Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования, предъявляемые к товарам.




Все выпускаемые товары должны соответствовать конкретным требованиям. Требования, предъявляемые к товарам - это условия и особенности, которым должен соответствовать товар, чтобы его можно было использовать по назначению в определенных условиях и в течение определенного времени. К ним относятся как показатели физико-механических свойств, характеризуемые числовыми значениями, так и соответствие товара господствующей моде, стилю, требованиям санитарии, гигиены и др. Совокупность свойств и особенностей для различных товаров неодинакова и зависит от их назначения и условий эксплуатации или потребления.

По мере развития экономики, науки и техники, изменения потребностей населения, расширения знаний о товаре предъявляемые к товарам требования постоянно изменяются и, как правило, повышаются.

К товарам, для которых предусматривается значитель­ное количество допускаемых отклонений или допусков, от­носятся свежие, сушеные плоды и овощи, крупы, консервы. Так, в свежих плодах и овощах допускаемые отклонения устанавливаются по ряду повреждений: механических, сель­скохозяйственными вредителями, физиологических и мик­робиологических.

Требования к товарам различны ввиду разнообразия выполняемых ими функций и условий использования.

Между уровнем требований к свойствам товаров и качеством их существует определенная диспропорция, благодаря которой ассор­тимент товаров постоянно обновляется, а их качество повышается.

Требования к товарам подразделяют на текущие и перспективные, общие и специфические.

Текущие — это требования, предъявляемые к выпускаемой продукции серийного производства и определяемые возможностями производства и характером спроса. Текущие требования регламенти­руются государственными стандартами и техническими условиями.

Перспективные — это требования, разрабатываемые на ос­нове прогнозов использования новых видов сырья и материалов, новых технологий и методов производства. Перспективные требова­ния со временем переходят в текущие; появляются требования более высокого уровня.

Уточнение и изменение текущих требований, разработка перспек­тивных требований к товарам являются одними из главных задач товароведения.

Общие — это требования к одному или преобладающему боль­шинству товаров. К ним относятся такие требования, как наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения ос­новной функции, а также удобство пользования, безвредность для человека, прочность и надежность в эксплуатации, эстетические требования, возможность ремонта.

Для всех товаров важнейшим является требование безвредности для организма человека.

Требования к свойствам различных товаров не одинаковы. К одним товарам предъявляют более высокие требования надежности в экс­плуатации, а к другим — эстетических свойств.

Не одинаков характер требований и к товарам разных групп. Например, основное требование, предъявляемое к музыкальным инструментам, — качество звучания, к оконному стеклу — требования к его светопропусканию и т.п.

Специфические требования к товарам определяются преиму­щественно условиями их эксплуатации (например, водоотталкива­ющие свойства плащевых тканей).

Текущие и перспективные, общие и специфические требования в зависимости от того, какую сторону потребления товара они характеризуют, подразделяют на:

Социальные требования характеризуют соответствие производства товаров общественным потребностям оправданность производства и потребления товаров.

Функциональные предусматривают соответствие изделия выполнению основной функции.

Требования к надежности в потреблении предпола­гают безопасность в работе, сохраняемость, долговечность, ремонто­пригодность товаров, что должно способствовать увеличению сроков службы и удовлетворению потребностей в течение длительного времени без соответствующей замены.

Эргономические требования включают требования удобства пользования изделием и его комфортности в процессе эксплуатации, а также соответствие гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и другим особенностям организма человека.

Эстетические — это требования к художественной выра­зительности и рациональности формы изделия, его соответствию стилю и моде, совершенству исполнения.

Экологические предусматривают охрану окружающей среды от вредных воздействий при производстве, эксплуатации или потреб­лении, хранении или транспортировании товаров.

Требования безопасности и безвредности потребления товаров включают обеспечение биологической, механической, пожарной идругих видов безопасности при эксплуатации товаров. Требования безопасности потребления товаров разрабатываются в соответствии с рекомен­дациями международных стандартов и правилами по технике безо­пасности.

Технологические требования характеризуют возможность использования при изготовлении и ремонте изделий современных технологических процессов и оборудования, а также легкость и про­стоту использования изделий в быту. Технологические требования предъявляют, прежде всего, к исходным материалам и сырью для про­изводства товаров.

