Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толтекская цивилизация 99. 100  Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций. 100       Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций




Толтекская цивилизация                                                    99

видеть, ни у кого и мысли не было, что дух пла­неты мог каким-либо образом прогневаться, если этими часами пренебрегали, или что он вообще мог испытывать гнев; идея скорее была в том, что в эти моменты божество изливает своё благосло­вение, и было бы не только глупо, но и неблаго­дарно упускать столь любезно предоставленную возможность.

Пока что мы коснулись лишь личной рели­гиозной жизни людей, но у них были и большие, и пышные публичные церемонии. Каждой плане­те соответствовало по меньшей мере два великих праздника в году, а у Солнца и Луны их было куда больше, чем два. У каждого планетного духа бы­ли храмы во всех частях страны, и по обычным случаям их последователи довольствовались по­сещением ближайшего; но в большие праздники, о которых мы говорим, огромные множества людей собирались на обширной равнине в окрестностях столицы, где находилась группа великолепных храмов, каждый из которых был совершенно уни­кален.

Эти здания сами по себе достойны внимания как отличные образцы доисторического стиля ар­хитектуры, но больше всего интересны тем, что их расположение, очевидно, имело целью пред­ставить расположение планет в Солнечной Систе­ме, и поняв принцип расположения этих храмов, можно было убедиться, что составлявшие этот план обладали значительным знанием предмета.


100       Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

Самым великолепным и намного превосходящим всех по размеру был огромный храм Солнца, кото­рый необходимо описать более подробно. Другие, воздвигнутые на постепенно увеличивающихся расстояниях от него, с первого взгляда выглядели так, будто были построены не по упорядоченному плану, а просто так, как диктовало удобство.

Однако более пристальное изучение показа­ло, что план был, и план примечательный — что не только постепенно растущие расстояния между меньшими храмами находились в определённом соотношении и несли определённый смысл, но и даже относительные размеры некоторых важ­ных частей этих храмов не были случайными, по­скольку означали соответственно размеры планет и их расстояния от Солнца.

Но всякому, кто вообще хоть что-то знает об астрономии, очевидно, что всякие попытки по­строить модель Солнечной Системы, соблюдая масштаб, обречены на неудачу — во всяком слу­чае, если делать храмы таких размеров, чтобы они годились для обычного поклонения. Разница в размерах между Солнцем и самыми маленькими членами его семьи столь значительна, а расстоя­ния между ними столь огромны, что если здания не сделать кукольными домиками, никакая страна не смогла бы вместить всю систему.

Как же тогда халдейские жрецы, спланировав­шие этот удивительный комплекс храмов, ухитри­лись преодолеть эти трудности? Точно так же, как


Толтекская цивилизация



поступают иллюстраторы наших современных книг по астрономии — использовав два совершен­но разных масштаба, но сохранив относительные пропорции внутри каждого из них. В этом удиви­тельном памятнике древнего искусства нет ниче­го, что могло бы нам доказать, что его автор знал абсолютные размеры планет и расстояния до них, хотя конечно же он мог их знать, но в чём мож­но быть уверенными, так это в том, что ему пре­красно были знакомы их относительные размеры и удалённость от Солнца. Он также узнал от своих учителей или сам открыл закон Боде. Насколько дальше простирались его знания на основании изучения этих построек остаётся только предпо­лагать, но он точно должен был владеть опреде­ленными знаниями о размерах орбит планет, хотя его вычисления в некоторых отношениях отлича­лись от принятых сейчас.

Святилища, посвящённые внутренним плане­там, образовывали нечто вроде неравномерного скопления под самыми стенами великого храма Солнца, тогда как храмы других членов солнеч­ной семьи были рассыпаны по равнение со всё большими интервалами, и представитель уда­лённого Нептуна почти терялся вдалеке. Здания отличались по стилю, и почти нет сомнений, что у каждого видоизменения было своё особое значе­ние, хотя во многих случаях мы не могли его вы­яснить. Однако была одна черта, являвшаяся для всех общей — у каждого из них был центральный


102      Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

полусферический купол, который, очевидно, имел особое отношение к тому небесному телу, которое он представлял.

Все эти полусферы были ярко окрашены теми цветами, которые халдейская традиция связывала с той или иной планетой. Принцип, по которому были выбраны эти цвета, далеко не ясен, но мы вернёмся к ним позже, когда будем описывать ве­ликие праздничные службы. Купола вовсе не всег­да сохраняли те же пропорции к размерам храмов, но их относительные размеры точно соответство­вали диаметрам планет, которые они символизи­ровали. Что касается Меркурия, Венеры, Луны и Марса, халдейские вычисления этих размеров точно совпадали с нашими собственными, но ку­пола для Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, хо­тя и были значительно больше, чем у внутренней группы, всё же были явно меньше, чем должны были быть согласно нашим расчётам, если были бы построены в том же масштабе.

Возможно, причиной этому применение для этих огромных шаров другого стандарта, но гораз­до более вероятным кажется, что халдейские про­порции были верны, а современные астрономы значительно переоценили размеры внешних пла­нет. Пока лишь установлено, что в случае Юпитера и Сатурна наблюдаемая нами поверхность — это лишь край обширного и плотного облачного по­крова, а не поверхность самой планеты, и если это так, то халдейское представление этих планет


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...