Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толтекская цивилизация  111. 112  Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций. 112       Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций




Толтекская цивилизация                                                   111

на западный притвор, и с помощью подвешенного на их пути стеклянного шара, наполненного водой и действовавшего как линза, само Солнце снова зажигало священный огонь Луны, который затем заботливо хранили и поддерживали весь следую­щий год.

Внутренняя поверхность большого купола представляла собой планетарий, и при помощи некоего сложного механизма основные созвездия двигались в соответствии с реальным движени­ем звёзд, так что в любое время дня, или в пас­мурную ночь, поклоняющийся в храме мог точно определить положение любого из знаков Зодиака и положение планет относительно их. Для пред­ставления планет использовались светящиеся те­ла, и в ранние дни этой религии, в точности как и в ранние дни мистерий, они были настоящими ма-териализациями, вызванными к существованию учителями-адептами; но в позднейшие дни и в том, и в другом случае сделать действующие пра­вильным образом материализации оказалось труд­ным или невозможным, и их место заняли искусно устроенные механизмы. Внешняя поверхность этого огромного купола была покрыта тонкими пластинами золота; и примечательно, что на по­верхности создавался специфический пятнистый эффект, целью которого, очевидно, было воспро­извести «рисовые зёрна», или пятна на Солнце.

Другой интересной чертой этого храма было подземное помещение, или потайной склеп, кото-


112       Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

рый был предназначен исключительно для жрецов, по всей видимости, с целью медитации и самораз­вития. Единственный допускавшийся туда свет проходил через толстые пластины хрусталеопо-добного вещества различных цветов, вставленные в полу храма. Были сделаны устройства, отражав­шие солнечный свет и направлявшие его через эти фильтры, и жрец, практиковавший медитацию, позволял этому отражённому свету падать на раз­личные центры своего тела — иногда между глаз, иногда в основание позвоночника, и так далее. Очевидно, это способствовало развитию способ­ностей предсказания, ясновидения и интуиции, а применяемый цвет зависел не только от того, ка­кой цели хотел достигнуть жрец, но и от планеты или типа, к которому он принадлежал. Было также замечено, что здесь, как и в греческих мистериях, использовался тирс — пустотелый стержень, заря­женный электрическим или жизненным огнём.

Интересную часть изучения этой религии древнего мира составили наши попытки понять, что же имели в виду её учителя, когда говорили о звёздном ангеле и духе звезды. Небольшое, но тщательное исследование показало, что эти тер­мины, хотя иногда бывали синонимами, не всег­да таковы, поскольку под общим термином «дух планеты» у них, похоже, скрывалось по меньшей мере три совершенно разных понятия.

Во-первых, они верили в существование у каждой планеты неразвитой, полуразумной и в


Толтекская цивилизация                                                   113

то же время чрезвычайно мощной сущности, суть которой в нашей теософической терминологии мы, пожалуй, могли бы выразить как совокупность всей элементальной сущности этой планеты, рас­сматриваемую как одно огромное существо. Мы знаем, как в случае человека элементальная сущ­ность, входящая в состав его астрального тела, становится во всех отношениях отдельным су­ществом, которое иногда называют элементалом желания, и как различные типы и классы этой сущности соединяются во временное единство, способное на вполне определённые действия по своей самозащите, как, например, сопротивление процессу распада, начинающемуся после смерти5. Точно так же мы можем представить и совокуп­ность элементальных царств какой-либо планеты, энергетически представляющую единое целое, и тогда поймём теорию, которой придерживались древние халдеи касательно этой первой разновид­ности планетарного духа, для которого гораздо более подходящим названием будет «планетарный элементал». Влияние (или, возможно, магнетизм) этого-то планетарного элементала и пытались они сфокусировать на людях, страдающих от опреде­лённых болезней, или заключить его в талисман для будущего использования.

Жрецы считали, что видимые для нас физиче­ские планеты служат указателями положения или

5 См. Ч. Ледбитер. «Внутренняя жизнь». Раздел V, глава «Элементал желания». — Прим. пер.


114       Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

состояния великих центров в теле самого логоса, и что через каждый из этих великих центров из­ливается один из десяти типов сущности, из кото­рой, согласно им, было построено всё. Каждый из этих типов, взятый сам по себе, отождествлялся в планетой и также часто назывался духом этой планеты, таким образом придавая этому термину ещё один, совершенно отличный смысл. В этом смысле они говорили о духе планеты как о присут­ствующем повсюду во всей Солнечной Системе, действующем в каждом человека и показываю­щем себя в его действиях, а также проявляющемся через определённые растения и минералы и при­дающем им их отличительные свойства. Конечно, этот самый «дух планеты» в человеке и подвергал­ся воздействию состояния того великого центра, к которому он принадлежал, и именно в отноше­нии его и выпускались все астрологические пре­достережения.

Однако, когда халдеи призывали благослове­ние духа планеты или старались подняться к не­му искренней и почтительной медитацией, они использовали это выражение в ещё одном смыс­ле. Каждый из этих великих центров они счита­ли дающим рождение целой иерархии великих духов, и во главе каждой из этих иерархий сто­ял Великий, называвшийся Духом планеты, или чаще, звёздным ангелом. Это его благословения искали родившиеся под его влиянием, и это его считали они одним из великих архангелов, семи


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...