Экономические требования — требования к затратам труда на производство готовой продукции и требования к затратам потре­бителей, связанным с приобретением и использованием товаров, а также с их ремонтом.

Требования стандартизации и унификации харак­теризуют возможные способы производства товаров на основе стан­дартных и унифицированных элементов и деталей, а также способов технологии. Стандартизация и унификация предусматривают повы­шение производительности труда, упрощение технологии производ­ства, уменьшение себестоимости изделий.

Перечень потребительских свойств и их показателей опре­деляется особенностями и назначением товара. В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы:

1.Назначение — одно из определяющих потребительских свойств, характеризует способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в классификации товаров.

Свойства функционального назначения обусловливают использование изделия по назначению. Показатели функциональных свойств характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Показатели функциональных свойств зависят от специфики продукции; их можно подразделить на следующие группы:

•показатели совершенства выполнения основной функции;

•показатели универсальности;

• показатели выполнения вспомогательных функций.

Свойства социального назначения — соответствие товаров общественно-необходимым и индивидуальным потребностям населения. Показатели свойств социального назначения зависят от многих факторов, например направления моды, стиля, сезонности товара. В этой связи существует зависимость изменения показателей социальных свойств одних товаров от изменения свойств других изделий.

Классификационное назначение — возможность ис­пользования некоторых свойств и показателей в качестве классифи­кационных признаков.

Универсальное назначение — способность некоторых свойств и показателей товаров удовлетворять различные потребности.

2.Надежность — свойство изделия сохранять во времени в ус­тановленных пределах все значения параметров, характеризующих способность изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях.

Показателями надежности являются показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

По существу, показатели надежности дополняют характеристику товаров показателями функционального назначения, так как характеризуют продолжительность или полноту проявления эффекта от использования потребителем.

Безотказность — способность изделия выполнять заданные функции в течение определенного времени без вынужденных пере­рывов.

Долговечность — способность изделия выполнять заданные функции в течение длительного времени до предельного состояния. Показателями долговечности являются срок службы изделия, ресурс и др.

Ремонтопригодность — способность изделия к предупреж­дению, выявлению и устранению дефектов с помощью ремонта. Всеизделия можно подразделить на ремонтопригодные и ремонтонепригодные. Показатели ремонтопригодности: вероятность восста­новления в заданное время, среднее время восстановления, трудо­емкость ремонта.

Сохраняемость — способность товара сохранять потреби­тельную стоимость при хранении и транспортировании в течение установленных сроков хранения и транспортирования, а также после них. Показатели сохраняемости: срок календарной продолжи­тельности хранения и транспортирования изделий (в днях, месяцах и т.д.), потери, выход товарной (стандартной) продукции.

3.Эргономические свойства товаров характеризуют их при­способленность к использованию человеком в производственных и бытовых процессах.

К эргономическим свойствам и показателям относятся гигиени­ческие, антропометрические, психофизиологические и психологи­ческие.

Гигиенические — свойства товаров, влияющие на организм и работоспособность человека. Гигиенические свойства определяются условиями эксплуатации изделия: температурой и влажностью воз­духа, шумом, вибрацией и другими, а также природой материала. Показатели гигиенических свойств: гигроскопичность, паро- и воз­духопроницаемость, пылеемкость и др.

Антропометрические свойства — способность изделия или его деталей соответствовать размерам, форме и массе потребителя. Показатели антропометрических свойств: размеры одежды, обуви, мебели; форма посуды; размеры и форма бытовой техники и т. п.

Психофизиологические свойства — способность товаров обеспечивать соответствие особенностям органов чувств человека: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых.

Психологические свойства — способность товаров соот­ветствовать восприятию, мышлению и памяти потребителя.

4. Эстетические свойства — способности выражать чувст­венно воспринимаемые признаки социально-культурной значимости товаров, степени их полезности и целесообразности, технического совершенства.

К показателям эстетических свойств относят: форму изделия, цвет, целостность композиции, стиль, моду, оригинальность изделия, совершенство производственного исполнения.

Форма — одна из основных характеристик эстетического вос­приятия. Форма изделия должна соответствовать его назначению, культурным запросам и вкусам потребителя.

