при создании, эксплуатации или потреблении. Оптимальный уровень качества изделия соответствует затратам общественного труда, при которых достигается наибольший экономический эффект, определяется он по разности между стоимостью, получаемой от использования товара, и стоимостью затрат на его производство.

При сравнительной оценке качества товара применяют базовые показатели, т.е. характеризующие качество продукции, принятой за эталон. В роли базовых могут выступать показатели образцов текущего производства, показатели лучших образцов отечественного или зарубежного производства либо показатели перспективных образцов, установленные опытным путем или теоретически. По мере совершенствования производства и повышения требований покупателей одни эталонные образцы заменяют другими, более перспективными.

Базовые показатели качества в зависимости от вида продукции бывают, единичными, комплексными и интегральными. Комплексный показатель, отнесенный к такой совокупности свойств, по которой принято решение оценивать качество товара, выступает как обобщенный показатель. При оценке качества товара необходимо сопоставить показатели совокупности свойств, составляющих качество, с потребностями в данном товаре в определенный период. Но это не всегда возможно, так как потребности общества постоянно растут и изменяются. Для потребителя товара важны не только показатели качества, но и время, в течение которого товар может полностью выполнять свои функции и удовлетворять потребность человека, т.е. сохранять обусловленные технико-экономические, эксплуатационные и другие свойства.

Качество товаров — актуальная проблема товароведения. В торговлю поступает большое количество товаров, различных по назначению, сырьевому составу и внешнему оформлению. Постоянно изменяется спрос населения, поэтому задача товароведов состоит в том, чтобы на основе изучения спроса и определения потребности на товары дать заказ промышленности на производство товаров в соответствии с реальными запросами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...