Цвет – это основное средство оформления изделий, цветовое оформление должно подчеркивать красоту товара.

Целостность композиции — гармоничное единство частей и целого, взаимосвязь элементов формы изделия. Целостность композиции предполагает подчиненность второстепенного эле­мента главному, простоту композиции и единство стиля всех частей изделия.

Стиль — устойчивая целостность и общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов.

Стилем также называют систему признаков, по которым такая общность может быть опознана. С понятием стиля связывают весь комплекс явлений содержания и формы. Стиль отражает индивиду­альную манеру, художественные особенности в творчестве, обозна­чает периоды истории искусств.

Мода — проявление вкусов потребителей в какой-либо сфере жизни. В более узком смысле модой называют смену форм и образов одежды, обуви, мебели, бытовой техники и других товаров, которая происходит в течение сравнительного короткого промежутка времени. В отличие от стиля мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм товаров.

Оригинальность изделия — совокупность признаков, позволяющих отличить конкретное изделие от моделей-аналогов; проявляется в характерных приемах графического, цветового и фак­турного решения; зависит также от выполнения упаковки и сопро­водительной документации.

Совершенство производственного исполнения — это чистота исполнения контуров и соединений отдельных элемен­тов, качество покрытий и отделки поверхности, качество и четкость исполнения фирменных знаков, сопроводительной и информационной документации.

5.Экологические свойства характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду, возникающего при производстве, потреблении или эксплуатации товаров, а также при их хранении и утилизации.

6.Свойства безопасности потребления — это обеспечение биологической, механической, электрической, пожарной и других видов безопасности при эксплуатации или потреблении товаров. В стандартах предусматриваются обязательные требования, обес­печивающие безопасность. На товары, использование которых по истечении определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки годности.

Показатели безопасности характеризуют особенности товаров, обеспечивающие безопасность потребителя во всех режимах их по­требления, или эксплуатации, а также транспортирования, хранения и утилизации. Номенклатуру показателей безопасности устанавливают в зави­симости от специфики продукции и условий ее использования.

Показатели безопасности товаров группируют по однородности характеризуемых ими свойств и с учетом различных видов опас­ностей.

Различают следующие виды безопасности: химическая, механи­ческая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная.

Химическая безопасность означает, что продукция не выде­ляет токсические вещества, опасные для потребителя и его имуще­ства.

Механическая безопасность характеризует степень защиты потребителя от различных механических воздействий (от ударов вы­ступающих и быстровращающихся деталей изделий, трения и др.).

Биологическая безопасность означает отсутствие недо­пустимого риска вследствие воздействия на потребителя микроорга­низмов (бактерий, микромицетов), макроорганизмов (насекомых, грызунов) и продуктов их жизнедеятельности.

Радиационная безопасность характеризует степень защиты потребителя и его имущества от воздействия радиоактивных элемен­тов. Для пищевых продуктов устанавливают предельно допустимые концентрации радиоактивных изотопов кобальта, цезия, стронция, а также радионуклидов.

Электрическая и магнитная безопасность характери­зует степень защиты потребителя от воздействия электрических и магнитных полей, возникающих при эксплуатации различных видов электротоваров. В стандартах на эту группу товаров нормируются максимально допустимые утечки электроэнергии и другие показатели, влияющие на электрическую безопасность.

Термическая безопасность характеризует степень защиты потребителя от воздействия высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров.

Противопожарная безопасность характеризует степень защиты потребителя от потенциальной опасности, связанной с воз­горанием товаров при их эксплуатации, хранении или транспорти­ровании.

Факторы, влияющие на потребительские свойства товаров. Потребительские свойства товаров зависят от многих факторов, действующих комплексно или изолированно. Изучение этих факто­ров является одной из важнейших задач товароведения. Факторы, формирующие потребительские свойства товаров, можно подраз­делить на три группы:

1. Формирующие — свойства исходного сырья и материалов, конструкция из­делия, качество технологических процессов;

2. Стимулирующие — целесообразность и эффективность производства, материальная заинтересованность работников, санкции, предъявляемые за выпуск продукции низкого качества;

3. Сохраняющие важны при до­ведении товаров от производства до потребителя — условия хранения, транспортирования, реализации и эксплуатации товаров.

Сырье и материалы — предмет труда, претерпевший уже извест­ное изменение под воздействием труда и подлежащий дальнейшей переработке.

Наряду с понятием «сырье» в практике встречаются понятия «полуфабрикат» и «фабрикат». Готовый продукт производства называется фабрикатом, незаконченный фабрикат — полуфабрикатом (заготовка обуви, черновые заготовки для мебели, одежда, подготовленная к примерке, и т. п.). Данные понятия часто условны и зависят от конкретной области применения продукта. Фабрикат одного производства может быть полуфабрикатом для другого. Черновые заготовки для мебели являются фабрикатом лесозаготовительной и полуфабрикатом мебельной промышленности. Ткань — фабрикат текстильной промышленности, но для производства одежды, мебели, игрушек она представляет собой полуфабрикат.

Все многообразные виды сырья подразделяют по его происхож­дению на промышленное и сельскохозяйственное.

Промышленное сырье в свою очередь делят на минеральное и ис­кусственное.

Сырье минерального происхождения подразделяют по сферам использования (техническое, для строительных материалов, метал­лургическое и др.).

К искусственному сырью относят синтетические смолы и пласт­массы, искусственные и синтетические кожи, синтетические моющие средства. Если природные материалы не обладают необходимым комплексом свойств или имеются в недостаточном количестве, трудоемки и дороги, используются искусственные и синтетические материалы. Искусственные материалы частично или полностью заменяют природное сырье, а в некоторых случаях значительно превосходят его по качеству.

К неорганическим сырьевым материалам относятся также различные минералы, в том числе драгоценные (алмаз, жемчуг и др.), полудрагоценные (топаз, аметист и пр.) и поделочные (яшма, малахит и т. п.) камни, которые используются в производстве часов, ювелирных, галантерейных и иных товаров народного потребления. За исключением поделочных, они обладают, как правило, прозрачностью, красивым цветом, высоким коэффициентом преломления света, сопротивлением к истиранию прочностью, твердостью и другими специфическими свойствами. Поделочные камни в основном непрозрачны и слабо просвечивают. Наряду с природными камнями применяются и искусственные.

Широко применяются синтетические органические материалы: различные каучуки и резина на их основе, смолы, из которых получают синтетические волокна (капрон, лавсан и др.), пластические массы (поливинилхлоридные, полиамидные и т.д.). Все они представляют собой высокомолекулярные соединения, получаемые путем модификации или синтеза. В виде пленочных покрытий и украшений их используют для облагораживания изделий из других материалов (древесины, кожи, тканей). Особенность синтетических материалов состоит в том, что им можно легко придать необходимые для изделий свойства, форму, фактуру поверхности.

Из искусственных целлюлозных сырьевых веществ применяются вискозные волокна (вискоза), целлюлоза и ее производные — нитроцеллюлоза, целлулоид, ацетилцеллюлоза.

Основные представители природных углеводородных сырьевых материалов, применяемых в производстве товаров народного потребления, — натуральный каучук и битумы, искусственных — резина на основе натурального каучука.

Сельскохозяйственное сырье, а также сырые материалы мясной, рыбной промышленности и заготовок подразделяют на сырье расти­тельного происхождения (зерновые и технические культуры, в том числе растительные волокна, древесина, дикорастущие и лекарствен­ные растения) и животного происхождения (мясо, рыба, молоко, пушнина, шерсть, шелк и др.). Из белковых сырьевых материалов чаще используются для производства товаров кожа, мех, шерсть, шелк, рога, копыта, кости. Наиболее важным сырьем являются кожа и мех.

Конструкция изделия — это форма, размеры, способ соединения и характер взаимодействия отдельных деталей. Конструкция влияет на эргономические и эстетические свойства, а также на свойства надежности, долговечности и ремонтопригодности.

Технологические процессы — это совокупность производственных процессов и операций (механических, физических, химических, тер­мических и др.), позволяющих из исходного сырья и материалов получить готовые изделия. Виды и последовательность технологи­ческих операций зависят от применяемого сырья и его назначения.

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...